"Развитие навыков словообразования как средство обогащения словаря у детей с общим недоразвитием речи"
методическая разработка по логопедии

Халитова Эльмира Маратовна

Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков словообразования как средство обогащения словаря

у детей с общим недоразвитием речи

                                                                                                 Халитова Э.М.,

                                            учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,

                                                               высшая квалификационная категория

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как человек овладевает речью.  

           При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения.

    За последние десятилетия заметно возросло количество детей, имеющих различные речевые нарушения, в том числе и общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, в том числе и морфологической системы языка. Овладение морфологической системой тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы. Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьирования словами, к трудностям образования производных слов, что является необходимым условием расширения словаря, а в дальнейшем затрудняет овладение орфографией.

        В русском языке сравнительно немного основных правил словообразования, и поэтому нормально развивающемуся ребенку овладеть ими несложно. Что же касается детей с отставанием или отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них самостоятельное овладение этими правилами представляет большую сложность. В процессе формирования навыков словообразования необходимо уделять особое внимание: уточнению связи между значением морфемы и ее звучанием; сравнению слов с одинаковой морфемой; выделению общей морфемы, уточнению ее значения; закрепление продуктивных словообразовательных моделей.

Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования.

Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер и должна быть направлена на развитие мыслительных операций с одной стороны, а с другой на формирование словообразовательных процессов на основе тесной взаимосвязи словообразования, словоизменения, лексики, синтаксиса и фонетико-фонематического компонента речи.  (слайд 2)

        

Содержание логопедической работы по развитию навыков словообразования

Развитие словообразования существительных (слайд 3).

I.Образование уменьшительно–ласкательных существительных.

II.Образование существительных с помощью суффикса  -ниц-  со значением вместилища (посуды).

III. Образование существительных с помощью суффикса  -инк-.

IV.Образование названий детенышей животных и птиц.

V.Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).

Задания и игровые упражнения по закреплению       словообразования существительных

1. Игра «Назови ласково».

Цель: образование уменьшительно-ласкательных существительных.      

1.Словообразование с использованием суффикса –ик-:

2. В дальнейшем добавляется суффикс –чик- .

3.Словообразование с использованием суффикса –к-:

4.Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк-:

5.Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса –ичк-:

6.Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов –оньк-, еньк-:

7.Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –ышк-, -ушк-, -иц-, -ец-

8. Образование существительных с помощью суффикса  -инк-.  

2.  Игра «Накроем на стол» (слайд 4, 5 ).

Цель: образование существительных с помощью суффиксов  -ниц- ,

 -онк-, -ёнк-, -ник- со значением вместилища (посуды).

а) хлеб -  хлебница

    суп – супница

    соус – соусница

                   б) сахар – сахарница

                        конфеты - конфетница

                        перец – перечница

                        салфетки – салфетница

                        салат – салатница

в) соль – солонка

    масло – маслёнка

    чай – чайник

    кофе – кофейник

    молоко - молочник

3. Игра «Назови детёнышей» (слайд 6,7,8).

Цель: Образование названий детенышей животных и птиц.

а) Словообразование без изменений звуковой структуры корня слова:

У тигра -  тигрёнок   (тигрята)

У слона – слонёнок (слонята)

У лисы – лисёнок  (лисята)

У оленя – оленёнок  (оленята)

б) Словообразование с чередованием звуков в корне слова:

У медведя – медвежонок  (медвежата)

У верблюда – верблюжонок  (верблюжата)

У зайца – зайчонок  (зайчата)

У  волка – волчонок  (волчата)

в) Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова. Эти названия детёнышей ребёнок должен будет просто запомнить:

У лошади – жеребёнок  (жеребята)

У коровы – телёнок  (телята)

У овцы – ягненок  (ягнята)

У собаки – щенок  (щенята)

У курицы – цыплёнок  (цыплята)

У свиньи – поросенок  (поросята)

4. Игра «Олины помощники».

Цель: образование уменьшительно-ласкательных существительных.

                               «Олины помощники» (закончи предложения).

      Оля весело бежит                              Оля ягодки берет

      К речке по дорожке,                         По две, по три штучки.  

