Создание условий для работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
опыты и эксперименты

Гаджимурзаева Гульжанат Шамиловна

«Ученик – не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который

необходимо зажечь».

(К. Д. Ушинский)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0004976c-c26bbc19.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ученик – не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который

необходимо зажечь». 

(К. Д. Ушинский)

Дети с ОВЗ – это дети, которых необходимо адаптировать в социуме, а  проблема социальной адаптации инвалидов, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобретает в последние годы особую важность, в этом актуальность проблемы, над которой я работаю. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка, по этому главной задачей при работе с детьми ОВЗ считаю (слайд1)

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (слайд2)

Основные группы условий:

  1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
  2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
  3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
  4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
  5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ:

1.      индивидуальный подход;

2.      предотвращение наступления  утомляемости;

3.      поддержка стабильности эмоциональной сферы

Из опыта работы учителя начальных классов Гаджимурзаевой Г.Ш. с детьми с ОВЗ 

С детьми c ОВЗ я работаю седьмой год. Мои обучающиеся – это дети с  ДЦП  8 вида и с нарушениями слуха.  Мне хочется поделиться результатами  своей работы ученицей  9 го класса, диагноз  ДЦП 8 вида. С данным ребенком я работаю 7 год. Она очень добрая девочка. Чаще на её лице улыбка, она очень любит делиться всеми своими радостями и невзгодами. Она старательная девочка и делает значительные успехи в обучении. Детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде двигательных и  психических нарушений. Несмотря на всевозможные  усилия со стороны  родителей, девочка не освоила навыки самообслуживания, не овладела ходьбой. Поэтому учебные занятия проходят на дому, четыре  раза в неделю, соответственно учебному плану школы, по программе YIII вида. Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок с таким учеником – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт  уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и  адаптироваться в социуме. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза, ей трудно было усваивать учебную программу из- за  нарушений координации движений и нарушения зрения, отношение к учёбе было отрицательное. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности, было трудно удержать ручку, попасть в строку или клетку, В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Писала и пишет печатными буквами. С трудом усваивала правила выделения границ предложения.

  Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. С родителями девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Что касается уроков чтения. К 10 годам девочка не освоила навык чтения, путала буквы, не умела сливать буквы в слоги; с трудом фиксировала взор на картинке в учебнике,  испытывала трудности в устной речи при построении предложений.  Я заметила, что наибольшую пользу на тот момент  для развития мотивации познавательного интереса  общеучебных умений и навыков оказывали задания в игровой форме. Для формирования  устойчивости фиксации взора, развития пространственного восприятия проводила упражнения: (слайд) «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом», последовательный показ картинок, построение геометрических форм   и предметных изображений из палочек занятия по размещению геометрических фигур  в соответствии с инструкцией и др. В работе по развитию речи ребёнка с ДЦП очень важно развитие   слухового внимания, здесь мне помогают  такие игры-упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Отгадай, на каком инструменте играют», «Сосчитай удары ». В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы. (слайд)

Одним из трудных уроков для нас является урок математики. В 1–2-м классе была  плохо  усвоена  таблица вычитания в пределах 20.  Таблица умножения освоена, а случаи деления даются с трудом. И, так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, необходимые  таблицы мы держим  перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая срабатывает в необходимый момент.  При работе над задачей обязательны схема или рисунок. Ввиду слабого зрения нам удобно такой рисунок делать на экране компьютера.

(слайд)

В течение 7 лет домашнего обучения девочка  добилась  следующих результатов в освоении учебного материала:

легко составляет развернутый рассказ по картинке, если девочка испытывает трудности, можно помочь ей наводящими словами;

читает, воспринимает только крупный шрифт (в связи со слабым зрением);

обладая хорошей памятью, успешно усваивает правила;

если бы не нарушения в звукопроизношении,  она  смогла бы орфоэпически  грамотно произносить слова. В данной работе  справиться со сложностями  нам частично помогают ИКТ;          

 освоила таблицу сложения и вычитания;

освоила таблицу умножения и деления;

решает составные задачи в 2-3 действия, на все арифметические действия;

выступает и участвует на школьных фестивалях, олимпиадах, получает призовые места, присутствует почти на всех мероприятиях школьных.

В периоды болезни общение между мной и девочкой  происходит по скайпу.

        Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Поэтому, совместно с классным руководителем мы  организовываем встречи  с одноклассниками.
          Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением  психолого-педагогического сопровождения ребёнка  и тесным контактом с родителями.

Хочется отметить, что она  быстро адаптировалась, активна, у неё прекратились приступы невроза.

Заключение(слайд)

В заключении хочу отметить, что включение детей с особыми потребностями в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий работы с одарёнными детьми.

Создание комфортных условий для работы с одарёнными детьми....

"Создание условий для работы с детьми девиантного (общественно опасного) поведения"

    Каждому учителю в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают д...

Работа с детьми с ОВЗ. Из опыта работы.

Тема работы с детьми с ОВЗ меня заинтересовала ещё в далекие75-76 годы. В самый первый год работы после окончания Белебеевского педучилища мне дали 1 класс, где был ребенок с умственной отсталостью.По...

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)...

Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Презентация к докладу "Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...