Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематического восприятия и фонематического анализа. Учить давать характеристику звуков, сравнивать звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать речь. Учить формулировать высказывание. Обогащать словарь. Развивать навыки ориентировки в собственном теле и пространстве, зрительное восприятие, мелкую моторику, навык письма.Через игру воспитывать позитивное отношение к жизни, расширять знания о традициях празднования Нового года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_igroterapiya.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Учитель-логопед: Аверкина Г.Н.

Тема: Новый год. Дифференциация звуков [г, г’] и [к,к’].

Задачи:

Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематического восприятия и фонематического анализа. Учить давать характеристику звуков, сравнивать звуки [г, г’] и [к,к’].

Развивать речь. Учить формулировать высказывание. Обогащать словарь. Развивать навыки ориентировки в собственном теле и пространстве, зрительное восприятие, мелкую моторику, навык письма.

Через игру воспитывать позитивное отношение к жизни, расширять знания о традициях празднования Нового года.

Оборудование: иллюстрации с видами весны, лета, осени, зимы; снежинки из бумаги; карточки с изображением букв К и Г, журнал «Мурзилка» №12 2014г.; мяч-«ёж»; аудиозапись музыкального сопровождения; листы с изображением ёлочки для графического упражнения.

План:

  1. Орг.момент.

1.Упражнение «Доскажи словечко»

2.Упражнение «Снегопад»

  1. Основная часть занятия.

1.Работа с иллюстрациями - описание зимы.

2.Дифференциация звуков [к,к’][г,г’]. Традиции празднования Нового года:

  • Определение изучаемых звуков в словах. Характеристика звуков.
  • Упражнение на дифференциацию изучаемых звуков
  • Ёлка – символ Нового года. Традиции праздника.
  • Подвижная игра «Наша ёлка…»
  • Игра с мячом «Что растет на ёлке…»
  • Игра «Купим мы бабушке….»
  • Графическое упражнение «Наряди ёлочку»
  1. Итог занятия.

  1. Орг.момент.

1.Упражнение «Доскажи словечко»

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

 В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…. (зима)

        

У.: - Сейчас время года – зима. А какие зимние месяцы вы знаете?

У.: С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки

Белые… (снежинки)

2.Игра «Снегопад»

У.: - Сейчас мы поиграем в игру «Снегопад». Я каждому на ладонь кладу снежинку. Руку со снежинкой – вытягиваем перед лицом. Вторую кладем на живот. На счет «один-два-три» - выполняем вдох через нос, живо наполняется воздухом. На счет «четыре-пять-уесть-семь…» - выдох через рот. Струю воздуха надо направить на ладонь, чтобы снежинка полетела. А животик при этом «худеет».

Выполняем 3-4 раза.

2.Основная часть занятия.

1.У.: Посмотрите на картинке (на доске). Покажите, на которых из них изображена зима. Как вы это определили? (Во что одеты дети?, Чем заняты?, Какая погода?...). Придумайте историю по выбранной картинке.

2.Дифференциация звуков [к,к’][г,г’]. Традиции празднования Нового года:

У.: Какой главный праздник отмечают зимой? (Новый год)

У.:Кто приходит в Новый год к детям на праздник?

У.:А без чего еще не бывает Новый год?... Кто сможет прочитать зашифрованные слова на доске:

ПО-ДАР-КИ-КОН-ФЕТ-ТИ-ХЛО-ПУШ-КИ

У.: Какой согласный звук повторяется во всех расшифрованных словах?

 У.: Дайте характеристику звукам [к,к’] (согласный, глухой, парный по звонкости и мягкости).

У.:Напишите на доске букву, которой обозначают на письме звуки [к,к’].

У.: Не бывает Новый год без светящихся огоньков, которыми обматывают, как бусами, елку. Как называются эти сверкающие огоньки?

У.: Назовите первый звук в слове ГИРЛЯНДА. ( [г’] – согласный, мягкий, звонкий. Парный звук [к’])

У.:Напишите на доске букву, которой обозначают на письме звуки [г, г’].

Упражнение на дифференциацию изучаемых звуков.

У.: я буду называть слова, вам необходимо показать карточку, на которой – буква, обозначающая звук [к,к’ [г, г’].

СНЕЖОК, СНЕГОПАД, СНЕГА, СОСУЛЬКА, ЛЬДИНКА, ГИРЛЯНДА, ХЛОПУШКА, ДЕКАБРЬ, ВЬЮГА, ПОЗЁМКА, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК.

У.: Отгадайте загадку:

Её всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимой в платье летнем (ёлка).

У.: Без ёлки не бывает Нового года. Давайте прочитаем отрывок стихотворения из журнала «Мурзилка» №12,2016г.

Ёлочка-красавица

Вся переливается

На ветвях- флажки, игрушки,

Бусы, звездочки, хлопушки,

Серебрится мишура,

Новый год пришел! Ура!

У.: Встретились ли вам в стихотворении незнакомые слова? (разъяснения по тексту)

У.: А всегда ли ёлочка украшалась шарами, флажками?

(чтение фрагмента статьи из журнала о том, какие традиции были раньше). Беседа по тексту и ответ на вопрос ( ёлочку раньше украшали фруктами, цветами, конфетами, пряниками…)

 Подвижная игра «Наша ёлка…».

