Рабочая программа для 3 классов по логопедии
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему

Галкина Анастасия Евгеньевна

Рабочая программа логопедических коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 классов с нарушением письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_3_klass.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 444

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на заседании РМО

учителей-логопедов школ Фрунзенского района

Протокол № 6

от «20» июня 2017 г.

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

ГБОУ СОШ №444

Протокол №1

от «31» августа 2017 г.                

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор

ГБОУ СОШ № 444

_______ ( А.Г. Андреев)                

«31» августа 2017 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель РМО

учителей-логопедов школ Фрунзенского района

_______ (А.Б.Тылевич)

«24» августа 2017 г.

Рабочая программа

логопедических коррекционно-развивающих занятий

с учащимися 3 классов с нарушением письменной речи

Автор-составитель: Галкина Анастасия Евгеньевна, учитель-логопед

Учебный год: 2017-2018                                        

Санкт-Петербург

2017 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по коррекции нарушений письменной речи для обучающихся вторых разработана на основе программы, которая согласована с кафедрой коррекционной педагогики СПбАППО:

  • программа, разработанная учителями-логопедами школ Фрунзенского района СПб «Коррекция устной и письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы», 2013; составленная в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, в соответствии с естественнонаучной и психофизиологической концепциями логопедии

Нормативная база

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ №444 на 2017-2018 учебный год;
  • Учебный план ГБОУ СОШ №444 на 2017-2018 учебный год.

                 

Цель программы

Восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, способность преодолевать трудности.

Задачи программы

  • Формировать и совершенствовать пространственное восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез.
  • Развивать и формировать функции фонематического анализа и синтеза.
  • Развивать и совершенствовать языковой и слоговой анализ и синтез.
  • Обогащать качественный и количественный словарь, фразовую развёрнутую речь.
  • Формировать функции словообразования и словоизменения.
  • Предупреждать и преодолевать лексико-грамматические ошибки в устной и письменной речи.
  • Создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками.
  • Развивать сенсомоторные функции.

Направление работы
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов

Адресат программы

Учебный материал программы рассчитан на учащихся 3 классов со сложной дисграфией и нарушением лексико-грамматического строя речи.

Коррекционное обучение на логопедическом пункте осуществляется фронтальным способом. Однако, успех логопедической работы определяется умением индивидуализировать коррекционные воздействия.

Содержание и структурирование программы опирается на следующие дидактические принципы

  • Принцип научности полагает наличие понятий о надежных методах и приемах изучения ребенка дифференциальной диагностики нарушений его развития, определения основной направленности и необходимых условий коррекционно-педагогической работы; о научно обоснованных методах, содержании, организационных формах и средствах логопедической работы с ребенком.

  • Принципы доступности, последовательности и систематичности полагают наличие понятий: о плавном и доступном для ребенка-логопата наращивании сложности речевых упражнений в процессе формирования у него навыков правильной речи. Руководствуясь правилами от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому, от  сохранных сторон речи к нарушенным. То есть от опоры на сохранные навыки правильной речи, к их постепенному расширению и наращиванию новых качеств и навыков.

  • Принцип индивидуального подхода в условиях фронтальных занятий полагает наличие понятий: о первичном и динамическом изучении ребенка-логопата; о сборе амнестических сведений о ребенке и приемах его логопедического обследования; об индивидуальных и групповых занятиях; о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого ребенка-логопата в отдельности. А также о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения его к активной работе, о побуждении и развитии природных способностей и дарований.

  • Принцип сознательности и активности полагает наличие понятий: о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в логопедических занятиях и побуждает к самостоятельным действиям. Формирует у ребенка навыки самоконтроля и готовности прилагать волевые усилия для выполнения заданий и упражнений.

  • Принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств обучения, направленных на коррекцию устной и письменной речи и Принцип целостности предполагает единство данной программы с программами по русскому языку и чтению в начальных классах.

В соответствии с авторскими программами, рабочая программа рассчитана на  60ч 2раза в неделю.

Учебно-тематический план на 2017-2018

п/п

Наименование этапов

Кол-во часов 3класс

I.

Развитие высших психических функций.

3

II.

Восполнение пробелов на фонетическом уровне

12

III.

Формирование морфологических обобщений Развитие навыков словообразования

16

IV.

Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне. Развитие навыков словоизменения

18

V.

Восполнение пробелов на синтаксическом уровне.

11

Итого часов

60

I этап. Развитие психофизических функций. 3ч

На этом этапе коррекционная работа ведётся над развитием познавательных процессов, развитием произвольной сферы, ориентации в пространстве. Развитие высших психических функций, обеспечивающих  в  норме коммуникативную деятельность учащихся. При освоении тем данного блока проводится углубленная диагностика речевых нарушений у учащихся.

II  этап Восполнение пробелов на фонетическом уровне 12ч

На этом этапе коррекционная работа ведётся над формированием слогового анализа и синтеза, умением выделять ударный слог и ставить ударение. Следует отметить, что в связи со сложностью речевого дефекта, коррекционная работа на этом этапе ведётся над закреплением навыка сложных форм фонематического анализа и совершенствования слогового анализа и синтеза. Речевой материал подбирается от простого к сложному. Вводится понятие “транскрипция“ и умение производить фонетический разбор слова.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

  • Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);
  • Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения.

III этап Формирование морфологических обобщений Развитие навыков словообразования 16ч

              Вся деятельность на этом этапе направлена на формирование  и совершенствование навыка морфемного анализа и синтеза слов. На этом этапе ведётся работа по объединению слов в группу однокоренных слов, обучающиеся учатся опираться не только на внешнее сходство в буквенном составе, но, в большей степени, на сходство значений, т.е. на смысл слова. В разделе «Однокоренные слова» в первую очередь учащиеся должны научиться различать родственные и неродственные слова. Решать данную задачу надо, опираясь на два показателя: наличие сходства значений и наличие общего корня. Отсутствие смыслового сходства при этом является достаточным основанием для того, чтобы сравниваемые слова не считались родственными, тогда как вариативность буквенного состава корней допускается в родственных словах (в случае чередования гласных или согласных букв). Умея подбирать правильно родственные слова, ученик сможет из группы родственных слов найти нужное проверочное слово для слова с безударной гласной в корне, а не возьмет какое-то случайное, неподходящее слово.

               Раздел « Суффиксальное словообразование» разбит на три темы: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы», « Суффиксы профессий», «Суффиксы прилагательных». Главное направление в работе над  темой раздела- устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов

              Раздел «Приставочное словообразование» начинается с усвоения наиболее легких по значению приставок- приставок с пространственным значением. Рассматриваются случаи употребления данных приставок в однокоренных глаголах. Различие в значениях пространственных приставок очень хорошо иллюстрируется с помощью практических действий, схем и картинок. Таким образом, на примере этой темы ученики легко делают вывод о той роли, которую играет приставка в слове. Создается понимание того, что приставка-значимая часть, и поэтому нужно стараться правильно ее использовать, чтобы не исказить смысл слова.

IV этап Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне. Развитие навыков словоизменения 18ч

На данном этапе проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами , обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.

Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.

V этап Восполнение пробелов на синтаксическом уровне. 11ч.

На этом этапе учащиеся учатся  различать основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Формируют устойчивый навык писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены, устанавливают связь слов в предложении.

Формы контроля

Прощание с осенью

        В октябре стоит плохая погода. Весь месяц льют дожди. Дует холодный осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Дорожка у дома подмёрзла и стала скользкой.

           Две вороны сели на берёзку. Посыпался пушистый снежок. Тишина – безлюдье вокруг. Только сороки скачут у жилища людей. Они ищут пищу. (53)

Конец года.

Птицы на ночлеге.

                  Где ночуют птицы? Они ищут ночлег в укромном месте. Большая синица любит проводить ночь под крышей. Щебетунья-ласточка спит в гнёздышке. Скворец уснул в своей квартире. Вороны и галки ночуют в садиках, в рощах. Облюбуют высокое дерево, сидят на вершине ветвей и жмутся друг к дружке. Пёрышки распушили, головку втянули и задремали. На ночлеге слышна птичья перекличка. Вдруг раздался нежный голосок галки или синички. Прокричала серая ворона. Потом затихают голоса. Наступает тишина.(74)

ТЕСТ № 1.  (3 класс)                                                                                                                           

РАЗДЕЛ «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ»    

 За каждый правильный выбор  начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за все задания - 16 баллов.

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) ПЛАТЬЕ     б) КЛЁН     в) СЪЕЛ     г) СОЮЗ

2. Сколько звуков в слове?

«ЕНОТ»        -     а) 4 звука       б) 5 звуков     в) 3 звука

«СКАМЬЯ»  -     а) 5 звуков     б) 6 звуков     в) 4 звука

3. Сколько мягких согласных звуков в слове?

«ЛЕЙКА» -     а) 1     б) 2     в) 3

«ЯСЕНЬ»  -     а) 2     б) 4     в) 3

4. В каких словах все согласные звуки твёрдые?

а) БУБЕН     б) ФОРМА     в) КЛЕЙ     г) ЛОТОС

5. Какой звук в слове «оценки» никогда не бывает мягким?

а) [Н]     б) [Ц]     в) [К']     г) [И]

6. Какой звук четвёртый по счёту в слове?

«ЯСТРЕБ»  -     а) [И]     б) [Т]     в) [Т']     г) [Р']

«ПОЮТ»     -     а) [А]     б) [У]     в) [Й']     г) [Т]

7. Которые по счету звуки [Й'] и [А]в словах?

«ЯМЫ»        -     а) 2 и 3     б) 1 и 2     в) 3 и 4

«КРЫЛЬЯ»  -     а) 4 и 5     б) 6 и 7     в) 5 и 6

8. На мягкость какого звука показывает буква «Е» в слове?

«плечо»    -     а) [П']     б) [Л']     в) [Ч']

«свечка»  -     а) [Ч']     б) [К']     в) [В']

9. На мягкость какого звука показывает «Ь» в слове «мальчик»?

а) [Л']     б) [Ч']     в) [М']

10. Найди правильную звуковую запись слова:

«телёнок» -    а) [Т'ИЛ'ОНАК]     б) [ТИЛ'ОНОК]     в) [Т'ИЛОН'АК]

«платье»   -      а) [ПЛАТ'Э]            б) [ПЛАТЙЭ]         в) [ПЛАТ'Й'Э]

Фамилия имя ________________________________________________________________

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильные ответы

Ответы к тестам.  3 класс.

ТЕСТ № 1 (MAX = 16 баллов)

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильные ответы

г

б, б

б, в

б, г

б

г, б

б, в

б

а

а, в

                3 класс    Морфологический и  морфемный  анализ

    1 правильный ответ – 1 балл       максимально 10 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

в

а

б

в

б

а

б

а

б

  1. Укажите несуществуюшее слово.

а) свист

б) свистит

в) свистный

2. Какое слово не является глаголом?

а) сидит

б) сидел

в) сидение

3. От какого слова нельзя образовать глагол?

а) стул

б) смех

в) след

4. Какое слово является родственным слову ЛЕЗЕТ?

а) лезвие

б) пролезем

в) железный

5. В каком слове ЗА – приставка?

а) заяц

б) заря

в) записка

6. В каком слове суффикс -ЕНЬК- не следует применять?

а) маленький

б) лампенький

в) сладенький

7. Какой день недели записан без ошибок?

а) суббота

б) воскресене

в) понеделник

8. Какому слову необходим Ъ?

а) уехал

б) отезжает

в) поедут

9. В какой строке все слова родственны?

а) синий, синеет, синька

б) голова, голые, голодает

в) брат, братский, брать

10. Какая часть отсутствует в слове УЧЁНЫЙ?

а) корень

б) приставка

в) суффикс

 

Актуальность программы

Данная программа носит интегрированный характер. Это синтез лингвистики, логопедии, психологии, педагогики, возрастной физиологии, дефектологии.

Любые нарушения (отклонения, дефекты, недоразвитие, недостатки, расстройства, патология) речи обязательно предполагают их сравнения с нормой языковой (система знаков) и речевой (использование системы языковых знаков в разных видах деятельности). Следовательно, понятия о норме языка и речевой деятельности – это логически обязательная точка отчета для определения, разного рода лингвистических проявлений неправильной речи, ее отклонений, нарушений.

Причины и механизмы речевых расстройств не могут рассматриваться изолированно, вне понимания организма человека (его систем, органов, тканей), как единого целого.

Совмещение лингвистических и клинических характеристик нарушений речи, т.е. логопедических понятий (о фонетико-фонематических, лексико-грамматических, мелодико-интонационных и темпо-ритмических недостатках устной речи, чтения и письма с медицинскими понятиями о их порождении (физиологическом или центральном) и характере (органическом или функциональном) – служит общей основой для точной диагностики и четко организованной системы коррекционных занятий.

Любое речевое нарушение по-разному, но обязательно, находит свое отражение в психической деятельности человека. Наличие того или иного дефекта (аномалии, нарушения) в психофизическом развитии индивида порождает необходимость представлений о своеобразии его психического развития и специфических условий формирования личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы деятельности, социального развития.

Совокупность основополагающих лингвистических, клинических и психологических знаний об индивиде с нарушенной речью (логопате) трансформируется в коррекционно-педагогический (логопедический) процесс, обеспечивающий формирование у логопата навыков правильной речи вместе с гармоничным развитием его личности и адекватным социальным поведением.

Цель программы

Восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, способность преодолевать трудности.

Задачи программы

  • Формировать и совершенствовать пространственное восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез.
  • Развивать и формировать функции фонематического анализа и синтеза.
  • Развивать и совершенствовать языковой и слоговой анализ и синтез.
  • Обогащать качественный и количественный словарь, фразовую развёрнутую речь.
  • Формировать функции словообразования и словоизменения.
  • Предупреждать и преодолевать лексико-грамматические ошибки в устной и письменной речи.
  • Создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками.
  • Развивать сенсомоторные функции.

Рабочая программа рассчитана на  60ч 2раза в неделю.

Учебно-тематический план на 2017-2018

п/п

Наименование этапов

Кол-во часов 3класс

I.

Развитие высших психических функций.

3

II.

Восполнение пробелов на фонетическом уровне

12

III.

Формирование морфологических обобщений Развитие навыков словообразования

16

IV.

Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне. Развитие навыков словоизменения

18

V.

Восполнение пробелов на синтаксическом уровне.

11

Итого часов

60

                               Характеристика группы № 3 (3класс)

 Группа сформирована из 3-х обучающихся, которые имеют в  логопедическом заключении следующую формулировку: «Сложная форма дисграфии». У посещающих занятия детей наблюдаются такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. У обучающихся снижен словарный запас, страдает фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи.  Недостаточно сформированы такие функции, как внимание и память различной модальности. Вследствие этого дети испытывают затруднения в усвоении и применении грамматических правил русского языка.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 3 КЛАССОВ

 С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

3 группа

 I Этап. Развитие психофизических функций (3)

№ п/п

Дата

Наименование раздела

Темы занятий

Элементы содержания учебного материала

Корректировка

1/1

15.09

Знакомство с группой.

Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствования

2/2

17.09

Развитие пространственных и временных представлений.

Графический диктант.

Временные ряды.

3/3

22.09

Контрольная работа

Диктант с грамматическим заданием

III. Этап Восполнение пробелов на фонетическом уровне. (12ч.).

4/1

24.09

Дифференциация понятий «звук» «буква» Последовательность звуков в слове.

Уметь давать характеристику, что такое звук, что такое буква. Позиционный анализ Развитие фонематического  анализа и синтеза. «Соседи звука…».

Корректировка

5/2

29.09

Гласные звуки и буквы. Выделение гласных из слов.

Введение представления о роли гласных в словах при их произношении и написании. Деление  слова на слоги. Понятие слога. Слогообразующая роль гласных Развитие навыков порядкового и количественного анализа и синтеза Фонематический анализ и синтез слов. Транскрипция слов

6/3

1.10

Согласные звуки и буквы Фонематическое восприятие

.

Составление линейных схем и нанесение на них гласных звуков, обозначение буквой на письме. Различие гласных и согласных звуков по месту и способу образования. Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных и согласных  звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме

7/4

6.10

 Определение ударение в слове.

Смыслоразличительная функция ударения.

Составление из заданных  слогов слов. Выделение из слов заданного слога,

определять количество слогов.

Выделение ударного слога в слове. Редукция (сильные и слабые позиции звуков). Безударные гласные. Составление графических слоговых схем с выделением ударного слога

8/5

8.10

Наблюдение за перемещением ударения в словах и изменением их лексического значения. 

Знакомство со словами омографами. Изменение лексического значения слов. Наблюдение за перемещением ударения в однокоренных словах. Развитие умения постановки ударения.

9/6

13.10

Вычленение из слов ударных и безударных гласных

Знакомство с понятиями «корень», «однокоренные слова», «ударный», «безударный гласный» звуки в слове и его обозначение буквой на письме. Сохранение написания гласной в слабой позиции в однокоренных словах

10/7

15.10

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда.

