Логопедическая работа с детьми с ЗПР (обобщение опыта работы)
методическая разработка по логопедии по теме

Материал из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_rabota_s_detmi_s_zpr_iz_opyta_raboty.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ Г.БЕЛЕБЕЯ

Логопедическая работа с детьми с ЗПР

Из опыта работы учителей - логопедов

Белебей 2013г.


Белебеевская школа – интернат сегодня – это мобильный коллектив единомышленников, где каждый представляет собой яркую личность, всегда готовую к открытому творческому диалогу.

Наше педагогическое кредо: «К детям с отклонениями в развитии нужно относиться так же, как и ко всем остальным детям, только педагогически щедрее и разнообразнее».

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

В специальных школах и классах обучаются дети с ЗПР церебрально – органического генеза, которая характеризуется первичными нарушениями познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР.

Речь ребёнка с ЗПР характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов:
-звукопроизношения
-фонематического слуха
-лексико – грамматического строя
-связной речи

Сначала преодолеваются нарушения фонетической стороны речи. Дефекты звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются чаще и характеризуются большим количеством нарушенных звуков. Коррекция звукопроизношений проходит успешнее с использованием зрительных опор.

При коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова ведется работа над активизацией словаря.
Например, при изучении темы «Слоги» подбирается лексический материал на тему «Одежда». Дети учатся делить на слоги многосложные малоупотребительные слова: комбинезон, водолазка и т.д.

При работе над формированием речевого высказывания используются наглядные опоры: карточки – схемы, картинки, таблицы – опоры, иллюстрации.
Например, детям предлагается задание: придумать предложение по схеме.

Предварительно проводилась следующая работа: слово «собака» заменяли другими словами (пес, щенок, овчарка, Шарик и т.д.), слово «грызет» заменяли словами «нюхает», «прячет», «видит» и т.д.
В итоге дети придумали по схеме следующие предложения:
Собака грызет кость. Цезарь нюхает кость. Пес прячет кость.
Дальше ведется работа над распространением предложений с использованием схем.

Использование метода наглядного моделирования при формировании речевого высказывания позволяет представить абстрактные понятия ( слово, текст). Это особенно важно для детей с ЗПР, поскольку мыслительные задания у них решаются с преобладающей ролью внешних средств.

Развитию диалога уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в первом классе.
Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с формированием словоизменения и словообразования.

При работе над диалогом закрепляется правильное речевое дыхание, формируется правильная интонация, выразительность речи, дети учатся слушать и понимать вопросы.
Приемами развития диалогической речи являются беседы, театрализации.

С детьми на занятиях проводятся игры – драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются, а затем воспроизводятся по ролям. Диалоги сопровождаются наглядным материалом: картинками, макетами, вырезанными из картона фигурками животных, масками, игрушками и т.д. Воспроизводятся инсценировки по известным детям коротким сказкам.

При подведении итогов занятия проводится ролевая игра «Разговор по телефону». Ученик, используя схему – опору, рассказывает маме или другу о том, чем занимался на занятии.

Дети с ЗПР довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно – ответной формы речи (диалога). Переход к самостоятельному высказыванию очень труден и затягивается до старших классов.

Работа по формированию умения излагать свои мысли начинается с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, составление плана и пересказ по плану, пересказ по отдельным фрагментам (началу, середине, концу). Затем дети учатся выборочному пересказу: например, расскажи сначала о кошке, потом о собаке и т.д.

Использование зрительных опор при коррекции звукопроизношения, наглядного моделирования при формировании речевого высказывания, а так же бесед, игр - драматизаций, инсценировок стимулирует речевую активность детей с ЗПР, способствует адекватному ведению диалога, побуждает к более объемным высказываниям.

Специфика работы с детьми с ЗПР предполагает тесное взаимодействие с учителем – дефектологом.
На своих занятиях учитель – дефектолог Чанышева Р.Р. автоматизирует поставленные на логопедических занятиях звуки, работает над расширением и систематизацией словаря, над развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Профессиональная деятельность педагога предполагает поиск новых, оптимальных психолого – педагогических подходов, методов, дидактических средств.
Поиск новых форм и методов работы с детьми с ЗПР подтолкнул нас к идее использования нетрадиционных методов воздействия: логопедических досугов, коррекционно – развивающих игр, музыкотерапии и т.д.

Нетрадиционные методы воздействия оптимизируют процесс коррекции речи детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.

Логопедический досуг – это итог работы всего педколлектива во главе с логопедом по коррекции недостатков речи и умственного развития. Логопедический досуг нужен взрослым и детям. Взрослым – как завершение этапа работы и переход к другому, проверка результатов, а детям – как победа над ограниченностью возможностей над недостатками речи, как праздник преодоления себя, праздник ума, грамотности и свободного полета в мире звуков и слов, письма и чтения.

Мы убедились, что участие детей с ЗПР в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения и навыки.

Для детей с ЗПР не разработаны специальные программы по преодолению нарушений устной и письменной речи.
В 2011 – 2012 учебном году мы разработали «Программу логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР».
Данная программа разработана с использованием рекомендаций Л.М.Козыревой, Л.Н.Ефименковой, Г.Г.Мисоренко, И.Н.Садовниковой, Р.И.Лалаевой, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Л.И.Тикуновой, Т.В.Игнатьевой, И.С.Лопухиной и общеобразовательной программы начальной школы по русскому языку.

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Продолжительность занятий составляет: в 1 – 2 классах – по 90 часов (3 часа в неделю), в 3 – 4 классах – по 60 часов (2 часа в неделю).

Принцип комплексного построения позволяет организовать обучение блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между компонентами речевой системы.

Продуктивная продуманная организация процесса обучения помогает детям с ЗПР успешно окончить школу, поступить в училища, колледжи, достойно служить в армии и стать неплохими специалистами, успешно социализироваться в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной ...

Работа с детьми с ОВЗ. Из опыта работы.

Тема работы с детьми с ОВЗ меня заинтересовала ещё в далекие75-76 годы. В самый первый год работы после окончания Белебеевского педучилища мне дали 1 класс, где был ребенок с умственной отсталостью.По...

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)...

Создание условий для работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

laquo;Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».(К. Д. Ушинский)...