ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
консультация

Варич Ольга Евгеньевна

Особенносим внимания, причины отвлекаемости, виды нарушения внимания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ

У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

      Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно связано с познавательными процессами (восприятие, память, мышление).

      Внимание – процесс, когда деятельность ребенка сосредотачивается в определенный момент времени на определенном объекте. Известно, что если внимание сосредоточено на объекте внешнего мира, говорят о внешнем внимании; когда ребенок сосредотачивается на объектах субъективного мира (образ, рассуждения) говорят о внутреннем внимании. Поэтому внимание является динамической составляющей других психических процессов. При внимании сознание ребенка направлено на объект и сосредоточено на нем с целью его отражения.

       Развитие внимания тесно связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сферой психики ребенка. Уровень сформированности внимания, безусловно, влияет на эффективность обучения детей, дальнейшее развитие познавательной деятельности. Следует определить особенности внимания ребенка:

  • Концентрация взгляда на объекте.
  • Объем внимания.
  • Устойчивость внимания.
  • Переключаемость с одного вида деятельности на другой.

     Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушение внимания у детей с РДА (далее: «Ранний детский аутизм») – отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и инертность.

     Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при утомлении или органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда ребенок может воспринимать небольшое число объектов; в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается отвлекаемость на побочные раздражители.

К нарушениям внимания относятся:

  • Неспособность сохранять внимание. Ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
  • Снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточится на предмете;
  • Повышенная отвлекаемость. Когда при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
  • Снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Виды нарушения внимания:

    Отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания, нарушение концентрации внимания.

Отвлекаемость.

   Отвлекаемость (отвлечение внимания) –это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии раздражителей на ребенка, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.

Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка с РДА:

  • Не полная нагрузка;
  • Недостаточная сформированность волевых качеств;
  • Привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностное отношение к предметам и явлениям);
  • Повышенная утомляемость;
  • Плохое самочувствие;
  • Наличие психотравм;
  • Монотонная, неинтересная деятельность;
  • Неподходящий темп деятельности;
  • Наличие интенсивных посторонних раздражителей.

Рассеяность

Рассеяность внимания—это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течении длительного времени. Термин «рассеяность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеяность может проявляться:

  • В неспособности к сосредоточению;
  • В чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Рассеяность бывает двух видов: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеяность—это невнимание ребенка к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании.

«При сосредоточенном думании, -пишет И.П.Павлов,- и увлечении каким-либо делом, мы не видим и не слышим, что около нас происходит – явно отрицательна интуиция».

   Механизмом рассеяности является наличие мощной доминанты-

Очага возбуждения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне.

    Сходное явление рассеяности наблюдается в состоянии депрессии и тревоги, когда мышление ребенка долго и непрерывно занято повторяющимися и бесплодными мыслями, и образами.

    Рассеяностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомляемости. У болезненных, ослабленных и детей с РДА подобный вариант рассеяности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале занятия или игры, но вскоре устают, и внимание слабеет.

Дети с РДА нередко «выключаются» из занятия, уносясь в иллюзорный мир.

Причин подлинно рассеянного внимания много.

Наиболее распространенные причины рассеяности:

  • Синдром раннего детского аутизма.
  • Общее ослабление нервной системы (неврастения).
  • Ухудшение состояния здоровья.
  • Физическое и умственное переутомление.
  • Наличие тяжелых переживаний.
  • Травмы;
  • Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений, как положительных, так и отрицательных.
  • Недостатки воспитания. Например, в условиях гипер опеки ребенок, получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания.
  • Нарушение режима;
  • Нарушение дыхания. Причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д.. Ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не снабжается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеяность.
  • Чрезмерная подвижность. Чрезмерная подвижность внимания – это постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность.

Инертность внимания- малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

У детей с РДА очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные признаки проявляются у ребенка в течении шести и более месяцев6

  • Неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности.
  • Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки допускает по невнимательности.
  • Частая отвлекаемость на посторонние раздражители.
  • Беспомощность в доведении задания до конца.
  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения. Забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения). Потеря предметов для выполнения задания.

Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интерес к содержанию и результатам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»

   Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...

"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".

Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....

Особенности речевого поведения детей, страдающих ранним детским аутизмом

Говоря о речевом поведении детей с аутизмом в целом, можно отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных вариантов, имеются и общие, специфичные для синдрома раннего д...

Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

Комплексный  подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения....

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом

Аутизм представляет собой первазивное, т.е. всепроникающее расстройство развития, проявляющееся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и мотор...

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991

Данное пособие будет интересно специалистам, работающим с детьми с расстройством аутистического спектра, а так же для выявления и дифференциации причин нежелательного поведения у детей раннего возраст...