      А для этого нужны                           А для этого нужны  

      Нашей Оле ………                            Нашей Оле ……….

5. «Для чего нужны эти вещи? (слайд 9)

        Цель: образование существительных (сложные слова) путём

                  сложения двух основ, по назначению предметов.

   Самовар, самолёт, скакалка, чайник, раскладушка, луноход, пугало,

   пылесос, мясорубка, вертолёт, мышеловка…

      6. Игра «Придумай слово».

          Цель: образование существительных путём сложения двух основ.

          Листья падают –   листопад                 

           Снег падает –  снегопад

           Вода падает – водопад…

      7. Игра «Слова – родственники».

         Цель: образование существительных от основы.

          Снег – снеговик – снегопад – снегирь – снежинка – Снегурочка…

          Лес, лесок, лесной, лесник…          

        8. Игра  «В гостях у гномов» (слайд 10).

           Цель: образование новых существительных с помощью суффиксов.

                      (картинки Гнома и Гномика)

                       Жил да был весёлый Гном

                       Он себе построил дом

                       Рядом жил поменьше Гномик

                       Он себе построил домик.

      У Гнома – дом, у Гномика – домик. Затем назвать части тела гномов. У Гнома – рот, у Гномика – ротик…

       У Гнома – носище, глазища, ротище. Гном живёт в домище…  

 

         9.  Измени слова по аналогии.

            Цель: образование существительных с помощью суффиксов.

          а) Виноград – виноградина         б) бусы - бусинка

              Горох  - горошина                         дождь - дождинка              

        10. «Кто чем занимается?» (слайд 11)

    Цель: образование существительных мужского рода с суффиксом – щик.

           При произношении обратить внимание детей на общую часть – щик.

     Кто носит багаж?  Носильщик.

     Кто сваривает трубы?  Сварщик.

     Кто вставляет стёкла?  Стекольщик.

     Кто работает на кране?  Крановщик.

     Кто точит ножи?   Точильщик.

     Кто чинит часы?  Часовщик.

     

            Формирование словообразования глаголов (слайд 12)

I.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

         II.Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

III.Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками   в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, на-

     Задания и игровые упражнения по закреплению глаголов.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.  (слайд 13)

Цель: понимание и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

 Предлагается детям показать на картинках, где действие уже  совершено, а где оно совершается:

  умылся – умывается

   поел – ест

   оделся – одевается

   прибежал – бежит

                         

2. Игра «Чем отличаются слова?» (слайд 14)

      Цель: понимание и употребление возвратных глаголов.

Предлагается показать на картинках, кто:

Причёсывается -  причёсывает

умывает – умывается

смотрится – смотрит

одевает - одевается                

3. «Добавь слово, обозначающее действие».

Цель: понимание и употребление приставочных глаголов.

 в клетку…(влетает)                         из клетки ….(вылетает)

 через дорогу …(переходит)            в комнату ….(входит)

 воду в ведро ….(наливает)              суп по тарелкам ….(разливает)

 окно ….(открывает)                          дверь…….(закрывает)

4. «Добавь слово».

Цель: дополнить предложение с пропущенным глаголом, находя нужное по смыслу слово.

      Я умею постель…(заправлять).               Я умею пол …..(подметать)

      Я умею посуду….  (мыть).                      Я умею белье ……(стирать).

      Я умею пыль ….(вытирать).                   Я умею цветы …(поливать).

      Я умею суп ….(варить).                          Я умею игрушки ….(убирать).      

5. «Кто больше скажет о профессии» (слайд 15).

Цель: соотносить действия людей с их профессией, образовывать   соответствующие глаголы:

лётчик – летает

повар – варит

водитель - водит

строитель – строит

воспитатель - воспитывает

        учитель – учит

        продавец – продаёт…

      6. «Скажи наоборот» Антонимы (глаголы) (слайд16,17).

      подниматься – спускаться                                 надевать – снимать

      одевать – раздевать                                            плакать – смеяться

      идти – стоять                                                       въезжать – съезжать

      работать – отдыхать                                           подъезжать – отъезжать

          Формирование словообразования прилагательных (слайд 18)

I.Образование притяжательных прилагательных.

II.Образование качественных прилагательных.

III.Образование относительных прилагательных.

