Особенности учебной работы с детьми младшего школьного возраста с церебральным параличом (спастический тетрапарез).
опыты и эксперименты по логопедии (1 класс)

Соленцова Татьяна Владимировна

Публикация в сборнике    I Международной конференции «Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л.С. Выготского». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_uchebnoy_raboty_s_dtsp_2016_oktyabr.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности учебной работы с детьми младшего школьного возраста

с церебральным параличом (спастический тетрапарез).

Features of educational work with children of primary school agewith

cerebral palsy(spastic tetraparesis).

    Соленцова Т.В.

    учитель дефектолог

ГБОУ «Елабужская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Ключевые слова: церебральный паралич, особенности развития, речевое развитие, письмо, чтение, математика, связная речь.

Keywords: cerebral palsy, speech development, letter, reading, mathematics, connected speech.

Аннотация: Дети с церебральным параличом имеют много особенностей и нарушений. Организация учебных занятий и рекомендации при работе с детьми с церебральным параличом. Формирование  правильной, выразительной речи, без которой невозможно овладение навыками полноценной коммуникативной деятельности. Обучение навыкам письма, освоение математических навыков.

     Annotation: Children with cerebral palsy have a lot of features and disorders. The organization of training sessions and advice when working with children with cerebral palsy. Formation of a correct, expressive speech, without which it is impossible to master the skills of high-grade communicative activity. Teaching writing skills, the development of mathematical skills.

     

    Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга,  которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией.

     Спастический тетрапарез ( греч. paresis - ослабление). Тетрапарез - парез всех четырех конечностей. Одна из форм проявления детского церебрального паралича (ДЦП).

     Причины возникновения спастических синдромов весьма разнообразны. К ним относят последствия черепно-мозговых травм и травм спинного мозга, острые нарушения мозгового кровообращения (церебральные и спинальные инсульты), нейродегенеративные заболевания (рассеянный склероз), последствия нейрохирургических вмешательств.

     Спастический тетрапарез (повышение мышечного тонуса) - скованность мышц, как верхних, так и нижних конечностей. Иногда может проявляться в форме трипареза (одна из конечностей практически не страдает). Интеллект нарушен в 80-90% случаев.

     Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

      Наблюдается нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

     В письме у детей со спастическим тетрапарезом проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, ассиметрия.

    Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

     Часто можно наблюдать «гармонический инфантилизм», то есть несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, склонности к фантазированию.

Также характерны: пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях.

     Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Основной целью работы с детьми с церебральным параличом — формирование  правильной, выразительной речи, без которой невозможно овладение навыками полноценной коммуникативной деятельности.

У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) наряду с нарушением опорно-двигательного аппарата очень часто наблюдаются речевые расстройства – задержка и нарушение всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической, которые чаще всего представлены в виде общего недоразвития речи (ОНР) у детей с дизартрией, реже – с алалией.

Речевая патология  у детей со спастическим тетрапарезом обусловлена двумя причинами. С одной стороны, это вызвано органическим поражением корковых и подкорковых структур головного мозга, а с другой стороны – вторичным недоразвитием или замедленным «созреванием» церебральных структур. Наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни). Наибольшие результаты работы достигаются при осуществлении комплексного подхода к проблеме развития речи – наряду с логопедической помощью оказывается медикаментозное воздействие.

 Динамика речевого развития детей со спастическим тетрапарезом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем будут лучше результаты коррекционной работы.

Обучать детей содержательной и грамматически правильно оформленной связной речи необходимо ежедневно на уроках развития речи. Работа по развитию речи требует использования разнообразных приёмов и средств с учётом индивидуальных особенностей учащегося. Во всех случаях необходимо развивать мотивацию речевого высказывания. Для этого у детей следует воспитывать желание общаться, стремление сообщить окружающим о своих впечатлениях и переживаниях. Ученик должен отвечать на уроке по собственному побуждению. И это побуждение надо всячески поддерживать и подкреплять одобрением. Поэтому не на всех этапах урока надо требовать полных, развёрнутых ответов. Они необходимы в определённых учебных ситуациях, когда ставится задача работать над построением предложений. Полные ответы не соответствуют естественному устному речевому общению, поэтому они не способствуют развитию мотивации речи; у ребёнка с выраженными нарушениями звукопроизносительной стороны речи требование полных ответов может отбивать желание к речевому общению.

    Учащихся с церебральным параличом надо всё время поощрять к высказываниям, стимулировать их речевое общение. Уже на начальных этапах обучения, стимулируя развитие связной речи, детям необходимо давать и небольшие теоретические сведения о языке, так каких сознательное осмысление ускоряет развитие соответствующих умений и навыков.

    В первом классе основными видами работ по развитию речи являются пересказ и рассказывание. Обучение этим видам связной речи должно сочетаться с первоначальными аналитическими упражнениями, при помощи которых, детей прежде всего готовят с основными признаками связного высказывания. Прежде всего, учащиеся должны осознать основной признак связного текста – единство содержания. Для этого проводятся специальные упражнения. Среди них можно назвать, например, соотнесение заглавия с содержанием текста, восстановление деформированных текстов. Большое место в работе занимают упражнения по составлению текстов. Это могут быть свободные рассказы, пересказы и рассказы, составленные по серии сюжетных картинок или по картине.

В процессе подготовки к выполнению этих упражнений большое значение придается работе над образцом (анализ речи учителя, ученика, художественных текстов и т.д.).

Для решения всех задач речевого развития используются дидактические игры. Они  способствуют закреплению и уточнению словарного запаса, упражняют в составлении связных высказываний, развивают самостоятельную речь. Такие игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Играя, ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

     Учебные занятия целесообразно начать с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с учеником является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием. Но при построении диалогового урока необходимо помнить, что это "место встречи людей, думающих по-разному". Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.

     После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка (письмо). Одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются учителя начальных классов при обучении детей с ДЦП это овладение ими навыком письма. Как показывает теория и практика, в основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи, а также моторных функций. Недостаточность  моторного развития  детей  с ДЦП отрицательно сказывается  на  овладении ими  процессом  письма. Учащиеся с церебральным параличом с трудом осваивают правила грамматики и правописания. Но даже при их усвоении в большинстве случаев не могут применить их на практике. Диссоциация между теоретическими знаниями и их практическим применением отмечается у этих детей на всех этапах обучения.  При  выполнении графических проб  у детей  наблюдаются напряжение или  ослабление руки,  частый отрыв ручки от бумаги. Некоторым детям трудно  удерживать ручку, попасть в строку или  клетку, они не соблюдают линейность письма. Для них характерны частые остановки в процессе записи, трудности  соблюдения размеров графических элементов и их последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от одного  элемента  к другому,  медленный темп  записи,  отсутствие самоконтроля. Нарушения  такого  рода  требуют специально организованного коррекционного  воздействия. При  обучении  письму  вначале  необходимо  создать  ребёнку  комфортное рабочее место. Нужно  подобрать каждому ребёнку индивидуально стул или кресло, если необходимо  подлокотники и крепления для ног,  иногда крепятся и плечи, чтобы ребёнок не западал вперёд на парту. Всё это необходимо, потому, что большинство детей с ДЦП не умеют держать таз в правильном положении,  а удобная  поза  имеет для  ребёнка огромное  значение,  ведь при  неудобной  и неправильной  позе дети с ДЦП  реагируют быстро развивающимися деформациями опорно-двигательного аппарата. Следующим этапом  является подбор ручки или карандаша. Начинать можно с  простого мягкого карандаша,  затем переходим к  ручкам. Далее  надо выбрать,  на  чём будет  писать  ребёнок. Сделать это непросто. Методом  проб,  подбирать можно  кому-то  обычную  тетрадь,  кому–то  в  крупную клетку, а для совсем слабеньких детей, у которых не только двигательные, но и  зрительные нарушения, приходиться распечатывать листы в линии и клетки  таких  размеров,  которые удобны для  ребёнка. У кого-то это будет клетка  в 1 см,  у  кого-то 1,5  или  2  см.  Тетради или листы  крепятся  на планшеты, чтобы не сдвигались со своего места. Затем нужно учить ребёнка держать ручку и вести линии  на поверхности. Захват  зависит от  индивидуальных особенностей ребенка. И здесь так же важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков, ведь "ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

     К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую ребенок проводит все время в четырех стенах своей квартиры и ему трудно описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации.

     К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1–2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент. Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей ребенка. В 1–2-м классах обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда – поиск решения. В 3–4-м классах можно практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается сначала по действиям с пояснением каждого. Труднее дается запись выражением или уравнением.

     В работе с детьми со спастическим тетрапарезом учителю необходимо знание особенностей психофизиологического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом. До начала обучения необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх. Выяснить какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует. Учитель должен выяснить положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога. Понаблюдав учитель должен понять, в какой позе ученику легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать: сидя или стоя. Одним из важных условий работы с детьми с детским церебральным параличом является создание условий полноценного личностного развития. Учителю необходимо контролировать за выполнением заданий, как во время выполнения, так и после,  а также  обязательно доводить до конечного результата. Если ребёнок не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно. При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать речевые особенности. При оценке результатов письменных работ и при оценке знаний также следует учитывать особенности. Необходимо постоянное наблюдение за ребенком в учебно-воспитательном процессе. Учителю также нужно  отталкиваться от того, что ребенок умеет больше всего. Быть терпеливым и наблюдательным. Давать детям отдых. Они не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Разговаривая с ребенком, необходимо давать ему время ответить на ваши вопросы, говорить по очереди, помнить о важности повторения. Занятия должны быть разнообразными, ежедневно нужно вносить новые элементы в свой урок. Во время урока важно быть  выразительным, эмоциональным, менять интонации голоса, но говорить внятно, не сюсюкаться, чаще хвалить и поощрять ребенка. Во время занятий давать больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности. Учителю важно охранять уверенность в себе. Нужно помнить, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь М., 1934. – с .75. – с. 86
  2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. 1958. – с. 79
  3.            Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье (пособие для родителей и воспитателей). М. 1980. – с. 112    
  4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М. 1985. – с. 165
  5. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий. Дефектология. 1979, №2. – с. 97


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста.

В возрасте с 6-7 до 9-10 лет происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка.  Он становится "общественным " субъектом и имеет теперь социально з...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....

Особенности занятий вокалом с детьми младшего школьного возраста

Особенности занятий с детьми младшего школьного возраста....

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы с детьми младшего школьного возрастаВедущей в младшем возрасте становится обучающая деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном...

Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента.

Данная статья написана на основе проведенного исследования на тему: "Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента".  Она посвя...