Рабочая программа по логоритмическим занятиям на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Щеблевская Елена Евгеньевна

Школа даёт базовый уровень знаний. Задачами обучения логоритмике являются: научить детей владеть основными движениями, управлять мышечным тонусом, владеть темпом, устойчивостью при выполнении движений, координировать их в связи с изменением музыки, научить движениями отражать характер, динамику, ритм произведения, используя упражнения на внимание и развитие внимания, воли, включаться в любое упражнение по сигналу. Отличительной особенностью рабочей программы является здоровье сберегающая направленность уроков. У детей с тяжёлым нарушением речи отмечается нарушение координации движений, наблюдаются явления скованности, перегруженности, плохой осанки и пр.  С учётом этих особенностей, в программу включены соответствующие упражнения: на укрепление мышц плеч, головы, плечевого пояса и верхних конечностей, туловища, нижних конечностей; специальные упражнения для выработки осанки; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. Все они связаны между собой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._logoritmika.docx42.76 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская школа – детский сад»

         РАССМОТРЕНО        СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании  методического объединения        заместитель  директора по воспитательной                     ВРИО директора  образовательной организации

учителей-логопедов        внеклассной внешкольной работе

руководитель МО        _______________С.В. Попова                                            __________Л.Х. Хайруллина                                                  

______________Кашапова Р.Р.                 «___»____________2016г                                                 «____»_________2016г.

учителей-дефектологов

руководитель МО

_____________Страшко Е.А.                                                                                                                                                                                                              

«____»_________2016г

Рабочая программа по логоритмическим занятиям

на 2016-2017 учебный год

Класс 2 «Б»  (с тяжелыми нарушениями речи).

Составитель:

Щеблевская Елена Евгеньевна

Первая  квалификационная категория

г. Сургут, Тюменской области

2016г.

Рабочая программа курса «Логоритмика» 2 «Б» класса

Рабочая программа по предмету логоритмика на 2016- 2017 учебный год  

Ф.И.О. учителя: Щеблевская Елена Евгеньевна

2 Б класса для учащихся V вида (детей с тяжёлыми нарушениями речи).  

Пояснительная записка

  • Программа по лого ритмике для 1-го класса составлена на основе специальных общеобразовательных   школ   для детей   с   тяжёлыми нарушениями речи, Москва, «Просвещение», 1987 год. Рекомендовано Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР.
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году (Приложение к инструктивно-методическому письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2015 г № 8193).
  • Учебный план образовательной организации ХМАО – Югры «Сургутская школа –детский сад», реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, участвующей в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 5.2) на 2015-2016 уч. год.  
  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи  
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Школа даёт базовый уровень знаний. Задачами обучения логоритмике являются: научить детей владеть основными движениями, управлять мышечным тонусом, владеть темпом, устойчивостью при выполнении движений, координировать их в связи с изменением музыки, научить движениями отражать характер, динамику, ритм произведения, используя упражнения на внимание и развитие внимания, воли, включаться в любое упражнение по сигналу. Отличительной особенностью рабочей программы является здоровье сберегающая направленность уроков. У детей с тяжёлым нарушением речи отмечается нарушение координации движений, наблюдаются явления скованности, перегруженности, плохой осанки и пр.  С учётом этих особенностей, в программу включены соответствующие упражнения: на укрепление мышц плеч, головы, плечевого пояса и верхних конечностей, туловища, нижних конечностей; специальные упражнения для выработки осанки; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. Все они связаны между собой.

Особенностью программы является её коррекционная направленность. Каждый из разделов программы выполняет систематическую работу по формированию различных сторон речедвигательных навыков, и наряду с выполнением общих учебных задач, преследует цель ликвидировать моторную недостаточность и речевую патологию. Особенностью учебно- воспитательного процесса является включение повторения учебного материала по разделам в силу того, что для большинства учащихся характерна неустойчивая кратковременная память.  

Данная программа сориентирована на воспитание и развитие:

  -   слухового внимания;

  -   координации между голосом и слухом;

  -   воспроизведение голосом сыгранного звука;

  -   музыкального мышления.

Цели и задачи программы

Цель программы: создать условия для  эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и  развития личности  в целом.

 Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий. 

1. Учитывая специфику развития детей, основной задачей  уроков логоритмики является формирование и развитие у  детей двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания  и  устранения речевых нарушений.      

2. Воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы взамен патологических,  развивать выразительность движений как  средство  самовыражения.

3. Воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки,   творческую активность, способность к общению, к познанию самого себя. Воспитывать личность через систему отношений:  сопереживание, соучастие, содействие, созидание.

 4. Воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру музыки и пластики;

5. Воспитывать потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в общественные отношения.

Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:

- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);

- развитие общей и мелкой моторики;

- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;

- активизация исполнительской деятельности.

Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.  В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.  

Направление работы на уроках

Группы речевых нарушений

Вид коррекционной  работы

Работа над дыханием

Темп и ритм дыхания

Работа над оральным праксисом      

Работа над просодией речи

Работа над темпом и ритмом речи      

Развитие голоса    

Развитие фонематического восприятия                  

Развитие  звуковысотного  слуха

Развитие  координации  между  слухом  и голосом

- заикающиеся

- ринолалики

-дизартрики

- нарушения голоса

- ДЦП

- дислалия

- ринолалия

- дизартрия

- афазия

- алалия

- заикане (если нарушено звукопроизношение)

- ДЦП

- дизартрия

- заикание

- ринолалия

- нарушение голоса

- ДЦП

- заикание

- тахилалия

- брадилалия

- спотыкание в речи

- афазия

- дизартрия

- ДЦП

- дизартрия

- ринолалия

- нарушение голоса

- дизартрия

- алалия

При всех речевых дефектах

При  всех  речевых  дефектах

Певческие упражнения с речью (звуки, слоги, слова, сочетания) на выдохе. Упражнения без речи.

Специальные артикуляторные упражнения для губ, языка.

Упражнения на основе точности, скорости общих движений рук, ног, головы.  Доводить движения до автоматизма, развивая моторные и сенсомоторные координации. Использовать упражнения для артикуляции, использовать элементы расслабляющего массажа

Использовать певческие упражнения на гласные и слоги. На основе их воспитывать темп и ритм дыхания, выразительность голоса, что активизирует работу артикуляторного аппарата, речевого слуха.

Создается музыкально-двигательно-речевая основа речи.

      ПРИМЕЧАНИЕ: При заикании учитывать  

                                    личностные   особенности, этап  

                                    работы (шепотная, сопряженная,

                                   отраженная речь).  

                                    При дизартрии учитывать двигательные и речедвигательные возможности, характер и степень моторной и членораздельной речи, возраст.

Использовать ортофонические упражнения, направленные на развитие координации дыхания, фонации, артикуляции.  Сначала давать артикуляционную гимнастику, массаж, расслабление шеи.

Фонематические процессы совершенствуются при восприятии музыки (динамика, темп, тональность, ритм).  Улучшает различение звуков на слух, воспитывает ассоциации между звуком и мелодией. Дифференциации фонем способствует произнесение текста под музыку.

Пение  песен  с  показом  рукой  направления  мелодии,  отстукивание  ритма,  темпа.

Уроки музыки и логоритмики – это уроки, в которых велика роль единства эмоций и разума, познания и чувства, движения и выразительности. Следует отходить от механического переноса общедидактических принципов и методов в урок искусства. Необходимо направлять  усилия на создание одухотворенного музыкой воспитательного процесса,  сближая  их   с методами коррекционной педагогики.

Особенности развития ребенка с речевой патологией требуют от педагога тщательного отбора  и анализа  музыкального и двигательного материала, который должен быть доступным для определенного уровня речевого развития;  подачи материала в четкой системе с учетом речевых дефектов и этапов коррекционной работы.

Направления и средства коррекционной работы

Направленность программы -  коррекционно- развивающая.

По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов.

Вид обучения – практико-ориентированный  с  коллективными,  групповыми, индивидуальными  формами работы.  

Направления

Средства  коррекционной  работы

1

Развитие  внимания,  памяти  и  восприятия

Упражнения на  активизацию  внимания,  на  развитие  речи,  наблюдательности,  на  объем  внимания  и  его  распределения.  Игры (подвижные, с  предметами  и без  предметов)

2

Развитие  общей  и  мелкой  моторики

Различные  виды  ходьбы  и  бега, упражнение  с предметами и без  предметов,  пением , проговариванием  текста. Общеразвивающие  упражнения для рук,  ног,  туловища.

3

Коррекция  эмоционально-поведенческих расстройств

Упражнения на  передачу  музыкального образа, характера  музыки,  выразительности  движений,  речи.

4

Активизация интеллектуальной  деятельности

Усвоение понятий через  выполнение заданий на  сравнение,  через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи  музыкальных образов.

5

Исполнительская  деятельность

Танцы  (сюжетные,  народные,  бальные).  Песни  (программные  и  внепрограммные).  Игра  на  музыкальных  инструментах. Участие в  школьных  праздниках,  конкурсах, спектаклях.

6

Коррекция  речевых  дефектов. Работа над  звукопроизношением,  связной  речью, выразительностью.

Упражнения,  песенный  материал,  подобранный  для  групп  нарушений. Специальные  упражнения  на дыхание,  силу  голоса и его  выразительность

Уроки  во втором классе проводятся  в  виде  действа,  игры,  подражания как  наиболее близких  форм  адаптации в  данном  возрасте:  «В гости к Сергеюшко», «В гости к Госпоже Метелице»,  «Приключения Буратино».

        Сказочные  сюжеты  позволяют  объединить все  элементы  урока  в  единую  канву.  В  конце  года или  четверти  проводятся  уроки-концерты  для  учащихся  других  классов  или  родителей.

Содержание разделов

Движение является одним из основных механизмов уравновешивания и адаптации со средой, поэтому это мощный фактор в коррекционной работе.

Виды деятельности

Задачи

1

Музыкально-ритмические

движения

 - развивать воспринимающий  и  воспроизводящий   ритмический слух;

 -воспитывать  способность  управлять мышечным  тонусом;

 - вырабатывать  согласованность  рук,  ног в  ходьбе  и беге;

- дать  представление о  ритмической  организации музыки, движения  и речи;

- учить повторять заданный  рисунок,  двигаться  в соответствии с характером  музыки.

2

Общеразвивающие упражнения.

Перестроения.

- всесторонне  воздействовать  на  организм;

 - развивать  координацию, четкость, ритмичность, переключаемость  движений;

- показать  разницу между  движениями  (бег, ходьба, покой, прыжки);

- показать  тесную  связь  движений  и  упражнений;

- развивать  умение  ориентироваться  в  пространстве.

3

Игры  и  упражнения.

В  коррекционной  работе   используются  статические,  подвижные, полуподвижные   игры,  игры – драматизации.  

- дать  представление  о  соблюдении  правил  игр;

- развивать статическую и динамическую координацию  движений, ловкость, быстроту  реакции на звуковые  или  словесные  сигналы.

- развивать ориентировку в  пространстве, инициативу.

4

Пантомима,  импровизация.

- развивать наблюдательность, фантазию,  воображение, уметь  перевоплощаться;

- развивать  способность к  сценическому  действию.

5

Развитие  мелкой  моторики.

- вырабатывать четкость выполнения тонких движений   пальцев  одновременно с  речью и музыкой;

- развивать зрительно-моторную  координацию. 

6

Ритмография.

Это  рисунок  на  бумажном  шаблоне  или  по  воображению.