          Задания и упражнения по закреплению словообразования

                                                прилагательных.

1. Игра «Чья голова?» (слайд 19).

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Голова у вороны - воронья

у лисы – лисья голова

у оленя – оленья голова

                у собаки – собачья голова

                у кошки – кошачья голова

                у птицы – птичья голова

                у овцы – овечья голова

                у белки – беличья голова

           

у медведя – медвежья голова

у верблюда – верблюжья голова

                у лошади – лошадиная голова

                у тигра – тигриная голова

                у курицы – куриная голова

                у утки – утиная голова

                у лебедя – лебединая голова…

Правильность употребления в речи ребёнка всех этих разнообразных

окончаний достигается путём неоднократных повторений слов в

различных игровых ситуациях.

 

2. Игра «Сложи картинку» (слайд 20).

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3-5

частей. Детям раздаются части картинок. Они собирают картинку

(изображение) данного животного, при этом правильно называя, чья это

голова, хвост или ноги.

Голова гуся – гусиная голова, хвост гуся – гусиный хвост, лапки гуся –

гусиные лапки…

3. «С какого дерева лист?» (слайд 21).

Цель: образование относительных прилагательных от существительных.

а) Лист дуба – дубовый лист

    лист берёзы – берёзовый лист

                               б) лист клёна – кленовый лист

                                  лист рябины – рябиновый лист

в) лист липы – липовый лист

    лист ольхи – ольховый лист

                              г) лист ивы – ивовый лист

                                  лист тополя – тополиный лист…

4. «Что из чего сделано?» (слайд  21).

Цель: образовать относительные прилагательные от существительных.

Используются картинки с изображением различных предметов.

Предварительно ребёнку нужно объяснить, что если какой-то предмет

сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа – то железный, и т.д.

 После этого можно переходить к картинкам:

а) Ключ из металла – металлический  

   Стол из дерева – деревянный

   Стакан из стекла – стеклянный

   Гвоздь из железа – железный

   Кольцо из золота – золотое

   Машинка из пластмассы – пластмассовая

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевое внимание, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов мало продуктивно. Ребенок должен узнать  механизм словообразования и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель-учительница) или приставок (ехал-уехал- переехал-выехал…) и сформировать у них навыки образования слов по аналогии.

 У детей с общим недоразвитием речи после проведенной коррекционной логопедической работы выявлена положительная динамика процессов словообразования, а также  в результате обучения отмечается резкое увеличение словарного запаса,  улучшились речевая активность и внимание к собственной речи, что очень важно для преодоления нарушений в развитии речи. (слайд 22)

Список  использованной литературы

  1. Антипова Ж.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. Организация работы    воспитателя в группах для детей с нарушением речи //Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Под ред. Т.В.Волосовец. –М., 2000.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.Я., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб, 2000.
  3. Виноградов В.В. Вопросы современного  русского словообразования //Русский язык в школе. – 1951, - №2.
  4. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию //Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
  5. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Понятийно – категориальный аппарат логопедии // Логопедия под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шахавской. – М., 1998.
  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  8. Гризик Т.И. Занимательная грамматика. – М., 2006.
  9. Дудников А.М. Современный русский язык. – М., 1990.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург,  1999.
  11. Земская Е.А. Развитие грамматики и лексики современного русского языка. – М., 1964.
  12. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.И. Русская разговорная речь //Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. – М., 1981.
  13. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992.
  14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
  15. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.
  16. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М., 1977.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у учащихся с общим недоразвитием речи

В данном материале предлагаются различные  задания и упражнения по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов....

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. 1 класс

Данные карточки были разработаны для учащихся 1 класса имеющих тяжелые нарушения речи, с целью отработки  и закрепления пройденного материала в домашних условиях....

Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи

Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учётом их взаимодействия....

Консультация для родителей на тему : Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для родителей на тему : Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...

Особенности развития связной речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи

Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что данная проблема в настоящее время является актуальной, так как несформированность связной речи детей с общим недораз...

Пересказ литературных произведений как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Формирование монологической речи - основной и завершающий этап развития связной речи. Обучение связной монологической речи учащихся с ОНР, имеющих I и II уровни речевого развития, практически невозмож...