Звукобуквенный анализ и синтез слов.
методическая разработка по логопедии на тему

Караваева Элина Владимировна

Виды работ по звукобуквенному анализу и синтезу слов в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_i_sintez.doc897.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звукобуквенный анализ и синтез слов

1.  Игра «Дождик».

  • Назови буквы. Обведи в кружок гласные.
  • Составь и запиши слоги, подходящие к схемам:

, , , , , ○○

  • Расставь цифры под буквами так,

     чтобы сложилось слово: кивал, слива, ослик

     

2. По первым звукам названий картинок составь и запиши    слово.

             

3. Зачеркните цифру, соответствующую месту буквы в названии картинки.

                                   

1 2 3 4 5 6        1 2 3 4 5 6        1 2 3 4 5 6 7 8        1 2 3 4 5 6           1 2 3 4 5      

4. Вставьте  гласные буквы, чтобы получились разные слова.

  П __Р                      С __Н                     Д __М                    Л __К                              

  П __Р                      С __Н                     Д __М                    Л __К                          

  П __Р __                 С __Н __                Д __М __               Л __К __          

     

5. Вставьте  согласные буквы, чтобы получились разные слова.

 СО __              __ ИЛ              РО __А            __ ОСТ             __АША          

 СО __              __ ИЛ              РО __А            __ ОСТ            __АША            

 СО __              __ ИЛ              РО __А            __ ОСТ            __АША                      

6. Зачеркни букву, которой нет в названии картинки. Запиши слова.

М, З, К, Т, О, А           Д,  З, В, Н, Е, З, А,          О, Л, К, О, М, Р, Т, О            Г, Ы, Л, У, Ш, Я, К, А

7. Какой буквы не хватает, чтобы составить слово - название картинки?

                                                                                           

Я, Б, Ш, А                        О, А, Р,  В, К                     Л, О, С, Б, Г                    А, Т, У, В, С, Б

  1. Добавь в слово заданную букву, чтобы получилось новое слово. 

 сон(л)              река (п)             стол (в)                 свет (о)               ученик (б)

 кот (р)             сова (л)             слон (к)                 вход (ы)             дворик (н)

 зал (в)              кони (р)            гость (р)               рвёт (е)               кассы (л)

 рад (г)              соня (т)             шесть (р)             срок (ы)              стоит (р)

 они (к)             раки (м)            клад (с)                вчера (е)             бедный (л)

 сор (п)              пары (т)           сорт (п)                 мена (е)              просил (т)

  1. Образуй новое слово, убирая одну букву из данного слова

  Из начала слова                Из середины слова              Из конца слова

  бусы __________                седло ____________               зубр ____________

  щель __________                ветер ____________              борщ____________

  мрак __________                крошка __________              рыбак __________

  гроза __________               проезд ___________               банка ___________  

  марка _________                мысли ___________              пенал ___________

  1. Замени подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово.

мука            чашка           горки              перец            чихать            позвал

мука            чашка           хобот               заход            больной          метель

печка          мышка          халат              повар            яблони           сказка

печка          мышка          танец              мешок          спелый           кожура

11. Прочитай и отгадай загадки. Назови слова, которые различаются одной буквой.

  • Маленький шарик под лавкой шарит.
  • Через поля, через луга встала яркая дуга.
  • Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается.
  • Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки.

  1. Прочитай предложения. Исправь смысловые ошибки. Какую букву нужно заменить в подчёркнутом слове?

  Посадил дед кепку.                          Какая свежая белка!

  На небе полная лужа.                      Поджарь на завтрак грелки.

  Займи своё тесто.                              Мы собирали сонные фрукты.

13.  Расставляя буквы, как показывают цифры, образуй новые слова

       П И Л А           С Т У К            Л И С А          П И О Н          Р И Г А

        3  2  1  4           3  4  2  1             3  2  1  4           1  4  2  3           3  1  2  4

14.. Зачеркни цифру, показывающую количество букв в названии картинки.

                            

     

    1 2 3 4 5 6             1 2 3 4 5 6 7        1 2 3 4 5 6      1 2 3 4 5 6 7        1 2 3 4 5 6 7  

  1 2 3 4 5 6 7            1 2 3 4 5 6 7 8 9 10         1 2 3 4 5 6 7 8 9 10       1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15. Соедини слова каждого столбика с подходящими схемами. Найди лишнее слово в каждом столбике.

       АИСТ                                       РУЧКА             

       ЛИСА                                        ПАРТА                    

       ВОЛК                           ○○○○             ПЕНАЛ                  

       РЫСЬ                           ○○             КНИГА                   ○○

16.  Прочитай слова. Вставь пропущенные согласные.

 т _ ава               го _ ка             свё _ ла              с _ акан            ка _ тон  

 з _ уки              бу _ка               гре _ ка             п _ аток            ка _ тан        

 б _ ови              ку _ ты            бро _ ка             г _ афин           ба _ кон

     

17.  Прочитай слова, вставь пропущенные гласные. Найди лишнее слово в каждом столбике.

  кр _ сн _й                р _ б _ шка              в _ ногр _ д              к _ к _шк _

  с _н _й                      в _ ленк _                к _ п _ ста                с _ лов _й          

  р _зов_ й                  ф _ тб _ лка             петр _ шк _              с _ н _ ца

18.  Внимательно прочитай слова, найди допущенные ошибки. Напиши правильно.

иглка                 молотк              карадаш             бегемот             авгутс  

телефн               барбан              порфель              ркапива            гводзика     скоровода         чемодн              хлебнца              ластилин          тумбокча                 кбулника          кукурза             мхомор               сетричка           коркодил                                

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

1.  Рассмотрите картинки, закрасьте красным цветом квадратики, соответствующие гласным звукам в названиях картинок. Сделайте вывод о количестве слогов в словах.

 

  1.  Вставьте пропущенный слог в данные слова. В каждой группе пропущен один и тот же слог.

кни _____         шу ______          нос ______         клю _____            ста _______

ду_______        Лю ______         брю _____          мя ______            кап _______

слу ______       из _______          оч _______        маль _____           тара ______

вью _____        тум ______         сут ______         зай ______            вели ______

пур ______       борь _____         тап ______         пер ______           пели ______

тай ______        клум _____        поч ______         лёт ______          Пол _______

_____  нал         _____ лет           ______ лет           _____ рай             ______ ток

_____ тух           _____ шня         ______ чей           _____ чок             ______ тил

_____ сня           _____ ран           ______ кав           _____ лат             ______ вал

_____ рец           _____ тон           ______ жьё          ______ ды            ______ мя

_____ карь         _____ гаж           ______ бит           _____ жал             ______ ка

3. Запиши 5 слов, которые начинаются на каждый из слогов:

  Ло …,    ку …,   фа …,   ры …,   кра …,   ста …,   при …,  гру …

4.  Составь слова из слогов. Найди лишнее слово в каждом столбике.

ло, мо, ток           ло, ко, яб             ка, фу, раж        ро, во, бей           ко, стре, за

зо, вик, гру          но, ви, град         ра, фан, са         ло, вей, со           не, куз, чик

ка, жов, но          син, а, пель          бол, ка, фут       точ, ка, лас         гуш, ля, ка

  1. Соедини слоги на одинаковых фигурах так, чтобы получились слова из двух слогов.

             

                                                                                                                                                             

 

 6. Составь слова, двигаясь по стрелкам. Что общего у слов каждого столбика?

                  на                         ка                  бо                        

сте        кло         ар           буз          пы          лит                  ток

             бель                       хив          хва                          

             лить                    тист               ру                      

  7. Разделите вертикальными чертами на слоги слова в стихотворениях.

  -  Доктор, доктор, как нам быть:          - На прививку, первый класс!

     Уши мыть или не мыть?                      Вы слыхали? Это нас!                        

     Если мыть, то как нам быть:               Я прививок не боюсь,

     Часто мыть или пореже?                     Если надо, уколюсь.

     Отвечает доктор:                                  Ну подумаешь, укол -

     -  Еже! –                                                 Укололи, - и пошёл!

     Отвечает доктор гневно:                      Почему я стал у стенки?

   - Еже-еже-ежедневно!                            У меня дрожат коленки …

       Э. Мошковская                                                    А.Барто

  1. Зачеркните цифру, соответствующую количеству слогов в названии картинки.

 

   1  2  3  4                 1  2  3  4                  1  2  3  4                          1  2  3  4 

   1  2  3  4              1  2  3  4                       1  2  3  4                      1  2  3  4        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"

В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...

Профилактика дисграфии в 1-м классе. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

логопедическое занятие с группой 1 класса (ФФНР, ФНР)...

Методические рекомендации по развитию у учащихся звукобуквенного анализа и синтеза (из опыта работы).

Данный материал содержит эффективные практические виды упражнений, подобранные в системе работы логопеда ,  позволяющие развивать  и совершенствовать навыки анализа и синтеза для коррекции п...

Звукобуквенный анализ и синтез слова

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букв...

Открытое логопедическое занятие на тему: «Звукобуквенный анализ и синтез слов» 1 класс

Лексическая тема: ВеснаЦель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.Задачи:Коррекционные:1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.2. Определять место звуков и букв в словах.3. Закрепля...

Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "

Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры

Конспект коррекционно-развивающего занятия для 1 класса на тему: "Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры"...