 -способствовать развитию зрительно-пространственного  восприятия;

- использовать  графическое  сопровождение  рукой  для  закрепления  двигательного  навыка;

- развивать  свободное  движение  руки  во  всех  направлениях;

 - передавать  настроение и характер  музыки средствами живописи  (линией, пятном, ритмом  штрихов).

7

Элементы артикуляционной  и  дыхательной  гимнастики.

- развивать четкую дикцию,  правильный артикуляционный уклад,  способствовать исправлению дефектов произношения;

- развивать речевое и  певческое дыхание, его  продолжительность,  постепенность;                                          - способствовать нормализации  деятельности  периферических отделов  речевого  аппарата;

- развивать четкую дикцию.

8

Слово  и  речь –

 - расширять кругозор, словарный запас. Материал этого раздела включает  в  себя  комплексную  работу  над звуком,  мимикой,  жестом,  т.е.  над  всей  просодикой. Музыка  и слово   используются  с  активной  реализацией  движения.

9

Пение с движениями.

- развивать слуходвигательную  и слуховокальную   координацию;

 - совершенствовать вокально-хоровые навыки, развивать слуховое внимание, координацию  между слухом и голосом;

- развивать чуткое отношение к слову в песне, уметь передавать средства выразительности музыки;

- соотносить характер движений с характером музыки.

10

Развитее речи и словаря.

 - создать условия для активизации пассивного словаря, для расширения активного словаря (глагольного, именного).

11

Упражнения на  автоматизацию  звуков.

 - способствовать автоматизации , дифференциации  звуков

 - точно  передавать в заданном ритме и динамике попевки, чистоговорки под музыку на проходимые на данном этапе гласные и согласные

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

На проведение логоритмических  занятий     в 2  классе  выделяется     —  34  ч. (34 учебные недели;  1 час в неделю).  

По учебному плану 1 час в неделю.

Количество часов на I полугодие:

Всего 16 часов в неделю 1 час.

Количество часов на II полугодие:

Всего 18часов, в неделю 1 час.

Количество часов за учебный год 34 часа.

Планируемые результаты изучения курса

К концу обучения учащиеся  2 класса должны:

Знать: правила игры, тексты песен,  игровые и плясовые движения, названия движений, упражнения способствующие развитию отдельных групп мышц, головы, шеи, плечевого пояса, туловища, ног, упражнения для выработки осанки, упражнения с предметами, разнообразные танцевальные движения, направления и частоту движения, последовательность нот.                          

 Уметь: совершенствовать навыки правильной ходьбы и бега, легко бегать и ритмично выполнять во время движения несложные задания и движения, переходить с одного темпа на другой, выполнять ряд действий с предметами, развивать чувство равновесия, различать песни, танцы, марши различного характера, эмоционально исполнять выученные песни.

Список используемой литературы

  1. «Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Подготовительный, 1 – 5 классы». Москва, «Просвещение», 1987 год. Рекомендовано Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР.
  2. «Логопедическая ритмика». Волкова Г. А.  Москва, «Просвещение», 2002 год.                                    

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

  1. Конспекты логритмических занятий с детьми 6-8 лет  Картушина, Творческий центр «Сфера» Москва 2006г.

Распределение часов по четвертям

Четверть

занятия

Раздел

Всего часов

1

I четверть

1.

По мотивам сказки Е. Честнекова «Сергеюшко»

3

2.

Магазин  «Природа»

3

3.

Медведь и хвост

3

         всего:                   9

2

II четверть

1.

Проказы Зимы

3

2.

Зима

4

          всего:                  7

3

III четверть

1.

Госпожа Метелица

3

2.

Снегурочка

3

3.

Каша из топора

3

          всего:                  9

4

IV четверть

1.

Весна

4

2.

Приключения Буратино  по мотивам сказки А. Толстого

4

          всего:                  8

                                                                                 Всего за год:              33 часа


№ урока

Блок. Раздел. Тема урока.

Колич-во

часов

Дата

Коррекционная направленность

Деятельность учащихся

Планир.

Фактич.

I четверть – 9 часов

1-3

«Сергеюшко»

По мотивам сказки Е. Честнекова

3

0509.2016

12.09.

19.09

словарь:  листопад, птичка-невеличка, не велит, лукошко. Закрепить название грибов: боровик, подосиновик, подберёзовик, опята.

-Принимать учебную задачу урока.

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

-Выполнять движения в соответствии текста.

-Ритмично проводить игру «Тук-тук».

-Дифференциация звуков «Д-Т»

4-6

Магазин  «Природа»

3

26.09.

03.10

10.10

17.10

словарь: композитор А.Вивальди концерт «Времена года» - «Осень».

Листопад; для взора отрада, товары, зрелый, загорелый

-Уметь вслушиваться в музыкальное произведение, оценивать характер мелодии.

-Закрепить чистоговорку на дифференциацию звуков (Н-Н`).

-Выполнять логопедическую гимнастику под текст.

- Уметь сохранять динамическую  координацию при выполнении основных движений.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

7-9

«Медведь и хвост»

3

24.10

31.10

словарь: прибаутки

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Выполнять движения в соответствии текста.

-Развивать слуховое внимание.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

КонецI четверти  - 9 ч

II четверть – 7 часов

10-12

Кто   как к зиме готовится

3

14.11

21.11

28.12

словарь: щедрый, посевная, румяный, душистый

-Принимать учебную задачу урока.

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

-Выполнять движения в соответствии текста.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

13-16

Проказы Зимы

4

05.12.

1212

19.12

26.12

словарь:  композитор А.Вивальди концерт «Времена года» - «Зима».

отлет птиц

зимующие птицы. Орешки щелкаем,

Кустарник, берлога

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Уметь вслушиваться в музыкальное произведение, оценивать характер мелодии.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

Конец II четверти -  7ч

III четверть-10 часов

17-19

Госпожа Метелица

3

16.01

23.01

30.01

словарь: стужа, заснеженный, прялица, шустрая синичка

птицы, сугроб пшеничные пироги

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

-Автоматизация звука «Л»

-Дифференциация  «Л-Л`»

20-22

Зима

3

06.02

13.02

20.03

словарь: времена года, кати снежок

мастерица, пушистенький кролик

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Автоматизация звука «Р»

-Дифференциация звуков  «Р -Р`»

23-25

Каша из топора

3

06.03

13.03

20.03

словарь: поход, задорным рокотом

осанка, пляс, чугунок, смекалка, смекалистым.

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

-Автоматизация звука «Л»

-Дифференциация звуков«Л-Р»

Конец III четверти  -10ч

IV четверть -8 часов

26-27

Весна

2

03.04

10.04

словарь: композитор А.Вивальди концерт «Времена года» - «Весна».

трещат, журчат, аромат, изменения в природе.

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Выполнять логопедическую гимнастику под  текст.

28-29

Армейская карусель

2

17.04

24.04

Праздник,   посвященный Дню победы. Песни,  стихи  на военную тематику

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Автоматизация звука «Г»

-Дифференциация  «Г-К»

30-33

Приключения Буратино.

По мотивам сказки А. Толстого

4

05.05

22.05

29.05

30.05

словарь: порядком надоело, корчит рожи, чебурек.

повторить  дни недели (четко проговаривать).

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.  

-Выполнять логопедическую гимнастику под текст.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Автоматизация звука «Х»

-Дифференциация  «Х-К»

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

Конец IV четверти – 8ч.

Конец года – 34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы в 1 классе на 2016-2017 учебный год по ФГОС

В рабочей программе имеется планируемые предметные результаты освоения учебногопредмета, содержание учебного предмета и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике 2 класс 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена к учебнику "Информатика 2 класс" Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2016 – 2017 учебный год для 1 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа русский язык 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России В. П. Канакина

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Окружающий мир 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России А. А. Плешаков

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Л. Ф. Климанова

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" на 2016-2017 учебный год.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (...