Дидактические игры в коррекции нарушений устной и письменной речи.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Комплекс игр для коррекции нарушений устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи.

Пояснительная записка.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

«Эпоха детства» – так называл Д.Б. Эльконин два следующие друг за другом и тесно связанные периоды в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На рубеже этих периодов (6 – 7 лет) у детей не только появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, но и происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной. Однако это вовсе не значит, что, переступив порог школы, ученики перестают обращаться к играм. Игры по-прежнему не теряют для них своей актуальности и занимают значительное место в жизнедеятельности, выступая, во-первых, как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности (учения); во-вторых, как эмоциональная опора личности, облегчают адаптацию к школьным условиям и обеспечивают психологический комфорт; в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника в среде сверстников.

        Разумеется, происходят определенные и значительные изменения в характере игры младших школьников: возрастает значение игр с достижением результата, игра начинает подчиняться учебной деятельности.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.

Игры, создаваемые взрослыми и используемые во время занятия с целью обучения и воспитания, называются обучающими или дидактическими.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Дидактические игры широко применяются не только на уроках в начальной школе, но в коррекционной работе. Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
  • овладению звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;
  •  развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • развитию сенсорных представлений;
  •  формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);
  • сплочению детского коллектива, формированию чувства эмпатии друг к другу;

 Так же игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала, и проводиться на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях.

Цель настоящей работы: продемонстрировать педагогам широкие возможности дидактических игр и упражнений, их многофункциональность и уместность применения на разных этапах занятия и изучения различных тем.

Задачи:

1) Выявить и проанализировать  психолого-педагогические основы успешного применения дидактических игр на логопедических занятиях; определить значение игр в развитии ребенка; 

2) Познакомиться с опытом коллег, использующих дидактические игры в своей практике;

  1. Подобрать игровые приемы  и подготовить дидактические средства для коррекции устной и письменной речи школьников.

Адресная направленность: работа может быть полезна заинтересованным в развитии детей родителям, учителям начальных классов и учителям-логопедам.

Практическая значимость работы:

- педагогам окажется полезной систематизация дидактических игр  по темам;

- педагогам и родителям в работе с детьми будут полезны предлагаемые в работе методические рекомендации по проведению дидактических игр.

 

В ходе работы были использованы следующие методы:

- Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;

- Выступление на ШМО начальных классов по теме «Использование логопедических игр на уроках русского языка и чтения».

- Адаптация разработанных дидактических средств и пособий на логопедических занятиях с учетом индивидуальных особенностей детей; обобщение собственного опыта работы.


Структура дидактических игр и методика их проведения.

Анализ  работ  методистов  З.М. Богуславской,  А.Н. Усовой,  Д.Б. Эльконина, занимающихся проблемой игры показал, что главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта  от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение,     а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой        и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого.

Правила направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачу.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи  выступает дидактический материал. Результатом дидактической задачи является решение игровой         и дидактической задач. Решение обоих задач – показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль      не обязательны и могут отсутствовать. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом состоит ее своеобразие.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1) Предметные игры – это игры с народной (деревянные конусы           из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки         и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений      об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

-  Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать

картинки по сходству.

-   Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой         карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д.

 - Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

-  Разрезанные   картинки и складные кубики. Игры направлены         на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым   и частью.

- Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

         3)  Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа  «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка учителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимым для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания  и преставления детей о них);

  • объяснение хода и правил игры. При этом учитель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

  • показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят следит, когда надо закрыть глаза);

  • определение роли ребенка в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

  • подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Дидактические игры в логопедической работе.

Игры на автоматизацию звуков.

«Кто дальше протянет ниточку»

 Ребенок и педагог поочередно произносит как можно дольше, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.

 «Пальчики здороваются».

Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.

«Змея ползет».

В тетради, на листке, на доске нарисовать извилистую дорожку к кустику, к лесу. Ребенок ставит палец или игрушечную змейку на начало и «ползет», произнося длительно звук «ш» (шипит). Для звука «ж» - жук летит; «з» - комар звенит; «р» - машина едет.

«Кто больше собрал?»

За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и педагог берут себе по одной ягодке (грибочку, яблоку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а педагог уже выступает в роли судьи, подводит итоги.

«Повтори для Маши».

На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: «Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось! А сможешь еще раз так же сказать?» (можно сразу выставить несколько игрушек, и для каждой ребенок будет произносить).

«Научи игрушку».

Педагог берет любую игрушку или пальчиковую игрушку и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог.

 «Маленькие ножки бежали по дорожке».

Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шаг» слог или звук.

«Лесенка».

Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук и слог.

« Прокати мяч».

Педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч. Пока мяч катится, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.

«Ромашка».

На листочке, в альбоме или тетрадке ребенка нарисовать ромашку. В ее центре написать нужную согласную букву, а на лепестках – гласные буквы. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного к другому, прочитывая прямые ( по ходу часовой стрелки) и обратные (против часовой стрелки ) слоги: са, со, су, сы; ыс, ус, ос, ас.


Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.

«Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых изображены картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш], [л], [р], [ж], [ч], [щ]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

«Речевое лото».

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры

Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

Лото «Читаем сами».

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

Ход игры

1 вариант

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

2 вариант

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

Количество играющих: 1-8 человек (можно играть, группами).

«Дин – Дон»

Цель: Развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса.

Оборудование: 4 игровые карты – комнаты, разделенные на части, набор предметных картинок (48 штук), фишки синего и зеленого цвета.

Ход игры.

Детям предлагаются 4 игровые карты – комнаты, разделенные на части, В комнатах живут гномы Дин и Дон, учащиеся должны назвать предметы, которые начинаются с твердого или мягкого звука. За правильный ответ ведущий выдает соответственно синие или зеленые  фишки. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

2 вариант.

Играющим раздаются карты с гномами. Ведущий показывает карточки с изображением предметов. Если название предмета начинается с мягкого звука, карточку берет игрок с зеленой картой Дина и кладет на свою карту. Если – на твердый, картинку берет игрок с синей картой Дона. Кто быстрее заполнит карту, тот и выиграл.

«Звонкий – глухой»

Цель: Развитие фонематического слуха, связной речи, внимания, памяти.

Оборудование: 4 карты желтого и коричневого цвета, набор предметных картинок, кубик.

Ход игры:

Играющим раздают большие карты. Ведущий показывает предметную картинку, если название начинается со звонкого согласного игроки кладут ее на карту желтого цвета, если с глухого звука на карту коричневого цвета.

2 вариант.

Играют дети без ведущего. Игроки берут большие карты, маленькие карточки лежат вразброс лицевой стороной кверху. Дети по очереди кидают бумажный кубик. Желтая грань обозначает, что нужно взять карточку со звонким согласным. Коричневая грань обозначает, что нужно взять карточку с глухим согласным. Если выпадет грань с буквой Д игрок кидает кубик дважды, это дополнительный ход. Выигрывает тот, кто первым соберет картинки на своей карте.

Логопедическое лото.

Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление произношения звуков, развитие внимания, памяти, звукового анализа слов.

Оборудование: 8 карт со схемами слов (заданный звук находится в начале, середине или конце слова), набор предметных картинок.

Ход игры:

Детям раздают карты со схемами, ведущий показывает предметные картинки. Те дети, кому они подходят, называют картинки и кладут их на соответствующую схему.

«Математическая грамматика».

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры

Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = ? (столица).

Количество играющих: 1-2 человека и более. [3]

«Построй домик».

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: 

Построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

«Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры

1 вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:

мишка — мышка  

удочка — уточка

мак — рак

коза — коса

кит — кот

трава — дрова

усы — уши

кадушка — катушка

дом — дым

2 вариант

Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

3 вариант.

Учащиеся составляют слова из отдельных слогов.


 Игры на формирование слогового анализа.

 «Телеграфист».

Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

«Подними цифру»

Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру.

«Звуковые часы»

Задание: на циферблате указать стрелочками названия каких картинок состоят из 1, 2, 3, 4 слогов.

«Пирамида»

Задание: Построить пирамиду (из квадратов в 3 ряда). Внизу 3 квадрата для трехсложных слогов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки, в которые вставляются предметные картинки.

 «Наряжаем елку».

Задание: Приближается праздник новый год. Логопед просит учеников помочь нарядить новогоднюю елку. Повесить на елку игрушки, названия которых состоят из 1 слога, затем – из 2 слогов, потом – из 3-х слогов и 4-х слогов.

2 вариант.

Дед Мороз и Снегурочка придумали для вас интересное задание.  Они развесили номера на ёлке. Кто правильно сосчитает количество слогов в слове (или звуков), тот на место цифры повесит ёлочную игрушку.

Предметные картинки стоят на наборном полотне.

«Наведём порядок».

Задание: Незнайка как всегда всё перепутал. Помогите Незнайке составить из карточек – слогов слова.

Образец: чик, куз, не (кузнечик).

«Поиграем в загадки»

Логопед делит детей на две команды. Первая команда загадывает загадки, другая – отгадывает. Чтобы быстрее отгадать загадку, 1 команда рисует схему слова (по слогам). Затем команды меняются местами.

1 команда                                                                                 

Шагаешь – впереди лежит,                                         

Оглянешься – домой бежит.        (Дорога).

2 команда

«Цепочка слов»

Задание: Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например:

рыба – баран – ранка – калоши – шина и т.д.

«Закончи слово».

Задание: Записать продиктованную логопедом часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать, что получилось.

Мо – (-ст, -гу, -жете); чи – (-стота, -н, -тать); чёт – (-ный, -ко).

Могу читать чётко.

Игра «Шифровальщики». 

Задание: Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

  1. Выделить из слова первый слог.

Устно: хорек, рокот, шорох – хорошо.

Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично.

  1. Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.

  1. Выписать третий по счёту слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство.

При– ла – га – тель – но – е.

«Внимание и счёт».

Игра проводится письменно. От учеников требуется внимательность и умение быстро считать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают все сова, состоящие из трёх слогов.

Около школы был пустырь. Стадо пошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.

Если задание выполнено, верно, в тетради получится предложение: Около нашего домика стояла белая берёза.

Игра «Не ошибись!»

Задание: Спишите предложения. Вместо скобок напишите те слова, в которых толь один слог.

Мама  купила (…). Дыню, соль

Рыбаку попался огромный (…). Омуль, налим, ёрш, сом

(…) – домашнее животное. Коза, конь

(…) – лиственное дерево. Ива, вяз

(…) – крупная кошка. Она охотится за зайцами и птицами. Может взбираться на деревья. Лиса, рысь

«Сколько слогов?».

Наглядный материал: у каждого ребёнка набор полосок для записи слогов, счетные палочки.

Логопед показывает игрушки, картинки, (по одной теме), а дети должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, они должны положить палочку над первой полосой, если в конце – над второй.

«Убери слог». 

Задание: Убери слог так, чтобы получилось новое слово. Напиши его.

Радуга, машина, волки, лесник, дорога, баранка, смородина, буквари, бабочки, стрекоза, огород, платочки, олень, забор.

«Угадай, что мы задумали».

Задание. Вставь слоги жи, ши, чтобы получились слова. Повтори правила правописания жи, ши.

                дру                                                         ма

пру                на                                        ти                на

                на                                                        на

(пружина, дружина, машина, тишина)

«Кто быстрее!»

Задание: Прочитайте стихотворение. Первая команда выписывает слова, состоящие из двух слогов, вторая команда – из трёх слогов, третья команда – из одного слога. Кто быстрее справится с заданием?

«Веселые паровозики»

Цель: Развитие умения делить слова на слоги, закрепление навыка чтения, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карты с изображением вагончиков, набор предметных картинок, схемы слов.

Ход игры:

Детям раздают карты с вагончиками. Ведущий показывает предметные картинки, те дети, кому они подходят кладут на соответствующую карту ( односложные слова на карту, где изображен вагончик с одним окошком, двусложные – на вагончик с двумя окошками и т.д.)

2 вариант

Детям раздают схемы слов, к каждой схеме они должны подобрать картинки

Игры на развитие звукового анализа и синтеза.

На этом этапе дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове; вычленять из слога первый или последний слог; определять последовательность звуков в слове.

«Найди место звука в слове».

Задание: Определить место звука в слове по картинкам (1-2 кл.), на слух (3-4 кл.). (В начале, середине, конце).

«Угадай, сколько звуков в слове?»

Задание: Определить количество звуков в слове (или какой по счёту звук) по звуковым линейкам или цифровому ряду.

«Услышь звук – покажи букву».

Логопед называет слова (односложные), дети определяют гласный звук (или согласный звук в слове) и показывают букву.

«Молчанка».

Хлопают в ладоши, если правильно (например, слышат гласный звук). Молчат, если неправильно.

Подбери слово к схеме.

а. Записать только гласные данного слова (окна – о  а  ).

b. Записать только согласные данного слова (стол – ст л).

c. Подбери слово к схеме, используя предметные картинки (по темам).

d. Составь схему слова, используя цветовое графическое обозначение.

е. Словарный графический диктант.

«Кто в доме живёт?»

Цель: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.

Игровой материал: карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с 4-мя окошками. Под каждым окошком – кармашек, куда вставляется картинка. На чердачном окошке – буква. Предметные картинки на определённые звуки.

Логопед. «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук С, во втором – те, у кого в названии есть звук Ш. в каждом домике 4 квартиры. Найдите 4-х животных и переселите в домик».

«Пирамида».

Задание: Определить количество звуков в словах.

Логопед. «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже – из трёх, ещё ниже – из 4-х звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

«Как их зовут?»

Задание: Определить последовательность звуков в словах, а также составить из них имена.

Логопед предлагает ученикам узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображённых на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые (вторые и последние) звуки в словах – названиях предметов, нарисованных  на картинках в верхних кармашках. ученики называют: лошадь, арбуз, рака, астру – и приходят к выводу, что девочку зовут Лара.

«Найди общий звук»

  Логопед называет слова, например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес, и спрашивает детей, какой одинаковый звук встретился во всех этих словах.

«Цепочка»

   Логопед называет слово, например, автобус, а следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники делают то же самое, составляя цепочку из слов.

Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

«Лесенка»

Задание: Придумать слова, где звук (например. 3) находился бы на 1 месте, на втором, на третьем.

        3

        2        2

        1                1

«Путаница».

На магнитной доске дано слово и отдельные буквы. Предлагаем детям поменять одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово, прочитать его и объяснить его смысл, составить с ним словосочетание или предложение. Если ученик справился с заданием, он получает поощрительный приз. Побеждает тот, кто имеет больше призов.

«Внимание на старт».

          В игре закрепляются умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа. На наборном полотне выставляется картинка. Детям надо выделить первый звук в её названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой начинается с этого же звука. Победит тот, кто найдёт картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде: «На старт! Внимание! Марш!» ученики выходят к доске и выставляют на наборное полотно свои картинки. После этого подводится итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук; определяется, сколько звуков в каждом слове; называется победитель.

Преобразовать слова:

а) добавить звук (рот - крот);

б) изменить один звук слова (сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын - сон);

в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток;

г) какой звук убежал? (крот – кот, лампа – лапа);

д) найти общий звук в словах: луна – стол, кино – игла;

е) какие слова можно составить из букв обного слова: ствол (стол, вол).


Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Смотри корень»

Цель: Знакомство с понятиями «Родственные» слова, «корень», развитие умения находить однокоренные слова и выделять корень.

Оборудование:  8 больших карт  с изображением «чуда – дерева», карточки с написанными словами, карточки с написанными корнями слов.

Ход игры:

У каждого ребенка большая карта с изображением дерева, в прорези которого вставлена карточка с написанным корнем, дети должны подобрать однокоренные слова.

2 вариант

«Пятый лишний»

У каждого ребенка по комплекту карточек. Например: белая, белеть, белка, бело, белизна. Нужно найти «лишнее» слово и объяснить почему.

3 вариант

«Найди проверочное»

У  каждого ребенка комплект карточек. Необходимо разложить слова в два столбика: в первый – проверочные слова, во второй – проверяемые.

«Посмотри, какой цветочек!»

Цель: Ознакомление с понятиями «род», «имя прилагательное», развитие грамматического строя речи, обогащение словаря, развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: карты с изображением какого-то предмета, карточки с записанными на них прилагательными.

Ход игры:

«Речевое лото»

Дети выбирают понравившуюся картинку. Ведущий показывает карточки с прилагательными, учащиеся читают слово, если оно подходит к выбранной картинке, то забирают карточку себе.

«Слово – наоборот»

Игра учит детей подбирать антонимы. К прилагательным необходимо подобрать антонимы.

«Цепочка»

Можно составить рассказ с набором картинок и слов-прилагательных. Например: у одного ребенка словосочетание «теплое солнышко», у другого – «воздушное облачко», у третьего – « грибной дождик» и т.п.  Ведущий задает вопрос: «Как объединить эти словосочетания в рассказ?»

«Подбери существительное»

Для этого варианта используются только маленькие карточки с прилагательными. Дети берут по одной карточке, читают слово и подбирают к нему существительные. Например: «легкая» бабочка, вата, куртка и т.д.

«Какой? Какая? Какое?»

Предлагаем детям разложить карточки с определениями на три стопки: в первой – прилагательные женского рода, во второй – мужского, в третьей – среднего.

«Кто больше подберет слов?»

Ведущий показывает большую карточку, с изображенным предметом. Дети подбирают к названию картинки как можно больше определений. Игру можно провести как соревнование между командами.

«Найди зайку»

Цель: развитие связной речи, грамматического строя речи, внимания, восприятия, памяти.

Оборудование: Карты – комнаты, предметные картинки.

Ход игры:

«Где предмет?»

Каждый ребенок получает по карте-комнате, ведущий показывает предметные картинки, тот участник у кого находится данный предмет в комнат называет его местоположение. Например: картина на стене, ваза на столе и т.д.

«Добавь предметы»

Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривают изображение комнаты и решают, какие еще предметы можно добавить на картину.( Что еще может стоять на столе? Лежать на полке? Находится рядом с диваном?) Можно сравнить свою комнату с изображенной на картинке..


Выводы

Игра является одним из основных видов деятельности младшего школьника.  Как любой деятельности ей присущи наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра служит средством  воспитания     и обучения.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:  восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Значение игры как ведущего всестороннего развивающего вида деятельности позволяет широко  использовать их в логопедической работе. А так же выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством игры в ходе логопедических занятий можно преодолеть нарушения звукопроизношения, сформировать фонематические процессы, способствовать овладению лексико-грамматического строя речи, а так же развивать мелкую моторику, активизировать психические процессы, облегчить процесс усвоения знаний и сократить время коррекционного воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

 Программа составлена  с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных  классах VII вида , у которых выявлены недостатки чтения и письма, обуслов...

Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

Логопедическая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"

Логопедическая программа "Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"  Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитани...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Использование криптограмм при коррекции нарушений устной и письменной речи

Данная работа позволяет с помощью криптограмм закрепить 13 обобщающих понятий, провести работу по расширению словарного запаса, позволяет в занимательной форме познакомить учащихся с новыми пословицам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....