РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ОНЛАЙН-АЛЬБОМОВ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
статья по логопедии на тему

Азарина Елена Леонидовна

Для повышения эффективности логопедического воздействия необходимо внедрение новых педагогических технологий. Как показывает практика, наиболее оптимальными, способствующими интенсификации логопедической работы, являются информационно-коммуникативные технологии.  Их применение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий при необходимости многократного повторения материала.  Мультимедийность электронных ресурсов  повышает заинтересованность и познавательную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_onlayn-albomy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Леонидовна Азарина,

учитель – логопед,

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

ОНЛАЙН-АЛЬБОМОВ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества поступающих в школу обучающихся с дисграфией и дислексией.  Нарушения чтения и письма затрудняют усвоение школьниками  программного материала по всем предметам, препятствуют формированию полноценной учебной деятельности. Необходимо своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей, сформировать речевую базу для успешной социальной адаптации обучающихся в современном обществе.

Одной из особенностей высшей нервной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта является замедленный темп образования новых сложных условнорефлекторных связей, их непрочность и быстрое исчезновение без достаточного подкрепления. Таким образом, для формирования речевых навыков требуется многократное повторение материала. В тоже время у многих детей наблюдается сниженная работоспособность, неустойчивое внимание, повышенная утомляемость. Все это, как правило, сочетается с несформированностью учебной мотивации, низким уровнем познавательной активности и самостоятельности, нежеланием преодолевать трудности, связанные с речевыми нарушениями.

Для повышения эффективности логопедического воздействия необходимо внедрение новых педагогических технологий. Как показывает практика, наиболее оптимальными, способствующими интенсификации логопедической работы, являются информационно-коммуникативные технологии.  Их применение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий при необходимости многократного повторения материала.  Мультимедийность электронных ресурсов  повышает заинтересованность и познавательную активность детей. Полисенсорный характер их воздействия активизирует компенсаторные механизмы, так как позволяет задействовать сохранные анализаторы, что способствует повышению результативности коррекционной работы.

Техническое оснащение нашей школы позволяет использовать возможности интернета в режиме онлайн – работы: игры, упражнения, тесты, тренажеры и др. Опыт работы показывает целесообразность объединения всех видов онлайн - заданий в интерактивные блоки. Широкие возможности для тематической группировки интерактивных  ресурсов предоставляет  создание логопедических онлайн - альбомов.  Так, например, для оптимизации работы по формированию умения обозначать мягкость согласных на письме мной создан интерактивный альбом «Твёрдые и мягкие звуки» http://zvykitverdiemiagrie.blogspot.ru/. В данном альбоме разработаны и систематизированы интерактивные упражнения по шаблонам приложения Web 2.0 LearningApps.org. Данные шаблоны являются интерактивными модулями, которые легко включить в содержание коррекционной работы, их можно создавать или изменять в оперативном режиме.  Обучающиеся выполняют  задания в онлайн – режиме  на сайте http://learningapps.org/.

Для разработки авторских онлайн – альбомов необходимо:

  • создать аккаунт Google (зарегистрироваться);
  • осуществить регистрацию в веб-сервисе Blogger (по ссылке http://rustop.blogspot.com/);
  • создать онлайн – альбом по шаблону новый блог, дать ему название, соответствующее содержанию, ввести придуманный адрес.

Таким образом, онлайн - альбом создаётся в виде блога с обязательной установкой шаблона «динамический просмотр». Упражнение (игра, тренажер, кроссворд), созданное на LearningApps.org,  публикуется как отдельное сообщение. Для того чтобы при просмотре  альбома четко просматривалось его содержание, необходимо сделать «обложку» для каждого задания.

Последовательность работы при создании (публикации) электронного ресурса в онлайн - альбоме:

  1. создать новое сообщение (значок карандаш), напечатать название;
  2. вставить рисунок, отражающий тему задания или картинку со скриншотом («обложка»);
  3. вставить ссылку на упражнение, игру, тренажер (адрес полной картинки) или встроить их. Для встраивания нажать HTML, копировать данные «привязать» в LearningApps.org., вставить их в сообщение, нажать создать.
  4. определить и напечатать ярлыки, предусматривающие классификацию интерактивных заданий в альбоме;
  5. нажать оранжевую кнопку опубликовать.

При создании онлайн – альбомов важным является выбор наиболее оптимальных внутренних ярлыков, так как именно они позволяют логопеду быстро ориентироваться в многообразии электронного материала, оперативно находить игры и упражнения, необходимые на различных этапах занятия.

Каждый созданный мной онлайн - альбом содержит электронные ресурсы определенной тематики, способствующие развитию фонематического восприятия («Твердые и мягкие звуки», «Звонкие и глухие согласные»,), формированию навыков фонематического анализа и синтеза слов («Выдели звук»), уточнению, обогащению и активизации словарного запаса (в соответствии с лексическими темами «Дикие животные» и др.), коррекции нарушений грамматического строя речи («Простое предложение», «Падежные конструкции существительных», «Один – много»).

В процессе работы мной были выбраны шаблоны LearningApps.org,   наиболее оптимальные для создания онлайн - заданий с учетом особенностей учащихся с ОВЗ:

  1. Викторина и викторина с выбором правильного ответа, представляющие собой иллюстрированные вопросы с мультимедийным контентом (например, тренажер «Лесные животные.  Буквы а-я после согласных» http://LearningApps.org/watch?v=pf03mfox301).
  2. Пазл «Угадай-ка» - в одном пазле даются различные группы заданий, при каждом правильном выборе ответа открывается часть основного изображения или видео (например, игра «Дюймовочка. У-Ю» http://LearningApps.org/view743585).
  3. Классификация 1 - поможет создать от 2 до 4 групп, которые затем должны быть соотнесены к элементам (например, игра «Убери игрушки. Звуки Р-Р`» http://LearningApps.org/view748525).
  4. Классификация 2 - поможет формировать различные категории и классифицировать картинный, видео или аудио материал в соответствии с ними (например, игровое упражнение «Отправь письма. Звуки Л-Л`» http://LearningApps.org/view748339).
  5. Скачки - предусмотрена индивидуальная (с компьютером) и коллективная (до 6 игроков) игра,  осуществляется выбор из 4 ответов,  при правильном выборе лошадь игрока продвигается к финишу (например, игра «Кто быстрее? У-Ю» http://LearningApps.org/741983).
  6. Кроссворд - предусмотрено впечатывание слов в сетку кроссворда, возможны задания в виде загадок, вопросов, подбора антонимов и т.д. (например, кроссворд «Буквы А-Я» http://LearningApps.org/view757196, кроссворд  «Скажи наоборот» http://LearningApps.org/view758442).
  7. Соответствия в сетке -  карточки (картинки, текст, видео, аудио) в сетке должны быть соотнесены, необходимо перетащить карточки из верхней части к соответствующим карточкам в нижнюю часть (например, тренажер «Какая буква пропущена?» http://LearningApps.org/view755317).

Во всех модулях предусмотрены автоматический контроль (во время выполнения поступают сигналы о неправильных и правильных действиях, предоставляется возможность исправить ошибку), итоговая самопроверка.

Разноуровневый характер заданий позволяет максимально индивидуализировать логопедическое воздействие, обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальному коррекционно - образовательному маршруту, разработанному в соответствии со стартовым уровнем и потенциальными возможностями развития речи.

Таким образом, создание тематических онлайн – альбомов способствует созданию электронной базы логопедических игр, тренажеров и упражнений для работы учащихся в режиме онлайн. Опыт работы с онлайн – играми позволяет сделать выводы об эффективности и целесообразности их применения в логопедической работе с учащимися коррекционной школы. Важно, чтобы их использование было дозированным, осуществлялось в соответствии с требованиями СанПиН, сочеталось со словесными методами и приемами обучения.

Литература:

  1. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. № 5. С. 3-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»

Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...

Применение информационных технологий для коррекции и активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе.

Применение информационных технологий для коррекции и активизации  познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ  на уроках в начальной школе....

Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

   Нарушение письма у учащихся с интеллектуальными нарушениями отмечается значительно чаще, чем у детей с нормальным развитием.Симптоматика дисграфии  характеризуется большим кол...

Методы и приёмы по коррекции письменной речи обучающихся начальной школы.

Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения ...