Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Гранова Анастасия Николаевна

Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного занятия применяется мною успешно на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса

(состав группы: 5 человек, группа с фонетическим нарушением речи)

Тема: «Речь. Речь устная и письменная».

Составитель: Гранова Анастасия Николаевна, учитель-логопед МБОУ Гимназии №2 г. Сарова.

Цель: познакомить учащихся с понятиями: речь; речь устная и письменная.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

- корригировать и развивать артикуляционную моторику;

- формировать правильный выдох;

- корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;

- корригировать и развивать слуховую дифференцировку неречевых звуков;

-корригировать и развивать умение ориентироваться в своём теле, в окружающем пространстве, в листе бумаги;

- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания ребенка о том, для чего нужны логопедические занятия и чем на них занимаются;

- познакомить учащихся с понятиями: речевые и неречевые звуки; что такое речь, речь бывает устная и письменная;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребенка;

- соблюдать правильную посадку ребенка;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: листы бумаги, аудиозаписи неречевых звуков, рабочие тетради, презентация по теме занятия, видеоролик с динамической паузой, доска.

Ход занятия:

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

  1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Педагог предлагает детям прижать свою ладонь к ладони соседа и пожелать ему что-нибудь хорошего на день.

Дети выполняют задание.

Организовать и настроить ребенка на занятие.

  1.  Основной этап.

Педагог ещё раз напоминает, как его зовут и задаёт вопрос: «Как вы думаете ребята, что мы с вами будем делать на логопедических занятиях?»

Дети отвечают.

Привлечь внимание ребенка и вызвать интерес к занятию.

Актуализация знаний.

Задание на ориентацию в собственном теле, в окружающем пространстве, в листе бумаги (определение правой и левой сторон).

Педагог: «Чтобы подробнее узнать об этом, мы с вами отправимся в путешествие. В страну под названием «Речь». Мы будем останавливаться в разных местах, путешествие непростое. Но для этого нам надо с собой взять принадлежности.

Что мы обычно берём с собой в путешествие, чтобы ориентироваться в местности?

Правильно, карту! Но чтоб понять куда идти, надо знать, где левая сторона, а где правая. Сейчас я посмотрю, как вы к этому испытанию готовы, а если надо, помогу вам.

Встаньте и поднимите правую руку вверх, теперь левую ногу, покажите левый глаз, правое ухо. Где от вас правая сторона, а где левая.

Педагог помогает выполнять задание и «корректирует» неправильные действия детей, показывает на себе.

А теперь найдём на листе тетради (представим, что это карта) правый верхний угол, левый нижний угол.

Молодцы! Вы готовы идти в путешествие!»

Дети отвечают: « Компас, карту».

Учащиеся выполняют задание.

Актуализировать знания по теме занятия.

Корригировать и развивать умение ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в листе бумаги (определение правой и левой сторон).

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Дыхательная гимнастика «Попутный ветерок».

Игра «Услышь звуки».

Артикуляционная гимнастика.

Педагог: «Сегодня в нашем путешествие мы узнаем, что такое речь. О том, что она бывает устной и письменной. Скоро вы сами всё поймёте. Отправляемся!

Чтобы нам легче было путешествовать, пусть нас сопровождает попутный ветерок. Руки положили на живот. Носом вдыхаем - живот надувается, ртом выдыхаем живот сдувается. Дуем, чтоб получился ветерок».

Педагог: «Первая остановка в стране Речь, называется «ЗВУКИ». Посмотрите, здесь ничего  не видно, но слышно много интересного».

Педагог включает аудиозаписи с  неречевыми звуками (н-р: шум дождя, лай собаки, звонок и т.п.).

Педагог предлагает закрыть глаза и послушать неречевые звуки в классе и назвать их.

«Эти звуки называются неречевые, а бывают ещё речевые звуки, как вы думаете, это какие?»

«Правильно, все звуки, которые произносит человек, называются речевые. А с помощью чего мы эти звуки произносим?

Правильно, нам помогает голос, губы, зубы, язык, щёки (показывает на картинке строение артикуляционного аппарата, знакомит детей с понятиями). Для того чтобы звуки правильно произносить, надо постоянно тренировать наш речевой аппарат, чем мы и будем заниматься на логопедических занятиях».

Педагог показывает несколько упражнений из артикуляционной гимнастики.

« А попробуйте произнести звуки без дыхания! Это невозможно! Поэтому, чтобы говорить, нам надо и наше дыхание тренировать всегда. Сегодня мы это уже с вами делали, было упражнение «Попутный ветерок».

«А вот сразу две новые остановки: РЕЧЬ УСТНАЯ И РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ. Будем выяснять, что это такое!»

Педагог показывает карточку, на которой написано слово. И просит прочитать.

«Ребята, а это речь?» - спрашивает педагог, указывая на карточку.

«Это тоже речь, называется она «письменная речь», т.к. она написана. А та речь, которую мы говорим, а не пишем, называют «устная речь». Приводит примеры устной и письменной речи (письмо, печатаем на компьютере, разговор друзей и т.д.).

Педагог предлагает открыть тетради и зарисовать схему. Образец на доске и на слайде. Попутно объясняя, как ориентироваться в тетради.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети угадывают, что это за звуки.

Дети отвечают: «Это то, что мы говорим!»

Дети отвечают.

Дети повторяют.

Пробуют, не получается.

Учащиеся размышляют.

Дети работают в тетради.

Формировать правильный выдох.

Развитие умения узнавать и дифференцировать неречевые звуки.

Развивать артикуляционную моторику.

Актуализировать знания по новому материалу.

Динамическая пауза.

Педагог вместе с детьми выполняет движения из видеоролика и контролирует движения учащихся.

Ребенок сопровождает движениями видеоролик.

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

Закрепление изученного материала.

Педагог: « Отгадайте загадки и определите, для какого вида речи необходимы эти предметы.

Поле белое, овцы черные.

(Бумага, буквы. — письменная речь.)

Стальной конек по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

           (Ручка — письменная речь.)

Без языка живет.

Не есть и не пьет.

А говорит и поет.

(Радио — устная речь.)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

         (Мел — письменная речь.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

       (Газета ~ письменная речь.)

Через поле и лесок

Раздается голосок.

Он бежит по проводам.

Скажешь здесь, а слышно там.

      (Телефон — устная речь.)

  • Чем отличается устная речь от письменной?
  • Как вы думаете, какой вид речи появился раньше?
  • Из чего состоит речь?

Дети отгадывают и предлагают свои ответы.

Ответы детей.

Проверить, как дети поняли, что такое речь устная и письменная.

  1. Итог занятия.

Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся.

Опрос.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает ребенку вспомнить то, чем занимались на занятии.

Педагог благодарит, за то, что ему было очень интересно вместе с детьми совершить путешествие в страну Речь.

Ребенок вспоминает, о чем говорили на занятии.

Обобщить тему урока.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность ребенка.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания по пройденной теме.

Педагог просит подумать и привести примеры предметов для разных видов речи.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...

Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Цель:Закрепление знаний о звуках и буквах в-ф.Задачи:Образовательные- уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков в-ф;- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;- дифференциация  звук...

Конспект группового логопедического занятия по теме «Предлоги» (2 класс)

Тема: Предлоги.Цели:1.      Образовательные:·         уточнить представления о роли предлогов;·...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся "Предлоги - слова - помощники"

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ОНР III - IV уровня реч. развития...