Особенности речевого поведения детей, страдающих ранним детским аутизмом
статья по логопедии на тему

Говоря о речевом поведении детей с аутизмом в целом, можно отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных вариантов, имеются и общие, специфичные для синдрома раннего детского аутизма особенности. Среди наиболее частых симптомов следует отметить мутизм (отсутствие речи), эхолалии (повторение сказанного другим человеком), большое количество слов-штампов и фраз-штампов, неспособность к диалогу, неологизмы, позднее появление в речи и неправильное употребление личных местоимений (особенно «Я»). Типичными являются нарушения лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения. Темп и плавность речи тоже могут быть изменены, чаще встречается его замедление, чем ускорение, иногда отмечается заикание.

Выражена стереотипность, шаблонность речи, недостаточная связь с ситуацией. Речь аутичного ребенка автономна, эгоцентрична, не передает его переживаний, эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._dlya_rod._autizm.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого поведения детей, страдающих ранним детским аутизмом

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. Характерной особенностью развития аутичных детей является нарушение формирования социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что связано с недоразвитием потребности в целенаправленном, эмоциональном контакте и формированием у них аутистического барьера, защищающего от болезненных «соприкосновений» с людьми. При этом нарушаются все стороны психики ребёнка – восприятие, моторная, эмоциональная, интеллектуальная и, конечно, речевая. Нет ни одной семьи, которая не обращалась бы за помощью к специалистам по поводу речевых сложностей своего ребёнка.

Нарушения речевого развития при раннем детском аутизме многообразны и специфичны. Они отмечаются уже в первые 2 года жизни ребёнка. Характерным для конца первого — начала второю полугодия жизни является слабость или даже отсутствие реакции на речь взрослого. Такой ребенок часто не отзывается на обращение, зов. Нередко возникают подозрения в глухоте. Некоторые родители отмечают отсутствие реакции именно на голос при наличии повышенной чувствительности в реагировании (вплоть до страхов) на другие звуковые раздражители (звук бытовых приборов, шум). У большинства детей с данным нарушением гуление появляется вовремя, но нередко произносимые звуки лишены интонирования. Характерно также ослабление или отсутствие лепетной реакции на обращение взрослого. Таким образом, уже начальные проявления речи нередко указывают на неблагополучие ее коммуникативной функции.

Первые слова могут появиться своевременно, с опозданием или опережая возраст. Но часто вместо ожидаемого «мама» можно услышать слова, оторванные от потребностей ребенка («углерод», «луна» «листок», «мебель» и др.). Эти первые слова часто сложны по слоговой структуре, произносятся с утрированной интонацией, все звуки при этом выговариваются четко.

Нередко уже в раннем возрасте речь аутичного ребенка поражает своей «взрослостью» с использованием сложных фразовых оборотов и вводных слов («видите ли», «как говорят», «по моему убеждению» и др.) Речь детей с аутизмом может быть настолько правильной, что кажется безжизненной - ей недостает тех особенностей, которые придают стилю, строю речи неповторимо индивидуальную окраску.

Многим свойственно позднее формирование понятия «Я» и задержка адекватного пользования им. Дети в свободной речи себя никак не обозначают и даже глаголы используют в безличной форме («дать», «сделать»). В их речи не встречаются и такие местоимения, как «твое», «мое», что связано с задержкой формирования понятий, обозначающих окружающих людей.

Аутичные дети относятся к людям как к предметам, неодушевленным носителям тех или иных интересующих их свойств. Родители нередко пользуются выражениями «ходит мимо людей... смотрит сквозь дюдей...» Большинство таких детей упорно избегают взгляда в лицо. Ребенок отворачивается, отходит в сторону, закрывает свое лицо руками. Зрительный контакт для него очень утомителен: ребенок лишь время от времени бросает на собеседника короткий взгляд и тут же — особенно если взгляды встретились — отводит глаза. В более тяжелых случаях ребенок может выглядеть внешне безразличным к появлению других людей, но приглядевшись, можно увидеть напряженное или недовольное выражение лица — оно сменится мимикой покоя и удовлетворения, когда он останется один.

Окружающая среда, нормальная для здорового ребенка, для аутичного является источником постоянного отрицательного фона ощущений и эмоционального дискомфорта. Человеческое лицо особенно часто бывает сверхсильным раздражителем, отсюда и избегание взгляда, прямого зрительного контакта.

Говоря о речевом поведении детей с аутизмом в целом, можно отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных вариантов, имеются и общие, специфичные для синдрома раннего детского аутизма особенности. Среди наиболее частых симптомов следует отметить мутизм (отсутствие речи), эхолалии (повторение сказанного другим человеком), большое количество слов-штампов и фраз-штампов, неспособность к диалогу, неологизмы, позднее появление в речи и неправильное употребление личных местоимений (особенно «Я»). Типичными являются нарушения лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения. Темп и плавность речи тоже могут быть изменены, чаще встречается его замедление, чем ускорение, иногда отмечается заикание.

Выражена стереотипность, шаблонность речи, недостаточная связь с ситуацией. Речь аутичного ребенка автономна, эгоцентрична, не передает его переживаний, эмоций.

Литература

1. Вроно М. Ш., Башина В. М. К проблеме адаптации больных с синдромом раннего детского аутизма// Ж. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1987. № 10.

2. Каган B.E. Диагностика и лечение аутизма у детей.- Л., 1976.

3. Каган В.Е. Неконтактный ребенок.- Л.,  1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»

   Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...

Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

Комплексный  подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения....

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Программа включает в себя пояснительную записку, темтическое планирование и краткое описание занятий....

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом

Аутизм представляет собой первазивное, т.е. всепроникающее расстройство развития, проявляющееся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и мотор...

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Особенносим внимания, причины отвлекаемости, виды нарушения внимания....

Реферат на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом"

Организация коммуникативного пространства ребенка с РДА с использованием        технологии воспитания в различных видах социальной деятельности...