Преодоление трудностей в овладении навыком чтения.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Абрамчук Ольга Ивановна

Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Один из этих навыков - навык овладения чтением. О преодолении трудностей в овладении навыком чтении рассказывается в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_trudnostey_v_ovladenii_navyka_chteniem.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в овладении

навыком чтения.

Школьникам, пришедшим в первый класс, приходится преодолевать сразу несколько трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого дети овладевают знаниями, умениями и навыками. Один из навыков -  это навык чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую. Техническая сторона чтения включает следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения,  правильность чтения. Смысловая сторона чтения включает: выразительность и понимание прочитанного.

Каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, т.е. все слова по слогам. Затем короткие слова прочитывает целиком, а более сложные все так же по слогам. Далее большую часть слов читает слитно, и только некоторые послоговым способом. И, наконец, использует синтетический способ чтения, т.е. целыми словами и группами слов.

Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

Осознанность чтения зависит от уровня  развития речи ребенка, от круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений.

Читать выразительно означает умение читать достаточно громко и внятно, находить нужную интонацию, делать паузы и логические ударения.

В каждом классе есть несколько учеников, которые приходят в школу, либо не умеют читать, либо испытывают трудности в овладении этим навыком. Но даже у читающих  детей  способы чтения  разные. Необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если он читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Тексты небольшие по объёму. Если ребенок читает по слогам и целым словом, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объём текстов можно увеличить. Постепенно ребенок начинает читать словами и группой слов. Дальнейшая задача сделать этот способ устойчивым. Образно это можно представить в виде лесенки, по которой поднимается ребенок. Дети по-разному справляются с этой задачей, кто-то пробегает их быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.

целые слова

слово + слог

слог + слово

слог   +  слог

         К концу букварного периода ребенок должен подойти с определенным результатом, который фиксируется при проверке техники чтения. Существует специальные нормы,  характеризующие уровень сформированности этого навыка. Так, к концу букварного периода темп чтения должен быть 20-25 слов в минуту. Это должно быть плавное послоговое чтение без ошибок. Под ошибками понимаются пропуски, замены, искажения букв и слогов, повторы слов и слогов, неправильная постановка ударения и искажения в окончании слов. Такие требования к навыку чтения предъявляются программой не случайно. С момента окончания букварного периода чтение становится в меньшей степени целью обучения и в большей степени его средством. Подбор материала по другим предметам осуществлен таким образом, что только при выполнении именно этих требований возможно полноценное восприятие учебной информации по предметам.

Если за время букварного периода необходимого навыка чтения достигнуто не было, ребенок усвоил алфавит, но продолжает тратить большие усилия на правильное слогослияние, чтение значительных по объёму текстов становится для него затруднительным, а понимание усложненных грамматических предложений практически труднодоступным. Не владея автоматизированным слоослиянием, дети пытаются угадывать нужный слог, опираются не на навык, а на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок, тормозит дальнейшее совершенствование техники чтения. С такими детьми необходимо продолжить работу, не забегая  вперед, не подталкивая его к новому способу чтения, а обрабатывая, автоматизируя навык слогослияния на слоговом материале. Это чтение различных слоговых таблиц, в которых создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы, минуя процесс слияния. Однако такой возможности у ребенка на уроках уже не будет. Процесс обучения чтению по школьной программе закончен. Дальнейший акцент делается на совершенствование навыка, его технической стороны, необходимой для усвоения материала по другим предметам.

Самая первая ступенька на лесенке ведущей первоклассника к овладению навыком чтения – слоговой способ чтения. Итоги этого этапа должны быть следующие:

  1. Для того чтобы ребенок научился слогослиянию, он должен знать образ букв и назвать звук, который соответствует этой букве.
  2. При чтении слога он выполняет следующие операции: узнает букву, произносит соответствующей ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который, как и первый был «перекодирован» из буквы.
  3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвердым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.
  4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и другие.

Следующая ступень – это чтение по слогам, однослоговые слова -  целыми словами. Результатом этого этапа должно быть:

  1. Чтение одних слов по слогам, а других целиком, ребенок находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.
  2. Темп чтения очень неровный, то быстрый, то медленный, так как ребенок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознает значение слов, читает слова орфоэпическим способом.
  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов словосочетаний к чтению предложений.
  4. Основные ошибки возникают оттого, что к ребенку слишком рано предъявляю требования увеличить скорость или читать целым словом.
  5. Необходимо учить ребенка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.

Следующая ступень – чтение целым словом и по слогам.

  1. Существуют различные причины, из-за которых ребенок, умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам:
  • Отсутствие этого слова в активном словаре школьника.
  • Недостаточно полное понимание значения слова.
  • Наличие четырёх и более слогов в этом слове.
  • Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

  1. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.
  2. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны отдельно, на карточках.
  3. Проблемные слова необходимо отмечать в тексте и научить это делать ребенка. Благодаря этому, он начинает осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.
  4. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребенком. Технику чтения трудных слов ребенок может тренировать самостоятельно.

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто ребенок владеет синтетическим способом чтения, но всё равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, думает, решает, читает.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный.

Антиципация – это недочитывание слова до конца, угадывание, что это за слово по содержанию (смысловая догадка).

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. В свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Если ребенок недостаточно внимателен, то у него будет низкая скорость чтения.

Различают четыре вида памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный. Дети с хорошо развитой зрительной памятью будут лучше запоминать образы слова, быстрее читать, грамотнее писать.

Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи. В большинстве случаев это дети, у которых наблюдались сложности в процессе речевого развития. Например, поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций. Такие дети при обучении их чтению составляют группу риска. Поэтому детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию.

Большую роль в становлении чтения играет мотивация. Мотивация побуждает ребенка к чтению, создает некий стимул.

Таковы основные трудности, с которыми приходится сталкиваться ребенку в процессе овладения навыком чтения. Необходимо определить на каком этапе задержался ребенок, и продолжить с ним работу, учитывая его возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы и подготовительной группы детского сада при подготовке семинара или родительского собрания ....

Беседа с родителями преодоления трудности чтения

Беседа с родителями преодоления трудности чтения...

"Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации"

За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка....

Обобщение опыта: "Использование бланковых методик в процессе преодоления трудностей чтения у младших школьников"

       В процессе использования данной методики не нужно будет специально заботиться о позитивном настрое ребенка на учение. В результате всей работы как бы само собой произ...

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...

Преодоление трудностей при обучении чтению

Преодоление  трудностей при обучении чтению...