Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.
статья по логопедии на тему

Лешкович Татьяна Ричардовна

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_leshkovich.odt104.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

На первый план образовательной политики государства вышли вопросы гарантирования права на образования детей, имеющих особые образовательные потребности,  и  детей  с ОВЗ.  Впервые в России разработан и находится на этапе внедрения федеральный государственный стандарт для таких категорий учащихся.

Несмотря на то, что для детей с аутистическими проявлениями характерны схожие формы нарушений эмоционально-аффективной сферы и формы социального взаимодействия, компенсаторные возможности каждого ребенка индивидуальны и зависят от множества факторов: степени органического поражения ЦНС, тяжести коммуникативного барьера и коррекционно-средовых условий обучения и воспитания ребенка.

        В нашей школе МКОУ  «Школа -интернат №86» ребенок с РАС получает комплексную помощь. С ним работают: детский психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Коллегиальное сотрудничество специалистов позволяет  составить образовательный маршрут, оптимальный вариант индивидуального развития. Индивидуальная программа сопровождения учитывает возможности ребенка, его особенности, уровень его личностного и познавательного потенциала.

Члены психолого-медико-педагогического консилиума разрабатывают  четкий план, схему совместных действий с ребенком и его родителями. Основные задачи, которые стоят перед специалистами, состоят в том, чтобы максимально нивелировать аутистические проявления, снизить коммуникативный барьер,  расширить сферу взаимодействия ребенка  с окружающими, включить его в игровую и учебную деятельность. Конечная цель – улучшить социальный прогноз и интегрировать ребенка в детский коллектив.

        Работа с ребенком с РАС предполагает постепенное, поэтапное включение  его в образовательную деятельность.  Выделяем следующие этапы:

  1. Диагностический этап.
  2. Индивидуальная коррекционная работа со специалистами.
  3. Включение в микрогруппу.
  4. Включение в детский коллектив (группа, класс).

     Ведущая роль в данном направлении принадлежит  комплексной диагностике, позволяющей выявить индивидуальные особенности ребенка с РАС, его потенциальные возможности и прогноз развития. Используем основные методы: сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов,  наблюдение за поведением ребенка  и  включение его в совместную деятельность  « взрослого и ребёнка».

При составлении адаптированной  Программы психокоррекционной работы с детьми с РАС  необходимо ориентироваться на специфику аффективной патологии.  Основные направления психокоррекционной работы:

- ориентация ребенка на внешний мир, на взаимодействие;

- обучение его простым навыкам контакта;

- коррекция эмоциональных нарушений и аффективных расстройств.

На индивидуальных  коррекционных занятиях с учителем - логопедом происходит:

  • расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире;
  • формирование целенаправленных предметных действий;

  • коррекция и развитие коммуникативных навыков, познавательной

деятельности, речи в рамках индивидуальной программы.

    Нельзя не отметить, что вся работа строится в тесном взаимодействии с детским психиатром, который параллельно проводит медикаментозную коррекцию. Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации специальной помощи детям.

        Учитывая характеристики детей с РАС, для эффективного их

обучения важно создать ряд условий. Необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение. Место для занятий должно быть таким, чтобы

ничто не отвлекало ребёнка, и его зрительное поле было максимально организовано. Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную

последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятий. Обращаться к аутичным детям надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями, которые должны иметь четкое

начало и конец, чтобы ребенок имел представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Таким образом, работа с аутичными детьми требует особого подхода к выбору педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности, и зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка (интересы, мотивы). Одной из эффективных технологий

развития познавательной активности у детей с РАС является дидактическая игра, так как игровые моменты повышают эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогают повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Замечено, что обучающимся с РАС нравится «встречать и провожать» сказочных персонажей (особенно мягкие игрушки), сопровождающих их на протяжении всего урока. Дети при этом эмоционально оживляются, радуются и стараются выполнить предложенные задания. Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей с РАС.

В работе  используются разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей детей с РАС, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.

Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимся с РАС.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать уроки наглядными, динамичными,

эффективными с точки зрения обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра.

Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя

одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается

мышление.Слайды презентаций можно использовать во

время повторения, объяснения, закрепления на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (тесты, тренажеры, игры, физминутки).

В настоящее время достаточно часто при организации образовательного процесса детей с РАС  часто используют технологию опорных сигналов — метод пиктограмм.

Пиктограммы —небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности.

Данный метод необходимо применять при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, т.к. они не всегда воспринимают и правильно понимают инструкции

учителя, что способствует снижению познавательной активности в урочное и внеурочное время. Пиктограммы создают у обучающихся с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей ситуации, задают алгоритм деятельности на данный урок. Это особенно важно для учащихся с нарушениями аффективно-эмоциональной сферы.

Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации. Общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутизмом.

Методика использования «расписания активностей» для развития самостоятельности детей, страдающих РАС. «Расписание активностей» – это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Расписание может быть различной формы, но изначально чаще всего выглядит так: альбом (или папка с файлами) с картинками или надписями на каждой странице. Каждый из этих стимулов направляет ребенка выполнять задания, участвовать в том или ином виде деятельности или получить награду. В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть или очень подробными – разбивающими каждое занятие на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью – когда фотографии или надписи побуждают ребенка выполнить все задание. С помощью дозированного обучения детей обучают брать альбом с расписанием, открывать первую страницу, выполнять задания и затем переходить к следующему.

Цель использования расписания - научить детей с РАС выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны родителей и воспитателей и без их контроля.

Знания о PECS просто необходимы, потому что нужно найти какое-то решение – облегчить детям раннее развитие коммуникации.

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.

Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. На заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы (этап 4, отвечать на вопрос “что ты хочешь?” (этап 5) и реагировать на другие простые вопросы типа “что ты видишь?” правильными фразами типа “я вижу птичку” (этап 6).

Коммуникационный партнер (например: родители, братья и сёстры, учителя) вербализируют (исполняют) желания ребёнка, после получения картинки.

Желания у наших детей бывают, например такими как:

1. Я хочу журнал.

2. Я хочу пить.

3. Я хочу планшет.

4. Я хочу мыльные пузыри.

Ребёнка  поощряем, произносим по возможности отдельные слова или целые предложения.

3. Когда ребенок прошёл все 6 этапов системы PECS, и может составлять предложение из карточек, переходим на «Коммуникативную доску».

«Коммуникативная доска» представляет собой белый лист А4, расчерченный на 48 квадратов. В квадратах первоначально помещаются 4 картинки: «Я», «Хочу», «Да» и «Нет». В приложении – ряд картинок предпочтений (например: я хочу пить). Затем количество картинок увеличивается в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка.

Использование системы  дополнительной   коммуникации PECS  в работе с учеником. Таблица.

Имя учащегося,

1класс

Понимание речи на начальном  этапе

Использование методики:  «Система дополнительной   коммуникации PECS»

Результат

Даниил

 Воспринимает речь на уровне односложных фраз. В ситуациях непонимания инструкций и заданий может проявлять нежелательное поведение.

 .Обучение проходит по зтапам системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).

Достаточно быстро перешел к  4 этапу- структура предложения , на котором был осуществлен переход с коммуникативной книги на коммуникативную доску.

Мониторинг оценки усвоения обязательного программного материала за  учебный год показал удовлетворительные результаты.

Положительная динамика  коммуникативных навыков за учебный гол (1класс)дает возможность поставить еще ряд задач для достижения единой цели в рамках реализации ФГОС для детей с РАС на новый учебный год. Готовность к обучению у учащихся на следующем этапе сформирована. Дети адаптированы

и социализированы в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 1 класса, и имеют потенциал при переходе в следующий класс для овладения основными образовательными учебными программами данного этапа.

Следует помнить, что работа с аутичными детьми —

процесс сложный и длительный, он «...растягивается на

много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый —пусть даже самый малый

—шаг прогресса драгоценен... »

(В.Е. Каган, 1981)

Участвуя  в работе экспериментальной площадки «Социальное партнерство как механизм реализации ФГОСа образования обучающихся с умственной отсталостью»,

 выступила с сообщениями из опыта работы по   по следующим темам:

  • Развитие коммуникативных навыков  детей с РАС.,
  • Испльзование системы альтернативной коммуникации.,
  • Формирование речевой активности детей с РАС с учетом коммуникативных способностей.

В  рамках семинаров экспериментальной площадки  давала открытые занятия с учащимися ( фрагменты видио).

 В своей работе  я использую знания , полученные  на курсах  кафедры  « Коррекционной педагогики и специальной психологии»                                                 Нижегородского института развития и образования  города Нижнего Новгорода, семинарах, проведённых по данной проблеме.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М., 2005.
  2. И.А.Емельянова Журнал «Образование и наука» ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика.  Выпуск № 1 / 2009
  3. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. М., Просвещение, 2014.
  4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Просвещение, 2014.
  5. Немов Р.С. Общие основы психологии, кн. 1. - М.: Издательский центр «Владос», 2000. - 688 с.
  6.          Османова — Позднякова: Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. ... Художник: Иванов Л. А. Редактор: Вайполина М. О. Издательство: Каро, 2013 г.
  7. -Османова Г.А. ,Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений найти год издания
  8. Черкасова Е.Л. Коммуникативная стратегия учебного взаимодействия - неотъемлемое условие пропедевтики и коррекции нарушений письменной речи//Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения. Материалы Третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., Российская ассоциация дислексии; МГПУ, 2007. С 126-131.
  9. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей с ограниченными возможностями здоровья на уровне общего образования. Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. М., Национальный книжный центр, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи....

Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...

Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...

Статья Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...

Статья на тему - «В работе логопеда использование нетрадиционного оборудования, степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Начальная школа и первый класс — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования &mdash...

Использование игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...