Технологическая карта коррекционной непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Составление рассказа с опорой на собственный опыт"
методическая разработка по логопедии (2, 3 класс) на тему

Жук Инна Анатольевна

Технологическая карта коррекционного занятия по развитию связной речи у детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

коррекционной непосредственно - образовательной деятельности

по познавательно - речевому развитию

учителя - логопеда первой квалификационной категории Жук Инны Анатольевны

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский» 

Класс: 2-г  (специальный коррекционный класс)

Тема:   Составление рассказа по собственному опыту «Моя кукла» по плану, составленному совместно с логопедом, с использованием опорных слов.

Цель:  Развитие связной речи  детей 7-9 лет с ОВЗ опираясь на собственный опыт.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество.

Форма организации: групповая. 

Задачи:  Коррекционно - образовательные:  

  • Развивать умение составлять небольшие рассказы по собственному опыту по плану с использованием опорных слов.
  • Формировать навык развернутого ответа на вопросы фразой.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по различным лексическим темам.
  • Формировать умение в процессе рассказывания контролировать последовательность, громкость и внятность изложения с опорой на схему.
  • Закреплять умение слышать, запоминать  и выполнять инструкцию.
  • Уточнять знания детей по краеведческому материалу.

Коррекционно - развивающие: 

  • Воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов (речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение).
  • Развивать умение составлять схему предстоящего рассказа совместно со сверстниками и с помощью взрослого.
  • Развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно - воспитательные:

  • Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать у детей потребность в речевом общении, формировать адекватную оценку своих возможностей.
  • Воспитывать любовь к родному краю, к природе, толерантность.

Предварительная работа: знакомство со схемами, посещение ЦНТ в г. Белоярский, знакомство с бытом, промыслами, традициями коренных народов Югры. Изготовление на мастер-классе «куклы-Акань».

Необходимое оборудование: столы, стулья по количеству детей, «кукла-Акань» сделанная каждым ребёнком, план-схема рассказа, интерактивная доска, компьютер с доступом в сеть интернет, слова напечатанные на отдельных листочках (для каждого ребёнка), смайлики для рефлексии….

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Формируемые умения (УУД)

Результат

I. Психологический настрой,

1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка обучающихся.

Приветствие. Эмоциональная поддержка детей.

Приветствие.

Приветствие.

Коммуникативные: Планируют сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Психологическая готовность.

II. Вводно-организационный,

1 мин.

Сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность.

Установление зрительного и эмоционального  контакта. Обсуждение с детьми деятельности направленной на реализацию совместного проекта.

Все дети группы усаживаются за столы, проверяют готовность к работе, рассматривают индивидуальное оборудование.

Привлечение детей  к обсуждению совместной работы.

Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться.

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других, вести беседу.

Формальная

готовность к

предстоящей

деятельности,

концентрация произвольного

внимания. Устные ответы детей.

III. Мотивационно -побудительный,

1 мин.

Вызвать у детей интерес, желание помочь, побудить к предстоящей деятельности.

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: «Мы уже очень многое сделали для того, чтобы выполнить наш проект. На прошедших мероприятиях вы многое узнали о крае, в котором живёте, о людях и их жизни, играли в игры, в которые играли дети народов севера и даже сами сделали куклу-оберег.  Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о том, что делали своими руками. Чтобы потом рассказать Ольге Анатольевне, родителям и друзьям».

Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения.

Создание проблемной ситуации. Приемы активизации речемыслительной деятельности детей для её решения.

 

Личностные: Проявление интереса к изучаемому материалу.

Коммуникативные: Планируют сотрудничество с учителем и со сверстниками.

У детей появилось желание действовать  – с помощью логопеда составить план предстоящего рассказа. Создать  рассказ о своём труде, о том, что сделано своими руками. Устные ответы детей.

IV. Основной.

1. Разгадывание кроссворда. Уточнение знаний о Югре.

4 мин.

Формировать умение выполнять инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать навык чтения вслух, способность внимательно слушать  сверстника.

Избегать переутомления детей, избегать гиподинамии за счет передвижения по кабинету. Уточнять и закреплять в словаре детей краеведческие понятия.

Помогает ребенку прочесть задание, правильно подобрать ответ, заполнить поле.

Привлекает внимание детей.

Все дети группы внимательно слушают сверстников, помогают найти верный ответ.

По очереди заполняют поле кроссворда. Учатся взаимовыручке, быть толерантными.

Использование здоровьесберегающей технологии. Работа с компьютером.  Для поддержания интереса, к работе каждый ребёнок получил возможность участвовать в общем деле. Обсуждение ответа, умение договариваться со сверстниками. Дети могли использовать ранее полученные знания и личный опыт.

Познавательные: владение навыком осмысленного чтения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения. Личностные: Проявление познавательного   интереса к изучаемому материалу.

Коммуникативные: Работа в коллективе, учатся уважать права сверстников, толерантному отношению друг к другу, взаимопомощи.

Дети читали задания,  старались помочь одноклассникам в выборе верного ответа, опираясь на ранее полученные знания. Обогащали словарный запас. Меняли вид деятельности.

2.  Беседа о жизни,  быте, обычаях коренных народов Севера.

4 мин.

Уточнение знаний детей, полученных в ходе работы над совместным проектом.

Формировать умение  работать вместе, воспитание желания помогать одноклассникам, умение работать сообща.

Ведёт беседу.

Оказывает помощь  детям в подборе слов и построении предложений.

Отвечают на вопросы.

Принимают активное участие в обсуждении, дополняют ответы друг друга. Тренируются в построении предложений различной структуры. Учатся уважать мнение других детей.

Беседа. Совместные ответы на вопросы. Групповая работа.  

Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения. Личностные: Проявление познавательного   интереса к изучаемому материалу, стремятся к получению новых знаний.

Коммуникативные: Работа в коллективе, учатся уважать права сверстников, взаимопомощи. Формулируют своё мнение и учитывают мнение других.

Дети уточнили и обобщили знания о малой родине, жизни и быте коренных народов. Составляли предложения различной структуры. Поупражнялись в подборе слов, для составления предложений.

3.  Просмотр презентации о куклах-акань. Обогащение и уточнение знаний детей о культуре народа ханты.

2 мин.

Развивать зрительную память. Формировать умение выполнять заранее полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность внимательно наблюдать и запоминать информацию.

Избегать переутомления детей за счет смены деятельности.

Использовать информационно-компьютерные технологии.

Привлекает внимание детей. Даёт установку ребенку на запоминание информации. Дополняет знания детей.

Все дети группы внимательно просматривают презентацию, воспринимают и стараются запомнить информацию. Один ребёнок представляет информацию. Делятся ранее полученными впечатлениями, комментируют и дополняют высказывания сверстников.

Для поддержания интереса детей к работе используются  информационно-компьютерные технологии. 

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, формулирование своего мнения.

Дети увидели продемонстрированную презентацию. Постарались запомнить информацию. Смогли сменить вид деятельности. Участвовали в сборе материала для составления рассказа. Учились слушать своего товарища, уважительно относиться друг к другу.

4. Словарная работа. 2 мин.

Уточнять и обогащать  словарный запас обучающихся. Учить пользоваться словарём.

Привлекает внимание детей. Помогает освоить умение пользоваться словарём. Объясняет.

Находят новую информацию, учатся пользоваться словарём. Совершенствуют навык чтения вслух. Осмысливают значение нового слова. Подбирают однокоренные слова.

Работа со словарём. Индивидуальная.

Личностные: Проявление познавательного   интереса к изучаемому материалу, стремление к получению новых знаний. Коммуникативные: Учатся уважать мнение других.

Дети познакомились с новым словом. Узнали его значение. Пользовались словарём. Подбирали однокоренные слова к новому слову.

5.  Составление плана рассказа совместно с логопедом. 5 мин.

Составить совместно с логопедом план для составления рассказа по собственному опыту.

Формировать умение  планировать свои действия. Познакомить детей с планом предстоящего рассказа.

Объяснение.

Подведение детей к разрешению проблемной ситуации.

Логопед заполняет план,  по которому дети будут составлять рассказ.

Дети, сидя  за столами, совместно с логопедом составляют план для будущего рассказа.

Принимают активное участие в предложении и выборе наиболее точных формулировок для записи пунктов плана.

Совместное составление плана рассказа. Групповая работа.

Познавательные: структурирование знаний и личного опыта, анализ, синтез, обобщение. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения. Коммуникативные: Работа в коллективе, учатся уважать мнение сверстников, взаимопомощи. Формулируют своё мнение и учитывают мнение других.

Дети совместно с логопедом составили план рассказа. Определили последовательность частей рассказа.

6. Динамическая

Пауза. Национальная хантыйская игра

2 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение

утомляемости. Формировать умение действовать по правилам.

Проведение национальной игры.

 Вспоминают правила игры. Участвуют в

подвижной игре.

 

Использование здоровьесберегающей технологии. Формирование регулятивных УУД.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

У детей снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый

игровой опыт.

7.  Работа по подбору опорных слов для составления рассказа в соответствии с планом, с опорой на зрительный ряд (по фотографиям)

4 мин.

Формировать умение выполнять полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность подбирать синонимы, составлять предложения различной структуры, уместно использовать выбранные слова. Закреплять в памяти детей синонимический словарь.

Избегать переутомления.

Помогает вспомнить инструкцию детям, выполняющим задание,  правильно подбирать слова и выстраивать связные высказывания..

Привлекает внимание детей.

Все дети выбирают слова из предложенных или предлагают свои для описания своей работы по пунктам плана. Составляют связные высказывания. Учатся строить предложения различной структуры, уместно используют подобранные слова.

Индивидуальная работа по подбору слов и построению предложений под руководством и с помощью взрослого.

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения, планирование учебных действий. Личностные: Проявление познавательного   интереса к изучаемому материалу.

Коммуникативные: учатся уважать права сверстников, учитывать их мнение , взаимопомощи

Дети подобрали слова для построения связных высказываний. Развивали умение использовать данные слова в устной  речи. Учились быть внимательными слушателями, уважать своих одноклассников.

8. Самостоятельное составление рассказа по готовому плану.

2-3 мин.

Организация

практической

работы.

Оказание необходимой помощи и

эмоциональной

поддержки.

Составление связного рассказа по плану.

Объяснение.

Подведение детей к составлению самостоятельного рассказа по плану. Индивидуальная помощь детям.

Сидя за столами, самостоятельно обдумывают и составляют рассказ, с помощью логопеда по плану с опорой на зрительный ряд.

Самостоятельная работа по составлению рассказа, подготовка к демонстрации своей работы.  

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждения, развитие творческих способностей. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения планирование учебных действий, определение наиболее эффективных способов достижения результата. Личностные: Проявление познавательного   интереса к изучаемому материалу.

Коммуникативные: учатся уважать права сверстников, учитывать их мнение, слушать других людей, осуществляют использование речевых средств  для решения коммуникационных задач.

Дети по составленному плану и с использованием опорных слов самостоятельно составили рассказ, опираясь на собственный опыт.

Поупражнялись в подборе слов и составлении предложений.

 9. Представление своей творческой работы. Рассказы детей.

5-7 мин.

Формировать умение публичного выступления перед одноклассниками. Развивать связную речь детей. Способствовать развитию анализа и синтеза мыслительных операций.

Объяснение.

Подведение детей к разрешению проблемной

ситуации: «Как составить рассказ по плану, опираясь на собственный опыт».

Дети рассказывают самостоятельно составленный по плану рассказ. Демонстрируют свою поделку.

Стимулирующая помощь. Развитие коммуникативных УУД.

Регулятивные: осуществление контроля, коррекции, волевой саморегуляции, принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения планирование учебных действий.

Коммуникативные: слушать других людей, учитывать их мнение, осуществляют использование речевых средств  для решения коммуникационных задач.

Дети поупражнялись в установлении порядковых связей между явлениями действительности,

Узнали, что всё целое имеет части. Поупражнялись в  составлении рассказа по плану, составленному совместно со взрослым.

V. Заключительный этап.

1.Рефлексия,

1 мин.

Получить обратную связь.

Подведение итогов НОД

Высказываются по поводу выполненных заданий.

Беседа. Фронтальная, индивидуальная работа.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на занятии.

Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного, творческого процесса.

2.Самооценка деятельности.

1 мин.

Формирование элементарных навыков самооценки

Объяснение.

Выбирают поощрение за деятельность, в зависимости от самооценки.

Предложить детям самим выбрать поощрение: конфеты разного размера (маленькая, средняя, большая).

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на занятии.

Коммуникативные:

осуществляют использование речевых средств .

Каждый ребёнок попробовал оценить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно- речевому развитию "Прогулка по городу"

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

План-конспект коррекционной НОД по познавательно-речевому развитию. Составление рассказа с опорой на собственный опыт "Моя кукла".

Коррекционное занятие по развитию связной речи детей с ОВЗ 7-9 лет. Составление рассказа "Моя кукла" по коллективно составленному плану и опорным словам, опираясь на собственный опыт....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Растим читателя» для детей старшей группы «Волшебный мир сказок»

Участие в областном конкурсе методических материалов «Растим читателя», направленных на реализацию региональной образовательной технологии «РROчтение»...