Конспект открытого урока по РРС и ФП в 5 классе
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Филимонова Ирина Евгеньевна

Автоматизация звука "С", работа с текстом "Лоси в беде", сотавление диалога по тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_rsv_v_5.docx83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по РСВ в 5-в классе 16 октября 2018

Тема: «Автоматизация звука [С]»,

Текст «Лоси в беде» (работа с предложениями, составление диалогической речи)

Задачи: 
1. Коррекционно - развивающие: 
• Коррекция и развитие мыслительной деятельности на уровне аналитико-синтетической деятельности на примере слов, словосочетаний, предложений; 
• Коррекция и развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления, путём выполнения заданий на соотношение и воспроизведение слов и словосочетаний и т.д.; 
• Продолжение изменения высоты и силы голоса слова, на которые падает логическое ударение, вести работу над интонационной окраской речи; 
• Развитие слуховых дифференцировок на рабочем и резервном расстоянии учащегося. 
2. Коррекционно - образовательные: 
• Продолжать вести работу звука [с] на материале слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной речи.; 
• Формировать умение определять наличие слов со звуком [с] в рассказе; 
• Тренировать умение составлять словосочетания, предложения с использование опорных слов; 
• Продолжать обогащать словарный запас. 
3. Коррекционно – воспитательные: 
• Формировать умение выделять главное, существенное в прочитанном; 
• Формировать умение логически излагать свои мысли; 
• Приобщать и формировать положительное отношение к искусству; 
• Воспитывать положительное отношение к занятию;     
• Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. 

Цель: продолжить знакомство ученика 5 класса с  текстом, продолжить работу над звуком [с] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале).

План: 
ФП 
• Слуховая дифференцировка. 
• Работа с профилями. 
• Работа на память. 
• Самостоятельная деятельность, работа на мышление. 
• Работа над интонацией, логическим ударением. 
• Итог занятия. 
РСВ 
• Организационный момент. 
• Продолжить работу с текстом. 
• Придумать вопросы к тексту и самостоятельно на них ответить. 
• Восприятие на слух предложений, словосочетаний, слов по данному тексту. 
Суслова София

№ 39 от 25.03.2013

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV ст., пограничная с глухотой, протезирована бинаурально аппаратами PHONAK NADIA III SP JR

рабочее расстояние (голое ухо) L 0,1 метра; 
резервное расстояние (голое ухо) L 0,1  метра; 
рабочее расстояние (ИСА) L 1 : 1,0 - 1,5 метра (бинаурально); 
резервное расстояние (ИСА) L 1-1,5 метра (бинаурально); 
тональная аудиометрия соответствует речевой. 

ФП

  1. Орг. Момент

- Аппараты работают?

- Да, работают.

- Какое у тебя настроение?

- Отличное (замечательное, хорошее, так себе)

- С таким хорошим настроением мы и продолжим наш урок.

- Хорошо.

- Какой сейчас будет урок?

- Сейчас будет урок по развитию слуха и формированию произношения

- А какой по счету будет урок?

- 6 (шестой).

- Какой звук мы будем говорить?

- Будем говорить звук «С».

- Расскажи о звуке.

- Звук [С] — твердый глухой согласный.  Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Нет голоса.

- Чтобы хорошо говорить звук «С» давай сделаем несколько упражнений.

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ — зубы должны быть открыты.
  • Свист — при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.  И - У
  • Чистка зубов, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы — сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Стрелка часов — губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели — с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

- Будешь правильно говорить звук [С]   в словах и фразах. Произноси слова и фразы в правильном темпе и помни о выразительности речи.

  1. Прочитай слоги, слова

Са—са—са                Са—са—са                       Сани, сад, коса, оса

Сы—сы—сы      Сы—сы—сы             Бусы, осы, косы, сыр

Со—со—со        со—со—со                  Соты, соки, сода, сон

Су—су—су        су—су—су                  Судно, сумка, сутки, сук

 

Ас – ос – ус                       Ос – ис – ес        

Ос – ус – ыс                      Ёс – юс – ис

 Ыс – ес – яс                       Ес – ас – яс

Бас, нас, квас, погас, астра, каска, басня, масло, маска, опасно, ласточка, паста, мастер, ананас.

Нос, рос, мост, рост, хвост, острый, вопрос,  космос,  волос, поднос, насос, восход, соска, сосна,  постовой.

Вкус, ус, густо, пусто, капуста, русский, грустный, соус, суслик, страус, спуск.

Мыс, кумыс, выступ, выставить, рыскать, выслать.

Ясный, ястреб, тряска, коляска, пляска.

Леска, лес, место, вместо, навес, тесто, весло, весна, интересно, тесно, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла.

Рис, писк, риск, миска, киска, Борис, искра, кислый.

Флюс, плюс.

image060

  1. Составь словосочетания, выдели ударение.

На суку                        состязания

Интересные                         волосы

Густые                         собака

Спортивные                         листья

стоит                                 рассказы

Серая                                сорока

Осыпались                        стул

Соня у сосны. Сосна высокая. У сосны сук. У дома сад. В саду беседка. Наступила осень. Осыпались листья. На суку  сорока. Днем совы спят. Мама сварила суп. В огороде подсолнухи. В стакане сок. На соломе сидит собака. В саду стоит стол и скамейка. У Ларисы новые сапоги. Слава сломал стул. Самолет летит высоко над лесом. Самолет оставил в небе белый след. Толстый слой пыли на столе.  

  1. Прочитай текст, хорошо говори звук [С].

В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Потом Саня и Слава повернули домой. Скоро они были дома.

- Что ты делал(а)?

- Я работал(а) со звуком [С]

II. РРС

- Ты сделал(а) домашнее задание?

- Сделал(а).

- Какое было задание?

- Читать хорошо текст.

- Как называется текст?

- «Лоси в беде».

- Послушай слова на слух:   

[Лось, лосиха, болото – в болоте, тащили – вытащили – вытаскивать, спасти – спасли, погрузился.]

  1. - Хорошо, перед тобой текст. Он разрезан по фразам. Пожалуйста, прочитай все  предложения и правильно составь текст.

Лоси в беде

Летом я был в лагере отдыха.

Лагерь находился в лесу.

Недалеко было большое болото.

Однажды мы пошли за ягодами и увидели в болоте лося и лосиху.

Они не могли выбраться из болота.

Мы вернулись в лагерь и позвали всех на помощь.

Воспитатели, родители – все пришли помогать.

Лосиха была близко, ее скоро вытащили.

А лось зашел далеко и погрузился в болото почти с головой.

Его пришлось долго вытаскивать.

Мы все были усталые, но очень довольные, что спасли лосей.

Задания к тексту:

  1. Куда отправились дети?
  2. Что случилось с лосями?
  3. Кто спас животных?

-Молодец, ты правильно составил(а) текст. А теперь давай поиграем. 

Диалог:

6. – Будем составлять диалог к тексту. Будут разговаривать мальчик и девочка. У нас есть кукла - девочка и кукла – мальчик. Как их зовут?

- Соня и Саша. (Алиса и Сережа).

- Давай попробуем составить разговор.

Девочка

Где ты был летом?

Мальчик

Летом я был в лагере отдыха.

Девочка

Лагерь находился в лесу?

Мальчик

Да. Лагерь находился в лесу.

Девочка

А там было болото?

Мальчик

Недалеко было большое болото.

Девочка

Кого вы увидели в болоте?

Мальчик

Однажды мы пошли за ягодами и увидели в болоте лося и лосиху.

Девочка

Они не могли выбраться из болота?

Мальчик

Они не могли выбраться из болота.

Девочка

Вы позвали на помощь?

Мальчик

Мы вернулись в лагерь и позвали всех на помощь.

Девочка

Вы позвали всех на помощь?

Мальчик

Да, воспитатели, родители – все пришли помогать.

Девочка

А лосиху вытащили?

Мальчик

Лосиха была близко, ее скоро вытащили.

Девочка

А лось?

Мальчик

А лось зашел далеко и погрузился в болото почти с головой.

Девочка

Его пришлось долго вытаскивать?

Мальчик

Его пришлось долго вытаскивать.

Девочка

Вы устали?

Мальчик

Мы все были усталые, но очень довольные, что спасли лосей.

Девочка

Вы молодцы!

  1. Итог урока

-Что мы делали на уроке?

- Я говорила звук [С], составляла текст по предложениям, меняла интонацию голоса.

- Ты работал(а) хорошо. Спасибо. Можешь идти в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»

Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...