Открытое занятие для окружного методического объединения 2013-2014 гг. "Зимние забавы". Дифференциация звуков с-з в предложении
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Индивидуальное логопедическое занятие с учеником 1 класса массовой школы по лексической теме "Зимние забавы". Фонетическая тема: дифференицация звонкой и глухой парных согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennyy_konspekt_zanyatiya_zimnie_zabavy.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Южное окружное Управление Образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр диагностики и консультирования   «Южный»

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Зимние забавы. Дифференциация звуков «С» - «З» в предложении»

(итоговое занятие)


Форма:       индивидуальная


Провела:    Учитель - логопед Орешина Т.Н

                                                                                             Москва, 2014 г.

Цель: 1. расширить знания и представления ребенка по теме «Зимние забавы»

            2. дифференцировать  свистящие звуки в предложении

           

 Задачи:  

Коррекционно-развивающие

  • корригировать и  развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание
  • корригировать и развивать слуховое восприятие
  • дифференцировать  свистящие звуки в предложении
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук
  • развивать долговременную  память, логическое мышление

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зимние забавы»
  •  научить составлять предложения с предлогами «на» и «в» с помощью схем
  • закрепить умение образовывать существительные  в родительном падеже
  • научить образовывать существительные  предложного падежа согласуя их с предлогами «на», «в»
  • закреплять навык  деления слов на слоги и постановки ударения в словах
  • продолжить формировать навык письма

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • развивать самооценку
  • воспитывать самостоятельность

Здоровьесберегающие:

  • соблюдать правильную посадку ребенка
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата
  • соблюдать режим охраны зрения
  • чередовать статические и динамические задания

Оборудование:

 Предметные картинки для артикуляционной гимнастики, ноутбук, компьютерная зрительная гимнастика, учебное пособие по чтению для 1 класса «Учимся читать» ч.2 Л.А. Ефросининой ,  снежинка для дыхательной гимнастики, предметные и сюжетные картинки из пособия Т. С. Третьяковой «Играем и учимся», серия сюжетных картинок со схемами предложений из пособия Т. Ю. Бардышевой,  Е. Н. Моносовой, указка, тетрадь, пенал с ручками , простой карандаш, лист с домашним заданием.

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

I.

Оргмомент. Традиционный.

Педагог приветствует ребенка, предлагает ребенку сесть, вспомнить правила посадки за рабочим местом и положить учебные принадлежности в правый верхний угол парты.

Ребенок здоровается, правильно садится за парту и кладет принадлежности.

Создание благоприятного климата.

Организация ребенка.

II. 1

Проверка домашнего задания.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика

Педагог предлагает рассмотреть картинку и назвать время года, изображенное на ней.

Затем просит вспомнить и назвать все зимние месяцы. «Какой сейчас месяц?»

Педагог предлагает ребенку пересесть к зеркалу и выполнить разминку для языка.

«Бегемотик», «Лягушка», «Слоник», «Разминаем тесто», «Блинчик», «Чистим нижние зубки», «Киска сердится».

Педагог предлагает подуть на снежинку так, чтобы она слетела с пальчиков, контролируя правильность выдоха.

А затем выдохнуть холодный зимний воздух на ладошку. Педагог предлагает вспомнить, что для этого надо сделать.

Ребенок называет время года, зимние месяцы и текущий месяц

Ребенок выполняет артикуляционные упражнения

Ребенок рассказывает о правильном положении губ и языка для звука «С» и выдыхает холодный воздух,  контролируя его ладонью.

Определить уровень усвоения пройденного материала

Развивать артикуляционную моторику.

Формирование правильного речевого дыхания и  артикуляционного уклада для свистящих звуков.

II.2

Актуализация знаний.

Д/ и «Чего не хватает?»

Зрительная гимнастика.

Педагог  вывешивает на доске сюжетную картинку  и недостающие предметные картинки и   просит ребенка назвать предметы на доске и составить  предложения, отвечающие на вопросы «Кто без чего?» или «У кого чего нет?»

Логопед просит ребенка проследить взглядом за снежинкой  на компьютере, не двигая головой.

Ребенок выходит к доске,  указкой показывает место для предметов и составляет  простые распространенные предложения, ставя слова предметы в родительный падеж.

Ребенок следит за движением снежинки только взглядом

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.

Актуализировать знания по теме занятия.

Закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже

Соблюдать режим охраны зрения

II.3

Изучение нового материала.  Чтение предложений

Педагог предлагает ребенку прочитать предложения.

Педагог выкладывает перед ребенком карточки с буквами СЭ и ЗЭ, и предлагает на каждое слово с соответствующим звуком выкладывать под карточку счетную палочку.

Затем он просит назвать слова со звуками «С» и «З».

 «У Захара и Лизы снегокат. Захар катал Лизу на снегокате. Лиза была рада»

Ребенок внимательно выслушивает объяснения педагога, слушает предложения и выкладывает палочки. Затем называет слова.

Учить дифференцировать свистящие согласные в предложениях.

II.4

Изучение нового материала.

Объяснение нового материала.

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии они  будут учиться составлять  рассказ о зимних развлечениях детей с помощью  схем предложений.

Педагог вывешивает на доску серию сюжетных картинок со схемами и объясняет их. Знакомит ребенка со значением и схематичным изображением предлогов «НА» и «В».

 

Ребенок внимательно выслушивает  объяснения педагога.

 Учить понимать  схемы предложения.

Корригировать и развивать  слуховое восприятие.

II.5

Закрепление изученного материала.

Составление рассказа «Зимние игры» по схемам предложения.

Пальчиковая гимнастика «Поиграем в снежки».

Педагог  предлагает прослушать рассказ по теме «Зимние игры». (см. приложение)

Затем педагог просит ребенка самостоятельно повторить рассказ, используя картинки со схемами предложений.

Логопед предлагает ребенку выполнить упражнения пальчиковой гимнастики.

(см. приложение)

Ребенок  слушает рассказ и пересказывает его, опираясь на схемы предложений.

Ребенок повторяет упражнения за логопедом.

Научить ребенка составлять простые распространенные предложения, опираясь на схемы предложений.

Воспитывать самостоятельность

Развивать мелкую моторику.

II.6

Контроль знаний и умений.

Д/и «Четвертое лишнее».

Динамическая пауза

Педагог предлагает открыть тетрадь, взять синюю ручку и записать слова по диктовку. Назвав последнее слово, учитель обращает внимание ученика на то, что это словарное слово и предлагает списать его с доски. Затем разделить их на слоги и поставить ударение .

Педагог просит назвать слово, не подходящее по смыслу к теме  занятия.

Слова для записи: санки, зима, мусор, мороз.

Педагог просит ребенка слушать стихотворение и повторять за ним движения.

(см. приложение)

 Ребенок выполняет задание.

Ребенок встает и  выполняет за педагогом движения

Продолжить формировать  навык письма, умение делить слова на слоги и ставить ударения.

Развивать логическое мышление .

Чередовать статические и динамические задания.

III.1

Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка.

Педагог предлагает назвать тему занятия и  задания, которые он сегодня выполнял.

Затем оценивает работу ребенка и приклеивает наклейку в тетрадь.

Ребенок называет тему занятия и выполненные задания.

Подвести итог работы.

Развивать долговременную память.

III.2

Домашнее задание.

Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме.

(см. приложение)

Ребенок слушает объяснение домашнего задания.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

        

Характеристика ребенка

Чхиквадзе Давид, 2007 г.р.

Посещает логопедические занятия по коррекции ОНР -3 уровня, обусловленного билингвизмом с октября 2013 г.

В ходе проведения обследования было выявлено:

- межзубное произношение свистящих звуков;

- словарь ограничен обиходом;

- аграмматизмы  при образовании всех форм существительных, прилагательных, при использовании родовой принадлежности, в предложно – падежных конструкциях;

- связная речь представлена простыми фразами с грубыми аграмматизмами.

В ходе коррекционно – развивающих занятий достигнуты следующие результаты:

- поставлен и автоматизирован звук «С»  

- расширен словарь по пройденным лексическим темам

-научился образовывать существительные множественного числа в именительным падеже и уменьшительно – ласкательные сущ.

- научился согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

Приложение

Стихотворение «Зима» для динамической паузы

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Словно пеленою

Все его одело.

    Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Раз, два, три, четыре,                                 Загибать пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили.                    Имитировать лепку, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий.           Показывать круг, сжимать ладони вместе, гладить одной ладонью другую.

И совсем - совсем не сладкий.                  Сжимать и разжимать пальцы.

 Рассказ «Зимние забавы»

  1. Наступила зима.
  2. Дети лепят снеговика.
  3. Саша катается на лыжах.
  4. Соня катается на коньках.
  5. Степа катается на санках.
  6. Вася катается на ледянке.
  7. Света и Ваня играют в снежки.
  8. Дети радуются снегу.

   Домашнее задание: Пересказ текста.

Рассказ «Зимние забавы»

Ребенок самостоятельно читает предложения. Затем пересказывает по схемам предложения.

  1. Наступила зима.                                                                                       зима.            

  1. Дети лепят снеговика.                                                         Дети                      снеговика

  1. Саша катается на лыжах.                                                   Саша                                 лыжах.

  1. Соня катается на коньках.                                                 Соня                             коньках.

  1. Степа катается на санках.                                                 Степа                                     санках.

  1. Вася катается на ледянке.                                                 Вася                                 ледянке.

  1. Света и Ваня играют в снежки.                                       Света и Ваня                                 снежки.

  1. Дети радуются снегу.                                                       Дети                     снегу.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для учающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ "Дифференциация звуков [т ]-[т\' ], [д ]-[д\' ] в слогах, словах, предложениях"

В занятии представлен материал на дифференциацию звуков [т ]-[т\' ], [д ]-[ д\'] в слогах, словах, предложениях. Это загадки, подбор антонимов, работа над деформированными предложениями. Проводится рабо...

Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Цель:Закрепление знаний о звуках и буквах в-ф.Задачи:Образовательные- уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков в-ф;- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;- дифференциация  звук...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности V вида «Дифференциация звуков П-Б»

Конспект занятия в подготовительной  к школе группе компенсирующей направленности V вида«Дифференциация звуков П-Б»...

презентация ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С-Ш] В ПРЕДЛОЖЕНИИ

- учить сравнивать  акустико-артикуляционную характеристику звуков [С]-[Ш]- формировать  номинативную  лексику по теме «Зимующие птицы»- формировать  навыки устной и пи...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...

Путешествие в зимний лес. Дифференциация звуков з-с в предложениях и текстах»

Конспект занятия для обучающихся начальной школы....