«Приемы нейропсихологической коррекции как способ преодоления трудностей при овладении математикой у детей с ОВЗ»
статья
Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. В этом и состоит суть нейропсихологического подхода. Найти ту условную лампочку в голове у ребенка, которая не горит и починить ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Для того, чтобы двигаться в правильном направлении, важно постоянно рефлексировать свою профессиональную деятельность. Только проанализировав ошибки и успехи, можно выстроить дальнейшую работу.
Я работаю учителем-дефектологом 1,5 года. Особо сложной задачей для меня, как для начинающего педагога, стала работа по преодоления трудностей при овладении математикой детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить проблемы ребенка, но и откорректировать нарушения.
Так я познакомилась с нейропсихологией – наукой, изучающей мозговую организацию психических функций. Ее автором является выдающийся отечественный психолог Лурия Александа Романович.
В моей практике 14 учащихся со статусом ОВЗ в возрастной категории с 1 по 7 классы и у всех у них проблемы в математическом развитии разной степени.
Какие же проблемы встречаются у таких детей наиболее часто? Что мы чаще всего слышим от самого ребёнка и в чем причины его жалоб?
«Никак не могу запомнить, уже забыл» - проблема с памятью, «нечаянно пропусти, не заметил» - проблемы с вниманием, «не понял задание» - проблема с мышлением, скоростью обработки информации, «не могу представить» - проблема с воображением.
Как видим, жалобы детей связаны с проблемами развития основных психических функций. Недоразвитие хотя бы одной функции приводит к трудностям при изучении математики. Сначала у них возникают проблемы с усвоением состава числа, его разрядности, затем при решении примеров с переходом через десяток. Позже – при решении задач. Все это приводит к снижению мотивации и самооценки, вселяет неуверенность.
Одним из актуальных, в современной педагогике и психологии является нейропсихологический подход.
Как он работает? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. В этом и состоит суть нейропсихологического подхода. Найти ту условную лампочку в голове у ребенка, которая не горит и починить ее.
Начала я свою работу с формирования списка трудностей по каждому ребенку, чтобы подобрать комплекс соответствующих нейропсихологических игр и упражнений.
Попробую объяснить на конкретном примере. У ребенка (назовем его Артем) были трудности с пространственной ориентацией (путал понятия лево-право, вверх-низ, над-под и т.д.) с трудом ориентировался в частях собственного тела, в расположении предметов относительно себя и друг друга.
Несформированность пространственных естественно представлений повлекла за собой отставание в математическом развитии, а именно: в освоении числового ряда, зеркальном написании цифр, мальчик путал схожие по написанию цифры 2-5, 6-9, плохо ориентировался в пространстве на плоскости листа, не мог правильно расположить задания в тетради («отступить» нужное количество клеток, соблюдать границы полей).
Традиционные методики по формированию пространственных отношений не приносили результата.
Тогда я решила включить в репертуар занятий с ним дыхательные, глазодвигательные и двигательные упражнения по методу замещающего отнтогенеза. Так как воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей развития ребенка вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Следующим этапом стала работа над устранением конкретных трудностей в математике, через подобранную серию нейропсихологических игр и упражнений.
А также другими интересными занимательными играми. Игры и упражнения подбирались с учетом повышения их сложности и уровнем актуального развития ребенка.
Например, игра «4 лишний», всем знакома и вроде бы ничего нового. На примере этого слайда можно проследить ее трансформацию до варианта с геометрическими фигурами. И это не предел. Здесь как раз прослеживается нейропсихологический прием переноса знакомого способа действия в новую ситуацию.
Вернемся к нашему Артему. В результате проделанной коррекционной работы появилась положительная динамика развития.
На сегодняшний день Артем
• свободно ориентируется в пространственном расположении предметов относительно друг друга, относительно собственного тела;
• освоил навыки сложения и вычитания в пределах 10.
В настоящее время мы активно работаем над преодолением трудностей в решении математических задач. На данном этапе коррекционное воздействие состоит в формировании психологических механизмов деятельности, вызванных причиной недостаточного развития функций программирования и контроля.
Таким образом, специфика обучения детей с особенностями в развитии исключает стандартный подход или определенную методику. Успех, обеспечивается умением сочетать и комбинировать, создавать собственные модификации коррекционных механизмов, через систему игровой коррекции.
Хочется закончить словами, что нейропсихология это современный путь к повышению качества жизни каждого «особенного» ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации"
За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка....
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.
В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путем дифференцированного подхода учебного материала.
Избирательный подход к учебному материалу....
Преодоление трудностей в овладении навыком чтения.
Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого...
Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ.
Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской д...
Из опыта работы «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному». Ермилова Н.Н., Пырирко Н.А., учителя начальных классов
Материал представлен на Региональном семинаре ЯНАО в режиме видеоконференции (ВКС). Учителя выделяют трудности в обучении русскому языку детей КМНС и находят пути решения в их преодолении....
Преодоление трудностей в овладении чтением.
Выступление на тему "Преодоление трудностей в овладении чтением" в рамках круглого стола с родителями на тему "Взаимодействие семьи и школы"....