Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»
рабочая программа по логопедии (3 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya_rabochaya_programma3_klass_8_vid.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 3 класса (VIII вид)

Учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                     

2017 – 2018 учебный год

Содержание  программы

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»

  1. Пояснительная записка……………………………………………3
  2. Содержание программы……………………………………….......4
  3. Календарно-тематическое планирование…………………………7
  4. Планируемые результаты ………………………………………...10

Список литературы…………..……………………………………...........11

  1. Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Задачи:

  1.  Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, общую координацию движений, мелкую моторику.
  2. Формировать правильное звукопроизношение.
  3. Развивать грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  4.  Обогащать и активировать словарный запас детей.
  5.  Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  6. Развивать познавательную деятельность.

Актуальность

В настоящее время проблема возникновения и коррекции устной и письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования владение речью расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений младшего школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом.

  1. Содержание программы

Содержание логопедической работы  взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, так же включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед связывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторикой ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

 Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.

Программа включает  102  часа, при проведении занятий 3 раза в неделю.

На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика.

Программа состоит из 4 этапов:

  1. Диагностический этап.

Задачи:

  • Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
  • Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
  •  Определение индивидуальных особенностей таких психических процессов, как: мышление, внимание, память.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Длительность этапа - 8 часов.

  1. Коррекционный этап.

Задачи:

  • коррекция звукопроизношения:

подготавливает  учащихся к овладению звуковой стороной речи; на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров, заднеязычных согласных.

  • коррекция фонематических процессов:

развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.

  • устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
  • формирование речевого дыхания;
  • улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
  • улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
  • обогащение словаря.

Длительность этапа – 82 часа.

  1. Этап повторения и закрепления.

Задачи:

  • Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
  • Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

Длительность этапа – 6 часа.

  1. Оценочный этап.

Задачи:

  • Проведение проверки навыков письма и чтения.
  • Анализирование  различных видов  работ детей.

Длительность этапа – 6 часа.

Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 3 класса (VIII вид) на 2017-2018 уч.год

№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

дата

I.

Диагностический этап

8

1.

Обследование импрессивной речи.

Обследование речи на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста.

1

2.

Обследование экспрессивной речи.

Выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания, Объема связной речи.

1

3.

Обследование словарного запаса.

Выявление соответствовали словаря возрастной норме, точности употребления лексических значений слов.

1

4.

Обследование грамматического строя речи.

Правильность построения грамматической структуры предложения, характер использования падежных форм судествительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа.

2

5.

Обследование слоговой структуры слов.

Выявление степени владения слоговой структурой.

1

6.

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Выявление наличия нарушений звукопроизношения.

2

II.

Коррекционный этап

82

1.

Звуки  речи.

Строение речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. Знакомство с речевыми звуками.

Образование гласных и согласных звуков.

Выделение гласных звуков из слогов и слов: под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых звуков в слове.

8

2.

Знакомство со словом.

Знакомство с термином «слово». Дифференциация понятия «звук» и «слово».

Работа над ритмическим оформлением слова.

8

3.

Дифференциация сходных по звучанию слов.

Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу).

4

4.

Деление слов на части (слоги).

Показать учащимся, что слово состоит из частей – «слогов». Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах.

4

5.

Знакомство

 с предложением.

Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов.

4

6.

Звуки речи и буквы. Гласные.

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

Дифференциация гласных I и II ряда.

10

7.

Звуки речи и буквы. Согласные.

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Дифференциация согласных по твердости и мягкости.

Дифференциация согласных по звонкости и глухости.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство.

Дифференциация сонорных звуков.

14

8.

Звуки речи и буквы. Дифференциация оптически сходных букв

Дифференциация оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, б-д, ц-щ,и-ш.) на уровне слова, предложения, текста.

10

9.

Звуки речи и буквы. Закрепление.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

6

10.

Слово. Словосочетание.

Предложение.

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Составление словосочетаний.

Слова, обозначающие действие предмета.

Работа по сказкам. Формирование умения составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале.

Работа со схемами предложения и словосочетания.

Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

14

III.

Этап повторения и закрепления.

6

1.

Повторение и закрепление ЗУН.

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий.

6

VI.

Оценочный этап.

6

1.

Оценочный этап.

Проведение итоговых диагностических работ. Выполнение тестовых заданий.

6

Итого:

102

  1. Планируемые результаты

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  • Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
  • Улучшение подвижности артикуляционного аппарата и произносительных навыков.
  • Улучшение способности дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
  • Выработка навыка выполнения оздоровительные упражнения для горла, дыхания, осанки, мелкой и общей моторики.
  • Улучшение сформированности высших психических функций.

Список литературы

  1. Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
  2. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
  3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
  5. Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
  6. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова. –М.,2004.
  7. Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  8. Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие /   Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с. 
  9. Моисеева, Т. В.  Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
  11. Петрушинский. А.В. Игры, обучение, тренинг/А.В. Петрушинский. – М.: Новая школа,2003. – 168 с.
  12. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов /  Е.А.Пожиленко . - Спб.: КАРО, 2006. – 256 с.
  13. Побединская, Л.А. Жили-были сказки/ Л.А.Побединская. - М.: Сфера, 2001. – 64 с.
  14. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова.  – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
  15. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
  16. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образовани я для детей с ОВЗ 2014 г.  
  17. Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год

Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса VII вида (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися второго класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации: ФГО...