Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Конспект подгруппового занятия в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gruppovogo_zanyatiya_1_klass.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

Задачи:

  • Развивать фонематические процессы;
  • Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

2.  Повторение пройденного.

- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

- Почему они называются гласными?

(Потому что они поются голосом. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- Каким цветом они обозначаются?

3. Объяснение нового материала.

- Давайте посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. О них мы уже говорили на прошлом занятии. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.

Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ

МА, МО, МУ, МЭ, МЭ

Заметили, что с гласными  первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго»), а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.

4. Тренировочные задания на дифференциацию  твердых и мягких согласных на слух и по кинестетическим ощущениям.

- Ребята, сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый»), то вы поднимите зеленую карточку с ласковым мальчиком. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий»), то  вы поднимите синюю карточку со строгим мальчиком.

Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т.д.

А теперь я буду произносить слова. А вы будете определять первый звук в слове:

Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.

5. Физминутка.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Прыг-прыг, прыг-прыг.

Сейчас сядут на свое место ребята, чьё имя начинается с твердого согласного звука. А теперь те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука (дети называют свое имя и садятся).

6. Различение твердых и мягких согласных в словах.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости на занятие. Это мишка. Он такой грустный потому, что у него болит щечка. Кто же ему поможет? Какой самый известный доктор лечит животных?

- Правильно, это Айболит. (На доску вывешивается изображение Айболита).

Логопед читает отрывок стихотворения К. Чуковского «Айболит»

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришел к Айболиту Барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!»

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке».

- Ребята, назовите животных, которые пришли к Айболиту лечиться.

Дети называют. На доску вывешиваются картинки с изображением коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, зайчихи, лисы и Барбоса.

- Определите, какой звук первый в этих словах. Логопед вместе с детьми еще раз называет героев стихотворения, выделяя силой голоса и длительностью звучания первый звук. Дети определяют твердый он или мягкий. Логопед выставляет на доску под картинку каждого животного фишку синего или зеленого цвета соответственно.

7. Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята, Айболит сможет вылечить нашего Мишку, только если вы справитесь с его заданием. Он подготовил для вас карточки. Определите, какой первый звук в каждом слове. Если звук твердый, закрасьте первую клеточку под картинкой синим цветом, а если звук мягкий – зеленым.

8. Итог занятия.

- С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились?

- С какими согласными звуками они дружат?

- Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук?

- Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук?

9. Рефлексия.

- Ребятки, если вам понравилось наше занятие, поднимите карточку с «ласковым» мальчиком, если не понравилось – карточку со «строгим» мальчиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

«Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь знака.»

Мастер- класс по теме:  «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь знака.»...

Урок русского языка во 2 классе " Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме"; УМК "Школа России"

Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим...

Урок русского языка во 2 классе " Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме"; УМК "Школа России"

Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".

В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Р...