Наша ёлка высока, (руки - вверх)

Наша ёлка велика руки – в сторону)

Выше папы, выше мамы, (тянем руки вверх, поднимаемся на носочки)

Достает до потолка.

Будем весело плясать, («ковырялочка» правой ногой +притоп)

Будем песни распевать. («ковырялочка» левой ногой +притоп)

Чтобы ёлка захотела

В гости к нам прийти опять. (кружимся вправо, затем - влево)

Игра с мячом «Что растет на ёлке…»

У.: Присаживаемся на стулья, я буду кидать мяч и произносить, что растет на ёлке, вы – ловите и говорите «да» или «нет».

-Что растет на ёлке?

-Зайчики из ваты?

-Плитки-шоколадки?

-Конфеты, мармеладки?

- детские кроватки?

- Бусинки?

-Хлопушки?

- Рваные подушки?

-Яркие картинки?

-Белые снежинки?

-Старые ботинки?

-Красивые игрушки?

-Сушеные лягушки?

-Разноцветные снежки?

- Мясные пирожки?

-Рыбки золоченые?

- Колбаски копченые?...

Игра «Купим мы бабушке….»

 У.: В Новый год всегда дарят подарки. Мы с вами превратимся сейчас в новогодних волшебников и будем покупать подарки для бабушки.

Купим мы бабушка тебе - курочку

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах». (Пальцы – в «щепотку», стучим ритмично по коленка, изображая, как курочка клюет

Купим мы бабушка тебе – уточку.

Уточка: «Кря-кря, кря-кря» (Прижимаем ритмично  к большому пальцу оставшиеся пальцы, изображая клюв утки)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах». (Пальцы – в «щепотку», стучим ритмично по коленка, изображая, как курочка клюет)

Купим мы бабушка тебе – кошечку.

Кошечка: «Мяу-мяу» (гладим ладонями коленки)

Уточка: «Кря-кря, кря-кря» (Прижимаем ритмично  к большому пальцу оставшиеся пальцы, изображая клюв утки)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах». (Пальцы – в «щепотку», стучим ритмично по коленка, изображая, как курочка клюет)

Купим мы бабушка тебе – собачонку.

Собачонка: «Гав-гав». (Ладонями, изображаем пасть собаки)

Кошечка: «Мяу-мяу» (гладим ладонями коленки)

Уточка: «Кря-кря, кря-кря» (Прижимаем ритмично  к большому пальцу оставшиеся пальцы, изображая клюв утки)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах». (Пальцы – в «щепотку», стучим ритмично по коленка, изображая, как курочка клюет)

Купим мы бабушка тебе – поросенка.

Поросенок: «Хрюки-хрюки». (Руки – сжимаем в кулачки и крутим около носа, изображая пятачок поросенка)

Собачонка: «Гав-гав». (Ладонями, изображаем пасть собаки)

Кошечка: «Мяу-мяу» (гладим ладонями коленки)

Уточка: «Кря-кря, кря-кря» (Прижимаем ритмично  к большому пальцу оставшиеся пальцы, изображая клюв утки)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах». (Пальцы – в «щепотку», стучим ритмично по коленка, изображая, как курочка клюет)

Купим мы бабушка тебе – коровенку.

Коровёнка: «Муки-муки» (изображаем рожки пальцами у головы, выполняем наклоны головой)

Поросенок: «Хрюки-хрюки». (Руки – сжимаем в кулачки и крутим около носа, изображая пятачок поросенка)

Собачонка: «Гав-гав». (Ладонями, изображаем пасть собаки)

Кошечка: «Мяу-мяу» (гладим ладонями коленки)

Уточка: «Кря-кря, кря-кря» (Прижимаем ритмично  к большому пальцу оставшиеся пальцы, изображая клюв утки)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах». (Пальцы – в «щепотку», стучим ритмично по коленка, изображая, как курочка клюет)

Купим бы бабушка тебе – лошаденку.

Лошадёнка: «Туки-туки» (изображаем руками, что держим поводья)

Коровёнка: «Муки-муки» (изображаем рожки пальцами у головы, выполняем наклоны головой)

Поросенок: «Хрюки-хрюки». (Руки – сжимаем в кулачки и крутим около носа, изображая пятачок поросенка)

Собачонка: «Гав-гав». (Ладонями, изображаем пасть собаки)

Кошечка: «Мяу-мяу» (гладим ладонями коленки)

Уточка: «Кря-кря, кря-кря» (Прижимаем ритмично  к большому пальцу оставшиеся пальцы, изображая клюв утки)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах». (Пальцы – в «щепотку», стучим ритмично по коленка, изображая, как курочка клюет)

Графическое упражнение «Наряди ёлочку»

Детям выдаются листы, на которых изображены  ёлочки.

Задача: Обвести контур ёлочки, раскрасить. По ходу выполнения задания логопед показывает этапы  работы.

3.Итог занятия.

В заключении ученики наряжают в кабинете небольшую искусственную ёлочку игрушками и мишурой и отвечают на вопросы логопеда о традициях празднования Нового года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...

Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с\'] - [з-з\'] (1 дополнительный класс VII вид)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия:  Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 1 класса. Тема: Дифференциация парных звонких-глухих согласных звуков Б-П

Коспект занятия по теме "Дифференциация парных согласных [Б-П][Б’-П’]"  можно использовать в работе логопедам, учителям начальных классов. На занятии дети учаться разли...

Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация букв и звуков [А – О]"

Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]» Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О]. Задач...