Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах; 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) по теме

Банзе Изабель Бартоломеевна

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания

Фонетико-фонематическая тема: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах.

Лексическая тема: профессии.

Грамматическая тема: закрепление навыков словообразования имен существительных: образование профессий суффиксальным способом.

Цель: развивать умение различать звуки [Ч] и [Щ] в словах.

 

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие кинестетических ощущений в органах артикуляции;

- закрепление представлений об акустико-артикуляторных признаках звуков [Ч] и [Щ];

- закрепление правильного произношения звуков [Ч] и [Щ] в словах;

- развитие слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в словах;

- совершенствование звукобуквенных связей: закрепление связи звуков [Ч] и [Щ] с соответствующими буквами и навыка их правильного обозначения в письме;

- развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Профессии»;

- совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование названий профессий суффиксальным способом от исходных слов и лексических толкований;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти;

- развитие интереса и уважения к лицам разных профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon differentsiatsiya_zvukov_ch_i_shch_v_slovakh.zip727.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                              

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

******************************************************************

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)

194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la

ОКПО  52179592   ОКОГУ  2300223   ОГРН  1027801541602 ИНН/КПП   7802142926/780201001

******************************************************************

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции дисграфии,

обусловленной нарушением фонемного распознавания.

Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах

Учитель-логопед Банзе Изабель Бартоломеевна

2015

Санкт-Петербург

Класс: 4б

Учитель: Банзе И.Б.

Предмет: логопедия

Фонетико-фонематическая тема: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах.

Лексическая тема: профессии.

Грамматическая тема: закрепление навыков словообразования имен существительных: образование профессий суффиксальным способом.

Цель: развивать умение различать звуки [Ч] и [Щ] в словах.

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие кинестетических ощущений в органах артикуляции;

- закрепление представлений об акустико-артикуляторных признаках звуков [Ч] и [Щ];

- закрепление правильного произношения звуков [Ч] и [Щ] в словах;

- развитие слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в словах;

- совершенствование звукобуквенных связей: закрепление связи звуков [Ч] и [Щ] с соответствующими буквами и навыка их правильного обозначения в письме;

- развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Профессии»;

- совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование названий профессий суффиксальным способом от исходных слов и лексических толкований;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти;

- развитие интереса и уважения к лицам разных профессий.

Оборудование:       рабочие тетради

                                 проектор с презентацией

                                 флажки с изображением соответствующей пары звуков

                                 предметные картинки с изображением инструментов

                                 карточки с лексическими толкованиями слов

Ход занятия

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.

Организация начала занятия

- Здравствуйте, ребята!                                                              

- Будьте внимательны: сейчас первыми сядут те  ученики, у кого в отчестве есть согласный звук [Ч].

- А теперь сядут все остальные.

Садятся, следуя инструкции.

II.

Определение темы

- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и догадайтесь, о чем пойдет речь на занятии:

                             

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской, -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

- О ком говорилось в тексте?                                                      

- Правильно, в стихотворении собраны лица разного рода трудовой деятельности. А как иначе можно назвать род занятия или трудовой деятельности, которым занимается человек?      

- О чем пойдет речь на занятии?

- Прослушайте слова и постарайтесь определить в них «общий» звук:

  - часовой, учитель,    

почтальон, врач.                            

  - сыщик,  уборщица,  

кладовщик, заведующий.

- Определите тему занятия.       

- Мы уже научились правильно произносить звуки [Ч] и [Щ], различать их в слогах, а сегодня мы продолжим учиться их различать, но уже в словах.

  - Я напишу буквы,

которыми обозначаются эти звуки, на доске, а вы запишите их у себя в рабочих тетрадях.     

Внимательно слушают.

Перечисляют.

- Это профессия.

- Речь пойдет о профессиях.

- Общий звук [Ч].

- Общий звук [Щ].

- Тема занятия звуки [Ч] и [Щ].

 1-ый слайд

 2-ой слайд

III.