Сравнение слов обозначающих мягкость согласных звуков на письме  гласными второго ряда.  

11/8

20.10

Мягкий знак-показатель мягкости.

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слов и середине слов перед согласными .

12/9

22.10

Двойная роль букв Е Ё Ю Я Разделительный мягкий знак

Заучивание гласных второго ряда перед которыми  пишется разделительный мягкий знак. Перенос слов с разделительным мягким знаком.

13/10

27.10

Дифференциация мягкого знака - показателя мягкости и разделительного мягкого знака.

Классифицирование слов с мягким знаком в середине, конце и разделительным мягким знаком из предложений. Нахождение и исправление ошибок в тексте.

14/11

29.10

Фонематический анализ и синтез слов с согласными Ж Ш Ц Ч Щ

Гласные после шипящих. Мнемотехника, запоминалки.

15/12

10.11

Тест «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ»

.

IV. Формирование морфологических обобщений (16ч.)

16/1

12.11

Родственные слова. Основные признаки однокоренных слов

Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов.
Развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Обогащение словарного запаса

17/2

17.11

Понятие о семантической роли корня.

Продолжать учить выделять главную смысловою часть слова - корень, правописанию родственных и однокоренных слов, подбирать родственные слова, упражняться в дифференциации слов с одинаковым корнем, формировать навыки обобщения, развивать навыки словообразования.

18/3

19.11

Лексическое значения суффикса. Смысловые оттенки суффиксов.

“Суффиксы профессий”

«Суффиксы детёнышей животных»

19/4

24.11

Суффикс, его роль в изменении значения слов

Практическое усвоение выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком. Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов

20/5

26.11

Образование существительных с помощью суффиксов

Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. Выбор суффикса. Соотнесение слов со схемой

21/6

1.12

Образование прилагательных с помощью суффиксов

Образование прилагательных при помощи суффиксов:  -н-,  ист -ск-, -ов-

22/7

3.12

Приставка, её роль в изменении значения слов

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами

23/8

8.12

Дифференциация приставок О ОБ ОТ

Составление алгоритма нахождения приставки в слове Морфемный анализ и синтез слов

24/9

10.12

Приставки, подчиняющиеся фонетическому принципу письма

Знакомство с приставками, подчиняющихся фонематическому принципу письма.

.

25/10

15.12

Приставки, подчиняющиеся морфологическому принципу письма.

Закрепление написания слов  с приставками, морфологическому принципам письма. Знакомство с приставками, оканчивающимися на гласную.

26/11

17.12

Сдвоенные согласные в приставках

Знакомство с приставками с удвоенными согласными.

27/12

22.12

Разделительный Ъ знак.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности.

28/13

24.12

Дифференциация разделительного Ъ и Ь знаков

Находить в тексте слова с разделительным твёрдым и мягким знаками.

29/14

12.01

Предлог. Раздельное написание предлогов со словами

Нахождение предлогов в предложении.

Выписывание словосочетаний с предлогом. Использование предлогов при составлении словосочетаний и предложений .

30/15

14.01

Дифференциация приставок и предлогов.

Разграничение  при написании приставок и предлогов. Нахождение их  в тексте. Их использование при составлении предложений по картинкам.

31/16

19.01

Морфемная модель слова.

Контроль и учет знаний

V.Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне. (18)

32/1

21.01

Что обозначает имя существительное?

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря

33/2

26.01

Практическое употребление     существительных в форме    числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизмов в речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного

34/3

28.01

  Род – постоянный признак каждого существительного.

 Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления

35/4

2.02

Практическое употребление   существительных  разного рода

Практическое употребление существительных различного рода, согласовывать местоимения ОН, ОНА, ОНО с сущ., развивать логическое мышление.

36/5

4.02

Дифференциация существительных разного рода

Развивать и обогащать словарь, знакомить со словоизменением существительных по родам

37/6

9.02

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Распределение слов по столбикам. Составление из этих слов предложений.

38/7

11.02

Слова, обозначающие признак предмета – имя прилагательные.

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой

39/8

16.02

Выделение ведущих признаков прилагательных (

Учить выделять ведущие признаки предметов. цвет, величина, форма, вкус, материал, качества характера).

40/9

18.02

 Согласование прилагательных с существительными в числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами

41/10

25.02

Согласование прилагательных с существительными в роде .

Устранение ошибок в согласовании имен прилагательных с существительными.
Уточнение понятия
 род имени существительного. Последовательное рассмотрение всех видов согласования.
Показ зависимости рода прилагательного от рода существительного.

42/11

1.03

Словоизменение прилагательных.

Обучение постановке вопроса от имени существительного к прилагательному. Развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам

43/12

3.03

Глагол – как часть речи.

Изменение глаголов по времени

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой

44/13

10.03

Значение и грамматические признаки глагола

 Определение грамматических признаков глаголов ( время, роль в предложении).

45/14

15.03

Дифференциация имён существительных и глаголов.

Определение грамматических признаков глаголов (число, роль в предложении).

46/15

17.03

Употребление глаголов с различными приставками

Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками.

47/16

29.03

Неопределённая форма глаголов. Изменение глаголов по времени.

Различение  глаголов среди других слов в тексте. Выявление  неопределённой формы глаголов среди других форм глаголов и отличие их  от омонимичных имён существительных (знать, печь).

48/17

31.03

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
и числе.

Устранение ошибок в согласовании глаголов с существительными.
Выделение окончаний в вопросах и глаголах.

49/18

5.04

Согласование глаголов настоящего времени с именем существительным в лице и числе.

 Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.

VI. Этап. Восполнение пробелов на синтаксическом уровне.(10)

50/1

7.04

Дифференциация понятий «слово» и «словосочетание»

Учить различать понятия слово словосочетания.

51/2

12.04

Дифференциация понятий «предложение» и «словосочетание»

Учить находить словосочетания в предложениях.

52/3

14.04

Предложение. Выделение предложений из сплошного текста

Развивать умение находить границы предложений в сплошном тексте.

53/4

19.04

Простое двусоставное предложение

Распространение предложений

Учить превращать маленькое предложение в большое.

Самостоятельное составление предложений (по заданному слову, по заданному словосочетанию)

54/5

21.04

Контрольная работа

Диктант с грамматическим заданием

55/6

26.04

Главные члены предложения

Знакомство с основой предложения

56/7

28.04

Грамматическое оформление предложения

Учить составлять схемы предложений.

57/8

5.05

Порядок слов в предложении. Восстановление деформированных предложений.

Выделение логико-смысловых связей предложения. Связь слов в предложении .

58/9

10.05

Установление связи между словами в предложении с помощью вопросов.

Обучение постановке вопросов от существительных к глаголам , прилагательным.

59/10

12.05

Текст. Заголовок текста. Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью.

Для реализации программного содержания используются следующие пособия:

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения.- СПб.:КАРО, ДЕЛЬТА, 2008.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2008.

Коррекция нарушений письменной речи: Учебно- методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой.- СПб.: КАРО, 2009.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителей- логопедов.- М.: ВЛАДОС, 2001.

Нефедова Е.А. , Узорова О.В.: Русский язык. 1-4 классы. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы.- М.: АСТ, 2012.

Парамонова Л.Г. Как повысить грамотность учащихся.- СПб.:КАРО, ДЕЛЬТА, 2008.

Парамонова Л.Г. Правила в стихах.- СПб.:КАРО, ДЕЛЬТА, БИНОМ, 2004.

Преодоление нарушений письменной речи: Учебно- методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой.- СПб.: КАРО, 2011.

Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно- методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2006.

Русский язык: коррекционно-развивающие занятия и упражнения. 3-4 класс/ авт.- сост. Е.П. Плешакова.- Волгоград: Учитель, 2009.

Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов.- М.: АРКТИ, 2005.

Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы/ Авт.- сост. Н.Н. Максимук.- М.: ВАКО, 2010.

Узорова У.В. Большой сборник диктантов по русскому языку: с правила и объяснениями всех тем курса начальной школы: 1-4-й кл./ О.В. Узорова,  Е.А. Нефёдова.- М.: АСТ, 2010

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 2 кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 2 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1....

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 3 кл. для обучающихся с ЗПР.

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 3 кл. для обучающихся с ЗПР (7.2)....

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 1 (доп.) кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 1 (доп.) кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. (Вариант 1)...

Рабочие программы 1 класса учителя начальных классов, логопеда на 2019-2020 учебный год

Рабочие программы1 класса учителя начальных классов, логопеда на 2019-2020 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ» разработана для 2-4 класса начальной школы для обучающихся  с ОВЗ (интеллекттаульными нарушениями)...