"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год
статья по логопедии

Халитова Эльмира Маратовна

Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы.

Халитова Э. М.,

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,

высшая квалификационная категория

     Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной период вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные этапы в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.

        В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения, в том числе и общее недоразвитие речи. Речевые нарушения отрицательно влияют на развитие нервно-психической и познавательной деятельности детей. У детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечается нарушение всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, в том числе и морфологической системы языка. Овладение морфологической системой тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать. Необходимым условием расширения словаря и овладения орфографией является умение пользоваться способами словообразования.

Для повышения качества логопедической работы назрела необходимость систематизировать материал и разработать методическое пособие по теме: «Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи». В ходе работы мною была изучена научно-методическая литература, определены направления и содержание логопедической работы по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Предложенные в работе задания и упражнения даны с учётом этапов развития словообразовательных процессов.

  Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования. 

Содержание логопедической работы по развитию навыков словообразования  осуществляется в следующей последовательности:

I. Развитие словообразования существительных.

1. Образование уменьшительно–ласкательных существительных.

2. Образование существительных с помощью суффикса  -ниц-   со значением вместилища (посуды).

3. Образование существительных с помощью суффикса  -инк-.

4. Образование названий детенышей животных и птиц.

5. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).

II. Формирование словообразования глаголов.

1.Дифференципция глаголов совершенного и несовершенного вида.

2.Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3.Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками

   в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, на-.  

III. Формирование словообразования прилагательных.

1.Образование притяжательных прилагательных.

2.Образование качественных прилагательных.

3. Образование относительных прилагательных.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевое внимание, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов мало продуктивно. Ребенок должен узнать  механизм словообразования и научиться им пользоваться.

Мною было проведено обследование словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Для конкретной группы детей была разработана система логопедического воздействия по формированию навыков словообразования.

          В исследовании принимали участие две группы:

1) экспериментальная, в которую вошли 10 человек младшего школьного возраста, имеющие заключение ПМПК «общее недоразвитие речи-III уровня».

2) контрольная, в которую вошли 10 человек младшего школьного возраста  с нормальным речевым развитием.

Проведенное исследование показало, что количество неправильных ответов у учащихся с ОНР-III уровня намного превышает количество ошибок у детей с нормальным речевым развитием (54% и 2% соответственно). В контрольной группе высокие баллы получили 56% детей, в экспериментальной только – 8%. Полученные в ходе исследования данные указывают на необходимость целенаправленной  логопедической работы по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи.

После проведенной логопедической работы, с целью сравнения и выявления положительной динамики были предложены задания на словообразование, которые использовались для экспериментального исследования. Во время выполнения заданий после обучения дети допускали меньше ошибок, старались корректировать неправильные ответы. Сравнительные данные выполнения заданий на словообразование экспериментальной группы до и после обучения показывают, что у детей с общим недоразвитием речи после проведенной коррекционной логопедической работы выявлена положительная динамика процессов словообразования (до обучения – 8%, после обучения – 38% детей с высоким уровнем выполнения заданий). Также  в результате обучения отмечается резкое увеличение словарного запаса,  улучшились речевая активность и внимание к собственной речи, что очень важно для преодоления нарушений в развитии речи.

Экспериментальное исследование словообразовательных процессов у учащихся выявило, что нарушения этих процессов носят комплексный характер. Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер и должна быть направлена на развитие мыслительных операций с одной стороны, а с другой, на формирование словообразовательных процессов на основе тесной взаимосвязи словообразования, словоизменения, лексики, синтаксиса и фонетико-фонематического компонента речи.  

Список  использованной литературы:

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.Я., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб, 2000.
  2. Гризик Т.И. Занимательная грамматика. – М., 2006.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург,  1999.
  4. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992.
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
  6. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. – М.,1998.
  7. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. – Л., 1998.
  8. Парамонова Л.Г. Упражнения на развитие письма для подготовки ребёнка к школе – Киров, 2005.
  9. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
  10. Филичева  Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Методы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье приведены компоненты коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

Формирование опосредованной памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических компьютерных игр

Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогощение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий....

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи...