Инновационные технологии в развитие лексико-грамматических компонентов речи для учащихся 1-2 классов
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Гранова Анастасия Николаевна

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику, одновременно идет процесс развития мыслительных операций, формирования понятий, умозаключений. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррек­ции лексико-грамматического строя речи у школьников, вам представлены наиболее совеременные и инновационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Инновационные технологии в развитие лексико-грамматических компонентов речи для учащихся 1-2 классов»

Автор составитель Гранова А.Н.,

учитель-логопед МБОУ Гимназии № 2 г. Сарова

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи

осуществляется по следующим направлениям:

  • Расширение объема словаря.
  • Формирование структуры значения слова.
  • Развитие лексической системности и семантических полей.
  • Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
  • Развитие словообразования.
  • Уточнение грамматического значения слова.

Инновационные технологии в развитие лексико-грамматических компонентов речи для учащихся 1-2 классов

1. Синквейн.

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1)первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2)вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3)третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4)четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5)пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

2. Лимерики.

Лимерик — абсурдное стихотворение: стихотворение состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы; комическое стихотворение, также известное как лимерик. В лимерике пять строчек, строится по схеме аавва, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.

Примеры лимерика:

В соседнем дворе живет собака дружок.

Однажды дружок под дождем промок.

Дети построили дружку домишко.

Дружок в непогоду виляет хвостишком.

В соседнем дворе живет собака дружок.

3. Инсценирование.

На лексико-грамматических занятиях хорошо себя зарекомендовал метод инсценирования. Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико-грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно выбрать два-три ребенка, а можно и задействовать всю группу, например, проводить игру по кругу. Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.

4. Метод ассоциативных связей, или «образ слов».

При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. Д., вкладывает в него личностный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.

Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующая:

1.каждое слово имеет вполне определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написании не пропустил соответствующую букву.

2.к каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. Наиболее эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд.

3. Общий смысл выражения и создает образ слова.

Рабочую цепочку можно представить следующим образом.

Слово —> звуки —> слова —> образ слова.

Н-р: зима —> затрещал — мороз;

5. Типовые приемы фантазирования.

5.1. Инверсия, или сделать наоборот.

5.2.Сколько значений у предмета.

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это могут быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5.3.Назовите как можно больше признаков предмета.

5.4. Наблюдение как способ выявления проблем.

Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «почему светит солнце?», «почему играют котята?», «почему попугаи и вороны могут разговаривать?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие- либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти. 


Методы дивергентного речевого развития

Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений.

Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.

Можно рекомендовать следующие упражнения.

1.подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и холода, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов:

Весна — теплая, солнечная, веселая;

2.найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов:

Колодец— ведро;

Стол — дерево;

3.речевые упражнения на поиск причин возникновения событий.

Маше подарили на день рождения большую куклу.

4.придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например:

Солнце, улица, светофор.


Методы креативного речевого развития

7.1. Креативное речевое моделирование

Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводится в несколько этапов.

1-й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы,

Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предметов, явлений:

Лопата, сковородка;

Стол, шкаф;

Вилка, ножницы;

Книга, театр и т. Д.

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка»:

Лопата и сковородка сделаны из железа.

И лопатой, и сковородкой можно защищаться.

На лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести.

Лопата и сковородка сделаны руками человека.

2-й этап. Ребенку называются пары слов без наглядной опоры, и он также ищет сходные признаки в данных названиях:

Самолет, чашка;

Стадион, слон;

Комар, роса и т. Д.

7.2. Мозговой штурм

Наиболее известным методом психологической активизации мышления является «мозговой штурм», предложенный а. Осборном (сша) в 1940-х годах. «мозговой штурм» — это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени.

Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются;

Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей;

Поощряются развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей;

Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

Главная цель — получить как можно больше идей. Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» являются создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.

Например, заключительное занятие по теме «весна».

Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий психологической активизации мышления: «а что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. Д.

«мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности.

7.3. Обратная мозговая атака

Одной из разновидностей «мозгового штурма» является «обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа.

На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.

Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Например, занятие по теме «огород».

Педагог беседует с детьми об огороде, как за ним ухаживают, что выращивают, когда производят посадку рассады и собирают урожай и т. Д. Дети отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает найти недостатки в посадке растений, самих овощах, сборе урожая. Каждый недостаток методом мозгового штурма анализируется и совершенствуется. Например, помидор. Маленький — станет большим. Низко растет на тонких кустиках — будет расти на толстых и на уровне среднего человека. Требует постоянного ухода — вообще не надо заботиться, и т. Д.

7.4.Корабельный совет

Еще одним коллективным методом психологической активизации мышления, который можно применять на лексико-грамматических занятиях, является «корабельный совет». В этом методе так же, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию детей, участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

Высказываться по проблеме должны все;

Порядок и очередность выступлений устанавливает капитан — от юнги к капитану, от младшего к старшему;

Вопросы задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана;

Все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи, отобранные капитаном, в том числе и свои собственные;

Итоги работы совета подводит капитан.

Капитаном, пока дети не усвоили правила игры, может быть педагог. Все участники совещания выбираются педагогам, и каждый может побывать и в роли юнги, и в роли кока, и в роли рулевого и т. Д.

Основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения педагога создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую ребят на активный поиск решения проблемы.

7.5.Аналогии синектика

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. Е. Устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. П. Могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые, в свою очерёдь, стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие.

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними.

Например: на что может быть похоже платье — на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы...

На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.

На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.

На доспехи рыцаря платье похоже в том случае, если оно закрывает большую часть тела, и т. Д.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения проблемы.

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта. В этом случае человек должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекта». Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?..

Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

Символическая аналогия используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризующего сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из этих метафор устоялись в языке и стали привычными.

Например:

Небоскреб — очень высокий дом;

Колотун — сильный мороз.

С помощью символов можно показать историю страны, профессию, какое-то действие или процесс. Например: профессию учителя можно символически выразить горящей свечой или лампочкой.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Фантастическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация.

Например: человек похож на самолет, на бабу-ягу, на машину и т. П.

Задания:

1.на что похожи: лошадь, стол, машина, ракета, лист...? Объясните почему?

2.подберите сравнения:

Вода в реке, словно ...

Холодный ветер, словно ...

Теплый ветерок, словно...

Свежий хлеб, как ...

Черствый хлеб, как ...

Объясни предложенные сравнения.

3.что может означать выражение: золотой человек —

Белая ворона — буря в стакане воды — золотые руки — золотая голова?

4.какие предметы могут быть символами профессий: врач, моряк, учитель, летчик, садовод?

5.что будет, если у нас удлинится на время нос?

Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи.

Это хорошо, а что в этом плохого?

Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

6.человек может летать, как орел.

Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например, видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.

Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами.

Человекпокрытперьями.

7.придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.

Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься.

Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и другие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство — это чувство меры, не у всех оно есть.

Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность

8. Поставить себя на место любого неодушевленного предмета и попытаться передать его мысли, чувства. Пример: я — щетка.

Вопросы:

Что ты любишь?

Во что ты одеваешься?

С кем дружишь?

Чем питаешься?

Кого недолюбливаешь?

Ознакомление детей с предметами и материалами.

7.6. Оператор РВС

Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей. К таким методам относится, например, «оператор рвс (размер, время, стоимость)». Для преодоления инерции мышления меняют эти параметры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, время то ускоряется, то замедляется, вплоть до полной остановки («приключения гулливера», «сказка о царе салтане», «сказка о потерянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта (сказки «сливы за сор», «жадный раджа»).

1. Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прикасаешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от предмета — рост (уменьшение) прекращается.

Что получится, если ты прикоснешься этой палочкой к чайной ложке, гусенице, наперстку?..

2.представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и будущее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предотвратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?

Что бы могла сделать красная шапочка, имея такую машину времени?

3.представь, что ты попал вместе с друзьями на необитаемый остров, там ты нашел волшебный цветок, который может предоставить вам любые три предмета (какие ты пожелаешь). Что ты попросишь?

Представь, что какая-то из твоих вещей (карандаш, кукла, гвозди) внезапно стала очень дорогой. Ты можешь обменять ее на множество других вещей и предметов. Что бы ты стал делать, чтобы эту вещь у тебя не украли? На что бы ты хотел ее обменять?

7.7. Метод маленьких человечков

Этот метод широко применяется в триз (теория решения изобретательских задач).

Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

Техника применения метода сводится к следующим операциям:

Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;

Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.

Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

С его помощью можно моделировать физическое состояние вещества — твердое, жидкое, газообразное, взаимодействия между предметами. Ребенок понимает, что окружающий мир состоит из частичек, из этих частичек состоят и твердые предметы, и вода, и воздух. Каждую такую частичку можно представить себе в виде маленького человечка. Если человечек крепко стоит на ногах и держится поднятыми руками за стоящих рядом других маленьких человечков — вещество твердое. Чтобы разорвать сцепление маленьких человечков — нужно потрудиться. Чем крепче вещество — тем плотнее стоят маленькие человечки друг к другу и тем крепче они держатся друг за друга (рис. 6).

C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image6.png

Если человечки опустят руки вниз и перестанут держаться друг за друга — вещество становится жидким. Части вещества легко отделяются друг от друга, но все еще находятся рядом. Плотную жидкость можно сравнить с плотно стоящей толпой людей, например, в автобусе, которые не держатся друг за друга и потому колеблются в такт с движениями автобуса. Менее плотную жидкость можно сравнить с редко стоящими людьми (рис. 7).

C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image7.png

Если человечки начинают активно двигаться — разбегаться, вещество становится газообразным. Процесс превращения одного состояния вещества в другое можно показать на примере превращения воды в лед или пар.

Задания:

1.попробуй смоделировать с помощью метода маленьких человечков воду и сметану. Чем будут отличаться модели этих веществ?

2.изобрази с помощью маленьких человечков лепесток розы, дерево, аквариум, снежинку, мокрый песок.

3.что сначала может быть жидким, потом твердым? Перечисли как можно больше веществ.

Например: вода — лед, блины, канцелярский клей, холодец...

4.что сначала может быть твердым, а потом жидким? Манная крупа, лед — вода, металл...

5.как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из твердого в жидкое и наоборот? Перечисли возможные способы превращений.

6.как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из жидкого в газообразное и наоборот?

7.8. Метод «хорошо — плохо»

Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмотрим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.

Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «весна»: идет дождь...

Хорошо

Растение будет лучше расти...

По лужам можно пускать кораблики...

Всю пыль прибьет к земле, дома

И улицы будут чистые...

Плохо

Нельзя гулять по улице...

Можно промокнуть и заболеть...

Вода в реке может выйти из берегов...

7.9. Метод каталога

Метод каталога позволяет раскрепостить воображение и дает возможность посмотреть на изучаемый объект с неожиданной точки зрения. Он стимулирует познавательный интерес и порождает новые, необычные и интересные идеи. Суть метода заключается в следующем: знакомясь с каким-то объектом, мы берем любой, не относящийся к этому объекту предмет и перечисляем его признаки и свойства. Затем рассматриваем каждый перечисленный признак и пытаемся понять, как он связан с изучаемым объектом.

Например, знакомимся с понятием «птица». Берем любое слово — «лопата» и перечисляем ее признаки и свойства: лопата — металлическая, деревянная, копает, большая, маленькая и т. Д.

Что означает металлическая птица? Это может быть часть памятника из чугуна, птица с оперением с металлическим отливом — голубь.

Что означает деревянная птица? Это птица — рисунок на деревянной расписной посуде, птица, у которой жесткое мясо — «как деревянное»...

Какая самая большая птица? Орел, страус и т. Д.

С помощью метода каталога можно рассматривать любое понятие из лексико-грамматической темы.

7.10. Игра «наоборот»

Эта игра позволяет лучше осмыслить действия с предметами и помогает найти неожиданные решения проблем. Например: карандаш используют для рисования. Что такое антикарандаш? Это может быть предмет, который уничтожает нарисованное, мешает рисовать там, где этого делать нельзя. Теперь перечислим предметы, которые могут выполнять эти функции: старательная резинка; специальная бумага, с которой через некоторое время исчезает нарисованное; специальные чернила, которые не видны в обычных условиях; датчик, определяющий качество поверхности, пригодной для рисования, и т. Д. Таким образом, можно наметить пути усовершенствования вещей и предметов, подойти к изобретению нового.

7.11. Морфологический анализ

Создан швейцарским астрофизиком ф. Цвикки, который применил этот подход в 1930-е годы. Сущность метода заключается в стремлении систематически охватить все (или хотя бы главнейшие) варианты структуры совершенствуемого объекта, исключить влияние случайности.

Метод включает следующие шаги:

Выбирается объект;

Составляется список основных характеристик или частей объекта;

Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;

Выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.

Анализ удобно вести с помощью многомерной таблицы, получившей название морфологического ящика.

Для детей дошкольного возраста главным в этом методе является нахождение наибольших количеств всевозможных комбинаций. Пример:

Действующие

Лица

Вид

Деятельности

Объект

Деятельности

Кошка

Ловит

Мышей

Официант

Разносит

Мороженое

Комар

Кусает

Медведя

В результате получается 27 вариантов. Приведем только часть:

Кошка ловит мороженое. Кошка ловит медведя. Официант ловит мышей. Официант кусает медведя. Комар разносит медведя.

7.12. Метод фантограмм

Метод был предложен г.с. Альтшуллером. Он несколько усовершенствует морфологический анализ. Простые приемы преобразования применяются не только к объекту и его частям, но и к универсальным свойствам объекта. При составлении фантограммы по одной оси выписываются характеристики объекта: вещество, физические свойства, способ передвижения, сфера обитания, цель и т. Д. А по другой оси — типовые приемы.

Заяц

Пример:

Бегает, наоборот — летает, ползает.

Спасается: имеет волшебные сапоги-скороходы, увеличивается в размерах и способен съесть лису, что произойдет?

Перенесем зайца из степи в море — как будет передвигаться, чем питаться и т. Д.?

В результате морфологического ящика получится 25 сочетаний. Результат — активизация детской речи.

7.13. Построение цепочки противоречий

Это упражнение выполняется в двух вариантах. В первом варианте формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий. Правила рассмотрим на примере.

Пример:

Заокномидетснег.

Это хорошо. Можно кататься на лыжах.

Кататься на лыжах вредно — можно сломать ногу.

Хорошо, что сломана нога, можно читать книгу.

Книги читать вредно — портятся глаза.

В другом варианте этого упражнения формируется проблемная ситуация с очевидным противоречием. Задача слушателей — показать способ разрешения противоречия. Задача воспитателя — показать, что предложенное решение порождает новые противоречия.

7.14. Упражнение «елочка»

Записать стартовое слово, какое-нибудь имя существительное в единственном числе и именительном падеже. В течение 40 секунд к этому слову подбирают ассоциирующиеся слова. Делать переключение каждые 40 секунд от последнего слова.

Используемая литература

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
  2. Баранова, А. С. Формирование навыков словообразования глаголов у

младших школьников с общим недоразвитием речи // Приволжский научный вестник. 2014. №8 — 2(36).

  1. Берлибо, Е. П. Дидактический материал по формированию лексикограмматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня. 1 год обучения I период [Текст] / Е. П. Берлибо, В. Х. Петренко. — ИТД Корифей, 2010.
  2. Берлибо, Е. П. Дидактический материал по формированию лексикограмматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня. 1 год обучения III период [Текст] / Е. П. Берлибо, В. Х.Петренко. — ИТД Корифей, 2010.
  3. Брюховских, Л. А. Недоразвитие пространственных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией [Текст] // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2008. №1.
  4. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М., 1992.
  5. Дымкова, А. Ю. Пути формирования лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №113.
  6. Дымкова, А. Ю. Изучение проблемы формирования лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи с психолингвистических позиций [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №1.
  7. Еремина, В. Н. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Практ. психология и логопедия. — 2003. № 1/2.
  8. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [Текст]: учебнометодическое пособие. — М.: Соц.-полит. Журн., 1994.
  9. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи [Текст]. — Астрель, 2009.
  10. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.— М. : 2004.

12. Логопедия [текст] / Под ред. Волковой Л. С. — М. : 2004.

13. Основы логопедии [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» // Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина — М. : Просвещение, 1989 г.

14. Правдина, О. В. Логопедия [Текст]. – М. : Просвещение, 1996.

15. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст]. — М., 1994.

16. Соколова, Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм [Текст] // Дефектология. — 1999. № 1.

17. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст]. — М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у учащихся с общим недоразвитием речи

В данном материале предлагаются различные  задания и упражнения по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов....

Развитие устной и письменной речи у учащихся 4-го класса при изучении темы: "Глагол"

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся 4 класса при изучении темы « Глагол». ЗАДАЧИ ИССЛЕ...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

Конспект занятия в первом классе по развитию лексико-грамматического строя речи учащихся с ОВЗ.

Тема: Животный мир Арктики, Антарктики.Это занятие способствует  закреплению знаний детей по данной лексической теме, расширяет их кругозор. Обогащает словарный запас существительными, глаголами,...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...

Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР) по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР) по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи ...