Формирование опосредованной памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических компьютерных игр
статья

Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогощение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_oposredov.pamyati.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                      Дуванова Е.В.

учитель начальных классов                                                        

                ГБОУ «Специальная школа-интернат

 с.Дмитряшевка»

          Формирование опосредованной памяти

у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических компьютерных игр

        В данное время стала актуальной проблема развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний, к подготовке дошкольников к школе. Решение этой проблемы важно как для педагогов школ, так и для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая память.              

       Начальные способы запоминания и припоминания  элементарны: это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом и т.п.  Общеизвестны всевозможные логопедические технологии развития опосредованной памяти у младших школьников с ОНР. Так В.Ф. Шаталов рекомендовал облегчить запоминание у детей, используя опорные схемы; О.М.Дьяченко предлагает метод наглядного моделирования, который используется в различных модификациях; А.К. Бондаренко - дидактические игры; О.И.Кукушкина - компьютерные дидактические игры.

       Использование компьютерных дидактических игр в работе с детьми с ОНР имеет целый ряд преимуществ: обеспечивает полисенсорное, эмоциональное и интерактивное воздействие на ребенка; актуализирует адаптивные и компенсаторные механизмы организма; повышает уровень мотивационного компонента, познавательной, речевой и учебной деятельности ребенка во время индивидуальных занятий; решение поставленных развивающих и коррекционных задач реализовывается в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий). Символы, графические символы, наглядные модели, пиктограммы, схемы - алгоритмы действий, мнемодорожки, мнемотаблицы, счет, движения рук, ног, туловища и т.д.

       Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что существенно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией.

      В работе с детьми с ОНР нужно использовать полисенсорную технологию, которая предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира через применение двух и более анализаторов.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность.

Существует несколько оснований для классификации особенностей человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

        Мгновенная, или коническая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то  ни было переработки полученной информации. Это память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ. [16,с.158], повышает эффективность логопедической работы в целом. Результаты эксперимента проведенного с детьми на начальном этапе обучения  показали, что в игровой ситуации дети запоминали гораздо больше слов, чем в условиях обычного эксперимента. Наряду с различиями в количестве воспроизведенных слов разная мотивация вызывала и качественные различия в поведении детей при запоминании и воспроизведении. Эти различия выражались в наличии или отсутствии выделения цели – запомнить и припомнить слова. В идеи проникновения компьютерных технологий в систему специального образования, разработанной в Институте коррекционной педагогики РАО, был предложен путь неограниченного использования компьютерных технологий специалистами – дефектологами. Поставлена задача воплощения кардинального преимущества компьютерных технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку равнозначных для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи.

Определяя роль компьютерных игр, О.И.Кукушкина, О.Е.Грибова, Н.В.Мазурова, Л.Р.Лизунова и другие отмечают, что их применение в логопедической работе позволяет представить учебный труд эмоционально привлекательным, углубляет мотивационную готовность детей к логопедическим занятиям и речевым заданиям;  вызывает интерес и желание добиться своей цели, дольше удерживает внимание, способствует формированию вербальной памяти, оживлении познавательной деятельности, прочному запоминанию учебного материала; убыстряет процесс усовершенствования речевых навыков детей в процессе логопедической работы; меняет отношения учитель – ребенок, поскольку контролирующую и оценивающую роль выполняет компьютер, снимая отрицательное отношение ребенка к критике и корректировкам логопеда; содействует развитию важных для формирования личности качеств: целеустремленности, самостоятельности, усидчивости, умения организовывать и оценивать свою деятельность. Использование в логопедической работе компьютерных игр подчинено, прежде всего, задачам социального и образовательного объединения детей с речевыми нарушениями.                                        

        Компьютерные игры – это специальные компьютерные программы, которые выводят на экран картинку, превращая тем самым этот экран в поле игры. Это своего рода «настольная игра», но впечатляющая и достаточно сложная. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения поставленной перед ним задачи, что разрешает рассматривать их как особое средство развития творчества детей.

Применение компьютера для обогащения словаря, выполнения фонетических и грамматических упражнений оказывает серьёзное воздействие на формирование всех сторон речи ребенка.

      Фактически всё многообразие компьютерных игр можно систематизировать следующим образом:                                                 

       Аркадные игры (аркады) – самые признанные детские флэш-игры с достаточно простым сюжетом. В играх детям необходимо достаточно оперативно реагировать на изменение обстановки. Они играют, зарабатывают очки, постепенно переходят с уровня на уровень. Чаще всего, если ребенок проходит уровни в положенный срок, ему за прохождение начисляются бонусы в виде баллов, оружия и других опций. В случае отличного прохождения всех уровней, юный игрок попадает в галерею лучших участников игры, где он, по собственному желанию, может ввести своё имя. Аркады развивают у детей скорость мыслительного процесса и хорошую ответную реакцию.                                                                                   

      Творческие игры.  