 Тренировочные упражнения по теме занятия

3.1 Повторение артикуляции

3.2 Слуховая дифференциация

3.3 Определение места звука в слове

3.4 Развитие фонематических представлений

- Вспомним, что нужно для произнесения звука [Ч] и [Щ]. Расскажите, как расположены губы (зубы, язык) при произнесении этих звуков.

- Какие это звуки?

- Что между ними общее? Чем они отличаются?                                                                                

- На что похожи эти звуки? Со звучанием чего вы бы могли их сравнить?

 

- Сейчас я буду называть слова-профессии, а вы, если услышите звук [Ч] – поднимите флажок с изображением буквы Ч, если услышите звук [Щ] – то флажок с буквой Щ. Если в слове встретятся оба звука – то поднимите два флажка сразу:

лётчик, гонщик, кучер, врач, учитель, учёный, часовщик, аппаратчик, электронщик, арматурщик, сварщик, замерщик, комплектовщик, кровельщик, плиточник, банщик, прачка, кочегар, печник, ведущий, танцовщик, начальник, рабочий, печатник, почтальон, переводчик, радиовещатель, дрессировщик, пчеловод.

- Эти коварные звуки могут встречаться в разных частях слова.

На доске размещены карточки с изображением инструментов и предметов людей самых        разных профессий. Выходите по одному, называйте предмет, место звука в слове и кладите его в коробку со звуком [Ч] или [Щ].

- Знаете ли вы, как важно не путать эти звуки, правильно их произносить и писать. Чтобы убедиться в этом, сыграем в «Игру наоборот». Я буду называть слова, а вы заменяйте в них звуки [Ч] или [Щ] друг на друга:

плач –

мочь –                                                            

помочь –                                                          

чепцы –                                                            

чётки –                                                            

челка –                                                              

пищать –                                                        

тащить –                                                        

размечать –                                                    

замечать –                                                      

защищать –                                                    

- Давайте запишем эти слова в две колонки.                              

- В этих словах мы заменили только один звук. А вы заметили, как они изменились.

- Какие значения приобрели слова? Попробуйте дать толкование новым словам.                

- Теперь вы поняли, как важно не путать эти звуки и не допускать ошибок при написании.

Повторяют артикуляцию звуков.

- Это согласные звуки, глухие, всегда мягкие, непарные.

- При произнесении [Щ] кончик языка находится у аллавиол, а не у передней части твердого неба; [Ч] образует смычку и щель;[Ч] - взрывной, краткий звук; [Щ] - щелевой, долгий звук.

Следуют инструкции.

Выходят к доске по очереди, берут карточку,

называют предмет, определяют место звука в слове и помещают карточку в определенную коробку.

… плащ

… мощь

… помощь

… щипцы

… щетки

… щелка

… печать

… точить

… размещать

… замещать

… зачищать

Делают записи в тетрадях.

Определяют значение слов.

Предметные картинки: щипцы, щётка, щит, меч, ключ, кирпич, ящик, клещи, крючок, точилка, скотч, очки, тачка, удочка, дудочка, кусачки, наручники.

IV.

Динамическая пауза

- Вы наверняка устали. А трудолюбивые гномики никогда не устают. Давайте я вас с ними познакомлю. Для этого встаньте и повторяйте за мной:

Жили-были гномики каждый в своем домике

На лесной опушке у маленькой речушки.

                     

И любили гномики убираться в домике,                           Мыли окна и полы, тёрли чуть не до дыры.                  

Ложки мыли, чашку, где варили кашку                        

С ягодным вареньем всем на удивленье.

Каждый день они варили и друзей своих кормили.       Птичек, бабочек, ужей, и больших, и малышей!  

         

В понедельник с ежевикой, вторник - с ягодкой брусникой,

С  земляникою по средам угощали всех обедом.

                   

А в четверг и по субботам в лес ходили на работу,        

А наступит воскресенье - надо вновь варить варенье!  

Так и жили гномики в чистых своих домиках                

На лесной опушке на радость всем зверюшкам!            

Шагают с высоким подниманием ног.

Разводят руками и сводят их.

Плавными движениями в воздухе имитируют мойку окон, быстрыми, нагнувшись, - полов.

Трут ладонь о ладонь. Производят круговые движения рукой в кулаке – «мешают кашу».

«Мешают кашу» быстрее. Отводят и подносят руку. Тянутся вверх и приседают.

Шагают и загибают пальцы, отсчитывая дни недели.

Широкий шаг, продолжая загибать пальцы.

Быстрые круговые движения рукой.

Идут медленно, на цыпочках.

Разводят руки в стороны, показывая опушку.

 

 V.

Упражнения на закрепление усвоенных навыков

5.1 Вставка пропущенных букв

5.2 Словообразование суффиксальным способом

- Мы немного отдохнули, а заодно, я вам поведала о наших гостях, которые пришли к нам не с пустыми руками. Проворные гномы приготовили для вас задания, чтобы проверить, насколько вы сообразительные и грамотные.

- Гномы постарались зашифровать слова. Они нарочно пропустили в них буквы. Расшифруйте и запишите слова, вставляя в них Ч и Щ.

- Каким правилом нам пришлось воспользоваться при написании этих слов? Давайте вспомним, после каких букв  в соответствии с правилом следует писать букву Ч, а после  каких Щ?

- Ответьте поочередно на вопросы и вы узнаете вид деятельности каждого из семи наших сегодняшних гостей.

- Запишите получившиеся слова в два столбика: с Ч и Щ.

Кто сваривает железные детали?                                              

Кто укладывает рельсы?                                                            

Кто смазывает колеса вагонов?                                                  

Кто работает на кране?                                                              

Кто бурит скважины?                                                                  

Кто работает на складе?                                                              

Кто ведет учёт о проделанной работе?                                      

                                       

  - Образуйте от данных слов названия профессий и запишите слова, которые у вас получились.

- Сейчас я раздам вам карточки с лексическим толкованием слов, а вы образуйте и запишите слова:

Военнослужащий,  занимающийся  разведкой __                

Солдат, обслуживающий пулемёт __                                    

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь __                

Рабочий, работающий посменно с другим __                      

Работник, который занимается приёмом чего-нибудь __  

Лицо, имеющее подписку на подписное издание__              

Лицо, занимающееся перепиской бумаг __                            

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справились с этой работой ваши соседи по парте.                  

- Проверим получившиеся слова.                          

Читают слово, называют пропущенную букву, записывают в тетрадь.

- Правописание суффиксов -чик (-щик).

- После букв д-т, з-с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется Щ

… сварщик.

… укладчик.

… смазчик.

… крановщик.

… бурильщик.

… кладовщик.

… учётчик.

Образуют слова и записывают их в тетрадь.

Выполняют самостоятельно.

… разведчик.

… пулемётчик.

… смазчик.

… сменщик.

… приёмщик.

… подписчик.

… переписчик.

Взаимопроверка.

 3-15-ый слайды

Слова: регулиров_ик, проектиров_ик, разработ_ик, реклам_ик, расклей_ик, сортиров_ик, упаков_ик, шлифов_ик, то_иль_ик, _асов_к, отдело_ник, диспет_ер, посудомой_ик.

 16-27-ой слайды

Слова:  

камень –        сортировка –       водопровод –

стекло –        мусор –                  перевод –

барабан –      мойка –                 сборка –

часы –            уборка –                сварка –

VI.

Подведение итогов 

- Что мы сегодня учились различать?

- Вспомните названия профессий с этими звуками.

- А кем бы хотели стать вы?

- Вы отлично поработали. Гномы могут вами гордиться.

- Молодцы!

- Мы учились различать звуки [Ч] и [Щ].

Перечисляют.

Отвечают.

 28-ой слайд

Карточка с заданием

                                 

                                               

    От данных определений образуйте слова:

Военнослужащий,  занимающийся  разведкой ___________                

Солдат, обслуживающий пулемёт ___________________                                    

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь ___________                

Рабочий, работающий посменно с другим ______________                      

Работник, который занимается приёмом чего-нибудь _____  

Лицо, имеющее подписку на подписное издание __________                

Лицо, занимающееся перепиской бумаг _______________                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса

Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложенияхЦели:- учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.- развивать навыки звукобуквенного анал...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.С группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...