Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya_rabochaya_programma_4_klass_8_vid.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 4 класса (VIII вид)

Учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                     

2018 – 2019 учебный год

Содержание  программы

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»

  1. Пояснительная записка……………………………………………3
  2. Содержание программы……………………………………….......4
  3. Календарно-тематическое планирование…………………………7
  4. Планируемые результаты ………………………………………...10

Список литературы…………..……………………………………...........11

  1. Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Задачи:

  1.  Развивать артикуляцию, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, координацию движений.
  2. Формировать правильное звукопроизношение.
  3. Развивать грамматический строй речи.
  4.  Обогащать словарный запас детей
  5. Развивать познавательную деятельность.
  6.  Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

Актуальность

В настоящее время проблема коррекция деффектов устной и письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования владение речью расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений младшего школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом.

  1. Содержание программы

Содержание логопедической работы  взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Данная программа разработана с учетом последовательной коррекции всех компонентов речевой деятельности: включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию звуков, сходных по акустическому, артикуляторному,  арикуляторно-акустическому признакам, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают и фонетико-фонематическую, и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по озвучиванию действий.

Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.

Программа включает  102  часа, при проведении занятий 3 раза в неделю.

На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 30-40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика.

Программа состоит из 4 этапов:

  1. Диагностический этап.

Задачи:

  • Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
  • Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия.
  • Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи.
  •  Определение объема и видов памяти, мышления и внимания.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Длительность этапа - 8 часов.

  1. Коррекционный этап.

Задачи:

  • коррекция звукопроизношения:

на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительная дифференциация звуков.

  • коррекция фонематических процессов:

развитие фонематического слуха одновременно с выработкой правильного произношения.

  • устранение фонематической и мнестической дислексии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
  • развитие речевого дыхания;
  • улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи;
  • обогащение лексикона.

Длительность этапа – 82 часа.

  1. Этап повторения и закрепления.

Задачи:

  • Повторение и закрепление знаний и умений, приобретенных на коррекционно-логопедических занятиях

Длительность этапа – 6 часа.

  1. Оценочный этап.

Задачи:

  • Проведение проверки навыков письма и чтения.
  • Анализирование  различных видов  работ детей.

Длительность этапа – 6 часа.

Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 4 класса (VIII вид) на 2018-2019 уч.год

№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Дата/ месяц

I.

Диагностический этап

8

1.

Обследование устной и письменной речи учащихся.

Обследование речи на уровне понимания слов, предложений, текста.  

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания, объема связной речи.

Обследование словарного запаса, точности употребления лексических значений слов.

Обследование грамматического строя речи. 

8

IX

II.

Коррекционный этап

82

1.

Звуки  речи.

Знакомство с речевыми звуками.  Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков.Выделение гласных и согласных звуков из слогов и слов: в начале, середине, конце слова. Развитие звукового анализа и синтеза.

8

IX-X

2.

Звуки речи и слово.

Дифференциация понятия «звук» и «слово». Работа над ритмическим оформлением слова. Обогащение словаря: обобщающее слово, подбор сходных слов по лексическому значению.

8

Х-ХI

3.

Деление слов на части (слоги).

Слово состоит из частей – «слогов». «Открытый слог», «закрытый слог». Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Составление слов из слогов в прямом и хаотичном порядке.

4

XI-XII

5.

Предложение.

Повторить с учащимися термин «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов. Составление предложений из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале. Составление из предложений связных текстов.

6

XII

6.

Звуки речи и буквы: гласные.

Уточнить артикуляцию изучаемого гласного звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах; правильного соотношения звука с буквой. Повторение значения гласных II ряда при смягчении согласных. Дифференциация гласных I и II ряда.

11

I-II

7.

Звуки речи и буквы: согласные.

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.Дифференциация согласных по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство.

14

II-III

8.

Звуки речи и буквы. Дифференциация оптически сходных букв

Дифференциация оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, б-д, ц-щ,и-ш.) на уровне слова, предложения, текста.

11

III-IV

9.

Звуки речи и буквы. Закрепление.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

6

IV

10.

Слово. Словосочетание.

Предложение.

Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Составление словосочетаний. Работа с текстами. Развивать умения составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале. Работа со схемами предложения. Составление рассказов по серии картинок.

14

IV

III.

Этап повторения и закрепления.

6

1.

Повторение и закрепление ЗУН.

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий.

6

V

VI.

Оценочный этап.

6

1.

Оценочный этап.

Проведение и анализ итоговых диагностических работ.

6

V

Итого:

102

  1. Планируемые результаты

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  • Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
  • Улучшение подвижности артикуляционного аппарата
  • Улучшение произносительных навыков.
  • Улучшение способности дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
  • Выработка навыка выполнения упражнений для формирования правильного речевого выдоха, осанки, мелкой и общей моторики.

Список литературы

  1. Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
  2. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
  3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
  4. Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  5. Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие /   Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с.
  6. Моисеева, Т. В.  Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
  8. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов /  Е.А.Пожиленко . - Спб.: КАРО, 2006. – 256 с.
  9. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова.  – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
  10. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
  11. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образовани я для детей с ОВЗ 2014 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год

Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса VII вида (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися второго класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации: ФГО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...