Отчёт учителя- логопеда.
учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс)

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Отчёт о работе учителя-логопеда МКОУ ЗАТО Знаменск Астраханская обл.СОШ № 232 Гаврик Н.А. (1 кв.категория) ½ ставки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт о работе учителя-логопеда  

МКОУ ЗАТО Знаменск Астраханская обл.СОШ № 232

Гаврик Н.А. (1 кв.категория) ½ ставки

Целями моей деятельности со второго полугодия  2017 - 2018 учебного года являлось:

  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
  • Развитие связной, выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
  • Устранение недостатков чтения и письма.

I. Диагностика.

Логопедическое обследование мною проводилось в середине и конце  2017-2018 учебного года.

Перед собой ставила следующие задачи:

1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.

2. Определить структуру речевого дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

4. Речевые заключения и группы детей были уже определены предыдущим специалистом (Вишняковой Л.А.) и откорректированы мной в ходе промежуточного диагностического периода.

Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.

При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Перечень методик логопедического обследования:

В работе использовались:

- схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФН Г.А. Волковой,

- «Альбомы по развитию речи» Т.В. Володиной,

- «Альбом для логопедов» О.Б. Иншаковой,

- логопедические тесты Е. Косинова,

- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова,

- методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»,

- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и т.д.

В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи: ФФН-6 чел., ФН-4 чел. (учащиеся 1 «а» класса) , нарушение чтения и письма, обусловленное ФФН- 1 чел.(учащиеся 2 «а» класса) и нарушение чтения и письма обусловленное нерезко выраженным ОНР- 3 чел.(учащиеся 4 «а» класса).

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт были зачислены 14 школьников из учащихся 1 «а» и 2 «а», 4 «а» классов.

С результатами диагностики были ознакомлены классные руководители и родители детей логопатов.

На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.

Так же при обобщении результатов проведенной  логопедической диагностики мной было составлено заключение на ПМПК г. Астрахань для уточнения программы обучения ученицы 2 «а» класса Белкиной В.

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

ФН

ФФН

ОНР

Заикание

Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФН

Нарушение чтения и письма, обусловленные НВОНР

Другие нарушения.

Всего зачислено на логопункт

4

6

0

0

1

3

0

Всего выпущено

4

6

0

0

0

3

0

Рекомендовано продолжить обучение

0

0

0

0

1

из-за частых пропусков по состоянию здоровья

3

0

Итого на логопункте

14  чел. (1/2 ставки)

II. Консультирование.

В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

- оказание помощи родителям в выборе методов для осуществления контроля за коррекцией речи своих детей;

- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

В течение второго полугодия 2017- 2018 учебного года было проведено ряд консультаций.

   Были проконсультированы классные руководители (Майстренко Е.И., Веляева Т.В.), родители учащихся логопатов: 1 «а», 2 «а», 4 «а» .

    Консультации проводились в индивидуальном режиме. Родители детей  обращались по различным интересующим их проблемам.

    Индивидуальная работа с Белкиной В.(ученица 2 «а» на индивидуальном обучении ) проводилась таким образом, что занятие проводилось в присутствии матери ученицы.

  Так же была проконсультирована студентка Каменка Н. с факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ВГСПУ (г. Волгоград Волгоградской обл.)

Темы консультаций:

- Артикуляционная гимнастика.

- Выполнение домашнего задания.

- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.

- Проявление заикания у детей.

- Речевые игры.

В ходе консультирования родителям и педагогам, студентке предлагались результаты логопедических обследований школьников (речевые карты), обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

III. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована мною  с января 2018 года по май 2018 года. В связи с этим проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию для групп детей с ФФН, групп детей с нарушением чтения и письма, обусловленные ФФН и НВОНР.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- развивать фонематическое восприятие и слух;

- развивать органы артикуляционного аппарата;

- развивать дыхание;

- развивать связную речь;

- обогащать словарь;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- вызвать звук;

- автоматизировать звук;

- дифференцировать звук;

- развить психические функции;

- развить мелкую моторику;

- совершенствовать навыки чтения;

- коррекция дисграфии и дислексии.

Продолжительность индивидуальных занятий 20 мин.

Подгрупповые занятия по коррекции чтения и письма проводились 3 раз в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30 - 40 мин.

На индивидуальных занятиях проводились по коррекции звукопроизношения.

Так как работа велась с середины года, то у учащихся 1 «а» класса этап автоматизации поставленных звуков и дифференциация уже автоматизированных. Также проводилась работа:

- по развитию  речевого дыхания;

- на развитие психических процессов;

- над связной речи;

- по развитию фонематических процессов;

- по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.

IV. Просветительско-профилактическая деятельность

В апреле 2018 г. в формате «Логопедическая практика» для студентки Волгоградского педагогического института кафедры дефектологии мной проводились открытые логопедические занятия по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста и коррекции дисграфии и дислексии у школьников начального звена с речевым заключением: Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

V. Повышение квалификации и самообразование.

- обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.

- изучила следующую литературу:

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. - 360 стр.

2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Образование плюс, 2005. - 81 стр.

3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: Детство – пресс, 2010. – 80 стр.

VI. Вывод

Запланированная работа на второе полугодие 2017 - 2018 учебный год в полном объеме выполнена.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.

3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

Отрицательными моментами считаю:

  1. Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю- 1\2 ставки).

Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.

2.  Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.

3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.

4. Билингвизм. Объем словарного запаса детей - инофонов беден.

5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.

В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по устранению нарушений чтения и письма, т.е. коррекция дисграфии и дислексии.

Планирую изучать новые источники, методики и т.д.

Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.

Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.

VII. Перспектива.

Развитие интереса родителей к логопедической работе.

Активно приобщать воспитателей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.

Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с педагогами через интерактивные формы деятельности.

Делиться собственным опытом на страницах журнала «Молодой учёный»

Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчёт о работе учителя - логопеда

Сформированная связная речь - важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе, поэтому основной задачей учителя- логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирова...

Годовой отчёт учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год.

   Годовой отчёт  учителя-логопеда МОУ СОШ №16 Яковлевой Ольги Николаевны  за 2015-2016 учебный год.       Целью работы логопункта при МОУ СОШ №16 я...

Годовой отчёт учителя-логопеда ОГКОУ «Приволжская школа-интернат» за 2016-2017 учебный год.

У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью встречаются следующие виды     речевых нарушений:-​ Системное недоразвитие речи тяжелой степени. -​ Системное недор...

ОТЧЁТ МЕТОДИСТА О РАБОТЕ МО УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА С-Пб

ОТЧЁТ  МЕТОДИСТА О  РАБОТЕ  МО УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ  КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА С-Пб ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Аналитический отчёт учителя-логопеда

Аналитический отчёт учителя-логопеда за 2018-19 учебный год....

Отчёт учителя- логопеда ОГКОУ «Приволжская школа- интернат» за 2022-2023 учебный год.

Общее количество детей в 2022-2023 учебном году в ОГКОУ «Приволжская школа-интернат» 59 обучающихся, имеющих речевые нарушения, нарушения чтения и письма различной этиологии и степени выра...

Отчёт учителя- логопеда ОГКОУ «Приволжская школа- интернат» за 2021-2022 учебный год.

У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью встречаются следующие виды речевых нарушений:Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Характеризуется как полиморфное нарушение звукопроизнош...