      К творческим играм относятся многочисленные развивающие компьютерные игры, в которых детям необходимо осуществить разнообразные творческие задания: разукрасить предметы, найти несколько идентичных предметов, найти несколько различий между двумя одинаковыми, на первый взгляд, картинками, решить другие увлекательные задания. Эти игры позволяют обнаружить творческий потенциал ребенка в самом раннем возрасте. Новые игры создают разработчики программного обеспечения – программисты самых известных компаний. 

         Ролевые игры. В играх этого жанра у каждого игрока в распоряжении имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель этих героев – изучить виртуальный мир и решить поставленную задачу совместными усилиями. Задачей может быть поиск заклинания, старинного клада или припрятанного сокровища. И на пути к достижению цели обычно возникают непреодолимые препятствия, вредители разных мастей, для одоления которых необходимо проявить смекалку, хитрость, уловку. Так и проявляется основной принцип игры – использование нужного персонажа в нужном месте.  

        Выполнение существенных умственных задач во время игры предполагает жанр квеста. Ребёнку приходится проигрывать те или иные игровые ситуации путем логических размышлений. Для успешного выполнения умственной работы ребёнок должен сосредоточиться, собраться, вспомнить элементарные математические правила: умножения, сложения, вычитания, деления. Так по ходу игры, выполняя соответствующие задачи, ребёнок постепенно продвигается к концу игры. А в самом конце, успешно пройдя игру, его ожидают бонусы и интересный мультфильм.

         Логические. Подавляющее большинство детей младшего школьного возраста увлекаются головоломками, доступными их возрасту. Эти игры, несомненно, очень полезны, так как развивают навыки логического мышления. Очень часто такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.  

         Также есть другая классификация детских игр:

• развивающие логическое мышление и память ребенка;

• улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);

• упражняющие навыки счета и чтения;

• продолжающие развивать фантазию и объемное восприятие;

•совершенствующие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.

       В чем могут помочь компьютерные игры детям:

• подготовка к школе;

• ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать;

• приобщение к исследовательской работе;

• социальная адаптация ребенка к школе, его отношения с будущими одноклассниками.

      Английский ученый Смит, на которого ссылается в книжке «Компьютерный мир дошкольника» действительный член Российской академии естественных наук, заведующая лабораторией игры и развивающее предметной среды Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца  С.Л. Новоселова, пишет, что те народы и государства, которые будут культивировать у себя только традиционные игры и игрушки, обречены на отставание.  Тогда как те народы и государства, которые будут применять для развития ребенка современные технологии, в том числе компьютерные игры, будут прогрессировать. Младшей школьник, который всего 15 минут в день проводит за компьютером, оказывается подготовленным к школе, чем ребенок, который, занимается в детском саду или в подготовительном классе [17,с.15].

В рамках исследования, проведенного Н.Э.Куликовской были выделены педагогические, психолого – эргономические, физиолого – гигиенические, технические, программно – методические условия построения компьютерных логопедических игр, определена система психолого – педагогических принципов (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, Г.А. Каше, Я.А. Коменский, Р.Е. Левина, Л.Р. Лизунова, В. Окунь, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Н.А. Стародубова, В.И. Яшина и др.), на основе которых и разработан комплекс компьютерных логопедических игр для детей младшего школьного возраста.

Нарушения звукопроизношения у детей с ОВЗ имеют различную степень выраженности и находятся в обусловленной зависимости от фонетических условий реализации звуков в речи. Поэтому  при построении содержания компьютерных игр по формированию звукопроизношения речевой материал собран с учетом фонетических условий, определяющих уровни сложности в зависимости от типов слогов (прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных), позиции закрепляемого звука в словах, сложности слоговой структуры.

      Поэтому процесс коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. В связи с этим, содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование звукопроизношения, но и на развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, коррекцию слоговой структуры слов, расширение и уточнение словаря, развитие связной грамматически правильной речи на том же звуковом материале.

       Компьютерные игры способствуют решению тех задач, которые дети не усвоили, или усвоили недостаточно.

В процессе выполнения заданий уточняются и укрепляются обобщающие понятия по лексическим темам, предлоги с пространственным значением. Дети учат названия детенышей животных, укрепляют умение использовать их в именительном, родительном падежах единственного и множественного числа. Дифференцировать на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, находить заданный звук в начале, середине, в конце слова.  В отличие от других игр  и видов деятельности компьютерные игры позволяют познать результат своего воображения и своей игры, возобновить процесс, динамику творчества, осуществить такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться активно и самостоятельно управлять игрой, что укрепляет веру в свои силы.    

       Все это пробуждает повышенный интерес к компьютерным играм у детей и разрешает целенаправленно и результативно стимулировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно – эмоциональной сферах.

       Таким образом, целесообразность и жизненность применения дидактических компьютерных игр в процессе формирования опосредованной памяти бесспорна.

       Первым в России специализированным полифункциональным компьютерным продуктом стала «Мир за твоим окном» - программы для старших дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха, речи (Королевская Т.К., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.).

Эти образовательные программы для детей условно можно сгруппировать в следующие классы: коррекционные игры, обучающие игры, игры-экспериментирования, игры-забавы, компьютерные диагностические игры.

Использование компьютерных игр и их модификаций в процессе обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями даёт возможность формированию опосредованной памяти; включать их в активную познавательную деятельность, учить планированию деятельности, организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов.

       Для формирования опосредованной памяти используют модификации компьютерных дидактических игр И.О.Кукушкиной.

Компьютерные логопедические игры построены таким образом, что формирование опосредованной памяти у детей с ОНР оказывают параллельное воздействие на восприятие, внимание, другие виды памяти, воображение, сенсорную, эмоциональную и коммуникативную сферы, познавательную деятельность ребёнка, способствует обогащению сознания детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивают речь на основе развития содержательной стороны мышления. Усвоение речевого материала происходит не только путём простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач.

Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогащение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий. Вместе с тем, следует специально воспитывать у детей с речевой патологией умения, которые обеспечивали бы затем произвольное запоминание и воспроизведение строго определённого материала в нужных условиях, причём приёмами запоминания должны становиться мыслительные действия с данным материалом, то есть необходимо формировать и развивать навыки

опосредованного запоминания, а также память, основанную на интеллектуальных функциях.

                                             Список литературы

1.Бадалян, Л., Миронов, А. Память и нервно-психическое развитие [Текст] / Л.Бадалян, А.Миронов. //Дошкольное воспитание, 2006. № 4. - С. 23–31.

2.Башаева, Т.В. Готовим ребенка к школе. Развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет [Текст] / Т.В. Башаева. - Академия развития, 2008.

3.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалько. - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО “Модэк”, 2002.

4.Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – Изд. 2. – М.:Норма, 2007. – 208 с.

5.Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П. П. Блонский. Избранные труды. – СПб.: Питер, 2001. – 341 с.

6.Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений. / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.  

7.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] /Л.С. Выготский // Психология развития. СПб, Питер, 2001. С.56-79. 8.Дроздова, Н.В. Особенности мнестической деятельности  школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Дроздова, С.Е. Перкова // Дефектологическое образование в РБ: состояние и перспективы: Материалы науч.- практ. конф., Минск, 29- 30 мая 2001г.- Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.- С. 76-78.

9.Кукушкина, О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов [Текст] / О.И.Кукушкина // Дефектология. 2001. № 3.

10.Кукушкина, О.И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии [Текст] / О.И.Кукушкина // Дефектология. – 2003. – № 6. – С.67-69.

11.Куликовская Н.Э. Условия построения компьютерных логопедических игр [Текст] / Н.Э.Куликовская // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – № 9. – С. 96-103.

12.Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи: развитие памяти / И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина. - М. : Нац. кн. центр, 2016. – 144 с. - (Специальная психология) ; Фрагмент [Электронный ресурс]. - URL: https://nbcmedia.ru/upload/iblock/dbe/dubrovina_verstka_to_print.pdf (30.01.2016).

13.Лизунова, Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» (компьютерная программа [Текст] / Л.Р. Лизунова. - 2004. - Госкоорцентр, ОФАП, номер государственной регистрации: 50200702276. – г. Москва, 2007.

14.Малофеев, Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы [Текст]: научно-методический журнал / Малофеев, Н.Н.//Альманах Института коррекционной педагогики №1, 2000г. "Современный этап развития системы помощи детям с особыми образовательными потребностями".

15.Мельникова, О.А. Комплекс дидактических компьютерных игр по формированию опосредованной памяти у детей с общим недоразвитием речи // Вестн. ун-та Рос. акад. образования. — 2012. - № 1. - С. 65-67 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.urao.edu/pics/File/pdf/VESTNIK%20URAO%201-2012r.pdf (30.01.2016).

16.Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед.учеб.заведений. В 2 кн. Кн.1. Р.С. Немов. Общие основы психологии.- М.: Просвещение, 2004.- 651с.

17.Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника[Текст] / С.Л.Новоселова, //-М.: Новая школа, 2001.- 128с.

 18.Тимофеева, Л.П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта [Текст]: дисс. … канд. философ. наук / Тимофеева Л.П. - Тамбов, 2004.

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 


 

       

                                       

       

 

       

 

                 


     

 

 


                                                                                                       


  

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год

Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования....

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи...

Развитие словаря младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и лексических упражнений. Консультация для педагогов.

Острой проблемой для ОУ, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениям...