"Специфические ошибки на письме, связанные с недоразвитием зрительного анализатора»
консультация по логопедии ( класс) по теме

Дёмина Лилия Михайловна

Цель данной консультации заключается в том, чтобы сформировать представления у учителей начальных классов о способах коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_uchiteley_nach._klassov.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учителей начальных классов

Тема: «Специфические ошибки на письме, связанные с недоразвитием зрительного анализатора»

Цель: ознакомление учителей начальных классов со способами коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.

Задачи: познакомить учителей с классификацией специфических ошибок на письме, причинами их возникновения и наиболее эффективными и простыми упражнениями их устранения.

Ход консультации:

I. Вступительное слово

II. Основная часть

Такие специфические ошибки на письме, как:

- трудности запоминания и узнавания букв;

- замены графически сходных рукописных букв:

а) состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: б-д, т-ш;

б) включающих одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами: и - ш, о - а, п - т, х - ж, л - м;

в) зеркальное написание букв Э - Є, ε - з;

г) лишние элементы: ш-ши;

д) неправильно расположенные элементы: х-сс, т-пп, У-Ч;

связаны с недоразвитием зрительных зон коры головного мозга.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности, наличия схожих элементов. Работа при устранении таких ошибок проводится в следующих направлениях:

  • развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания), в том числе и буквенного;
  • уточнение и расширение объёма зрительной памяти;
  • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.      

Задания на узнавание букв (буквенный гнозис): найти букву среди ряда других букв, назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; добавить недостающий элемент; соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; расположенные неправильно; обвести контуры букв; выделить буквы, наложенные друг на друга.

При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Предлагаются фигуры, различные по цвету и величине, дети подбирают фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.                                                                                            

Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг - шар, апельсин; квадрат- куб, табурет и т.д.), а также цвета фигур и реальных предметов: соединить сходные по форме предметы линиями; найти лишний по цвету предмет в каждой группе; найди лишний по цвету предмет в каждой группе.

Для развития зрительной памяти используются виды работ:

1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.                                                                                              

2. Дети запоминают 4 - 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 - 10.                                                                                                                               3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.

4. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4 - 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны восстановить первоначальное их расположение.                                                            

5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.

        Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем — левой.                                                      

Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:                                                                                      

1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.                                                                                          

2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева

3. Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами.        

Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:                    

1.Отметь буквы, которые находятся между другими буквами.

2. Заключи в круг буквы, смотрящие вправо, в треугольник – смотрящие влево, в квадрат – по центру.

3. Графические диктанты.

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

Например:

1. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение. Найти фигуру, букву в ряду сходных.

2. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).                                          

3. Найди и выпиши все (маленькие) большие буквы и составь слово.

4. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв, например: Р — Ь, И — Н, Н —п, г — т.                                                              

5. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.                                                                          

6.Показать правильно изображенную букву среди зеркально изображенных.                                                                                                                       7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.            

8. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А — Л — Д, К — Ж, 3 — В.                                                                                                    

9. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.                                                                                                                

10. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т.

При устранении оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений, над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.            

Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: Д с домом, Ж с жуком и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.  

Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте. Таким образом, устранение оптической ошибок осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

II. Заключительная часть

Список использованной и рекомендованной литературы:

1. Алексеева А. М., Яншина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. – М.: Академия, 1998.

2. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук. (13.0003). – М., 1982.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников...

специфические ошибки письма младших школьников

В данной статье указывается на специфические ошибки младних школьников. Данная памятка адресована не только педагогам, но и родителям. Которые в свою очередь, заметив ошибки данной группы, должны обра...

Специфические ошибки на письме

Материал, представленный здесь, можно использовать для проведения консультации для учителей с целью ознакомления со специфическими ошибками письма школьников....

"Специфические ошибки при письме"

"Специфические ошибки при письме"...

Родительское собрание "Специфические ошибки письма!

Советы родителям по преодолению дисграфии...

Система логопедической коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в ошибках обозначения мягкости согласных на письме.

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письмеСистема логопедичес...

Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...