"Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации"
материал по чтению (1,2 класс) по теме

 

За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_v_ovladenii_chteniem.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей начальных классов.

Тема «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений. Предупреждение перегрузки обучающихся.»  

Выступление по теме: «Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации»

За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка.

Учение о нарушениях чтения существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений продолжают оставаться актуальными и сложными.

Нарушения чтения у детей младшего школьного возраста являются сами распространенными формами патологии, имеющими одинаковую этиологию (происхождение – причины) и сходные механизмы.

Причины ошибок

  1. Недостатки в развитии устной речи;
  2. Недостаточная сформированность процесса чтения;
  3. Педагогическая запущенность;
  4. Нарушение поведения;
  5. Низкий интерес к чтению;…

Егоров предлагает следующие этапы овладения чтением.

Ошибки при чтении

  1. Пропуск буквы, слога, окончания;
  2. Замена буквы, окончания;
  3. Замена предлога или союза;
  4. Искажение слова;
  5. Ошибки в ударении;
  6. Угадывающее чтение;
  7. Повторы слогов, слов

На начальных этапах овладения чтением ошибки являются разнообразными.

Преобладают ошибки технической стороны процесса чтения (понимание читаемого нарушаются вторично). На последующих этапах формирования умения читать – ошибки становятся менее разнообразными и более специфическими. Ошибки чтения являются стойкими и без специальной коррекционной работы могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет.

        Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. Поэтому была поставлена следующая цель:

- создать комплекс упражнений, адаптированный к учебникам по литературному чтению и способствующий формированию безошибочного чтения.

Задачи:

  1. выявить детей, имеющих трудности в овладении чтением;
  2. составить коррекционные задания по текстам учебника «Родная речь»;
  3. определить место на уроке для коррекционных заданий;
  4. сформировать навык безошибочного чтения.

Учитывая все это была создана система работы учителя и учителя-логопеда.

Систему работы, направленную на преодоление трудностей в овладении чтением, мы начали с первого класса. Задания разработаны к учебникам Людмилы Федоровны Климановой «Литературное чтение» по системе «Школа России» учителем-логопедом Татариновой И.А, а мною предлагались учащимся на различных этапах урока и как один из видов домашнего задания. Эти упражнения предлагались мной на различных этапах урока и как один из видов домашнего задания.

Если учесть, что плохо читающие дети и дома читают мало (тексты любого объема), и родители не следят за правильностью чтения – навык правильного чтения не отрабатывается. Выполнение специальных заданий дает возможность проконтролировать выполнение домашнего задания, они небольшие по объему и имеют игровую форму. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе  я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Цель упражнений:

  1. Развивать зрительный анализ, синтез, гнозис (восприятие);
  1. Развивать языковой анализ и синтез;
  2. Активизировать словарь;
  3. Развивать интерес к слову, языку.

Все упражнения разделены на группы:

  1. Задания, вырабатывающие внимание к слову, его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения:
  1. работа по таблице букв и слогов;
  2. постановка букв, слогов по порядку;
  3. корректурная проба.
  1. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза:
  1. постановка слогов в определенном порядке;
  2. зачеркни лишнее;
  3. подсчитай, возьми, сложи.
  1. Задания, развивающие оперативные поле чтения и память:
  1. задом наперед;
  2. тарабарские стихи.
  1. Задания, развивающие гибкость, умение угадывать последующий текст:
  1. чтение по ломаной.

Подведены первые итоги правильности выполнения заданий.

Специальные задания представлены в виде тетради на печатной основе. Задания связаны с текстом произведения, содержат вопросы, на которые нужно ответить словом или предложением, выполнить творческое задание (составить небылицу…).

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно или под руководством учителя и родителей.

Коррекционная работа по устранению недостатков в процессах чтения имеет большой положительный успех при содействии учителя и учителя-логопеда.

Успешность:

  1. диалог;
  2. деятельностная форма работы;
  3. безоценочное взаимодействие.

Совместными усилиями мы добиваемся, чтобы учащиеся стремились получать знания самостоятельно, испытывали потребность узнавать новое в учебной деятельности, радовались достигнутому результату, верили в себя и в свои возможности.

Эта работа вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Экспериментальная апробация упражнений показала их эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы и подготовительной группы детского сада при подготовке семинара или родительского собрания ....

"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".

На  современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ...

Преодоление трудностей в овладении навыком чтения.

Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого...

Трудности при овладении чтения детьми с ОВЗ и пути их преодоления.

Данная презентация содержит материал по преодолению трудностей при  овладении чтения детьми младшего школьного возраста. Представлена методика раннего выявления дислексии (МРВД). Также предложены...

Преодоление трудностей в овладении чтением.

Выступление на тему "Преодоление трудностей в овладении чтением" в рамках круглого стола с родителями на тему "Взаимодействие семьи и школы"....

«Приемы нейропсихологической коррекции как способ преодоления трудностей при овладении математикой у детей с ОВЗ»

Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. В этом и с...