Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Кондякова Татьяна Анатольевна

Начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya_na_pochve_narush._yazyk_anal._i_sint.analiza.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Причины возникновения ошибок на почве нарушения языкового анализа и синтеза является несформированность звукового анализа и синтеза слова и предложения, слогового и фонематического анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие слогового анализа и синтеза;
  • развитие языкового анализа и синтеза.

Для устранения специфических ошибок, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, я использую следующие виды работ.

Основные группы  

Виды работ

Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова

   Разложение слово на составляющие фонемы представляет собой сложную психическую деятельность, у младших школьников она особенно страдает.

Фонематический анализ может быть простым и сложным. Логопедическая работа строится с учётом последовательности формирования звукового анализа в онтогенезе, и в определённой последовательности:

 а) на слух, когда слово произносит логопед;

 б) после произнесения слова ребёнком;

 в) на основе слухопроизносительных представлений, например по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку.

Вычленение первого ударного гласного звука из слова

Работу начинаю с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. А- малыш плачет, У- волк воет, О- болит зуб и т.д. При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребёнка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

       Использую следующие задания:

  • Определить первый звук в словах: утка, осень, Ира, Аня и т.д.
  • Найди в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.
  • Подбери слова, которые начинаются на гласные а, у, о, и.
  • Отбери картинки, названия которых начинаются на ударные гласные а, о, у.  (Картинки: мышка, окно, улица, осы, аист, азбука, утка)
  • К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. (например, облако, уши)
  • Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой «о».

Соответствующие задания предлагаю учащимся  для  выделения последнего гласного в слове.

Вычленение первого согласного звука из слова

  • Подобрать названия (на основе  лексических тем), которые начинаются с заданного звука.
  • Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  • Назвать слова по сюжетной картинке, которые начинаются с заданного звука.
  • Изменить первый звук слова на противоположный по звонкости и глухости.
  • Лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображением различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.
  • Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
  • Лото «Какой первый звук?» детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.
  • «Найди картинку». Детям предлагаются две карточки. На одной их них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.
  • Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

Определение конечного согласного в слове

Определение согласного звука в слове провожу на обратных слогах, например ух, ах, ум.

Далее предлагаю слова, сходные  по составу с ранее изученными, например, ам – сам, ом – сом.

Затем при самостоятельном произнесении определяется последний звук в слов (типа кот).

  • Отбери только те картинки, в которых последним является указанный звук.

При определении конечного согласного звука используют те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

        Уточняю, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зелёная часть полоски – конец слова.

        Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных – двусложных словах: например, место звука «а» в словах аист, два, мак. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом использую картинки.

        В дальнейшем провожу работу по определению места согласного звука в слове.

Звук связывается с буквой

  • Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
  • Повторить слово и показать соответствующую букву.
  • Выделить из предложения слово, где есть заданный звук.
  • Показать картинки, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:

  • Составить слова из букв разрезной азбуки.
  • Вставить в слова пропущенные буквы
  • Подобрать слова, где заданный звук находится на первом, втором, третьем месте.
  • Выделить из предложения слова с определённым количеством звуков и записать его.
  • Выбрать предметные картинки, в названии которых есть определённое количество звуков.
  • По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.
  • Преобразовать слова:

А) добавляя звук в начале слова. Примерные слова: рот – крот, мех – смех, челка – пчелка, Оля – Коля, Аня – Ваня, осы – косы, луг – плуг;

Б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, пол – полк, стол – столб;

В) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок – сук – суп – сух;

Г) переставляя звуки: пила – липа, карп – парк, кот – кто;    

  •  Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
  • Вписать буквы в кружочки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать слово, которое получится (книга).
  • Какой общий звук в словах: крот – кот, лампа – лапа?        

Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова

Работа со слогом

В процессе письма учащиеся очень часто пропускаю гласные, это связано с тем, что при проговаривании слога лучше воспринимают согласные звуки, а гласные являются для них как оттенки согласных звук. Поэтому  в слоговом анализе делается упор на гласный звук.

  • Назвать только гласный звук.
  • Записать гласный звук слога
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный на первом, втором и третьем месте.

Работа со словом

На начальном этапе работы со словом использую слова, в которых написание аналогично звучанию. Речевой материал даётся от односложного слова с дальнейшим увеличением слогов и разной сложности.

  • Назвать гласные звуки в слове
  • Записать схему слова только гласными буквами.
  • Выделить гласные буквы из слова и положить соответствующую букву из разрезной азбуки
  • Разложить гласные буквы под предметные картинки.
  • Разложить картинки под схемами, на которых записаны только гласные.
  • Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны только гласные.

Слоговой анализ и синтез на уровне слова

  • Разделить заданное слово на слоги и сосчитать количество слогов
  • Определить количество слогов в слове и обозначить соответствующей цифрой
  • Разложить картинки на группы в зависимости от количества слогов
  • Назвать слова на определённую  лексическую тему, где два или три слога
  • Выделить первый слог в названии картинки и записать его.
  • Вставить пропущенный слог
  • Составить слово из слогов
  • Изменить слова так, чтобы изменилось количество слогов (дом – дома, раки – рак)
  • Определить слово или предложение, произнесённое по слогам.
  • Выделить из предложения слова, состоящие из двух, трёх слогов.
  • Выделить ударный слог
  • Кто больше составит слов из слогов (п, ра, куш, кро, дил, шка, ко, ку, ку, вать, ри, да, пр, ри, со)
  • Придумать слово с заданным числом слогов
  • Придумать слово начиналось или заканчивалось на заданный слог (ма)

Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста

Работа с предложением.

На этом этапе  особое внимание уделяю  на последовательность слов в предложении, на умение дифференцировать предлоги и приставки, для этого использую такие задания:

  • Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.
  • Придумать предложение с определённым количеством слов или по схеме.
  • Увеличить предложение, пользуясь словами подсказками или схемой.
  • Вставить пропущенное слово
  • Составить предложение из слов стоящих в начальной форме.
  • Работа с деформированным предложением.
  • Соединить слова в предложения (Растут цветы, под ногами, висит ковёр, над нами, мошкара вилась, на зелёной полянке, листья шуршат, листья шуршат, над кроватью)
  • Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет.
  • Составить предложение с определённым словом.
  • Найти ошибку в предложении (Лодка плыла к берегу. Лодка плыла берегу.)
  • Сделать предложение короче или длиннее.
  • Придумай к слову-предмету слово-признак.
  •  Вставить по смыслу предлоги.
  • В предложении найди предлог – обведи кружком, а приставку выдели.
  • Различение предлогов и приставок, раскрой скобки по образцу

Работа с текстом.

Младшие школьники зачастую затрудняются выделить предложение из текста, так как у них  недостаточно сформировано или не сформировано представление о предложении как о законченной мысли. Использую задания:

  • Восстановить деформированный текст.
  • Выделение предложений из сплошного текста.
  • Составление текста из отдельных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников....

Использование ребусов при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Предлагаемая презентация является составной частью  комплексной работы  по  коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и  синтеза.В основе данного вида д...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....