Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.
методическая разработка на тему

Балабанова Елена Викторовна

 Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dtsp.doc817 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования (повышения квалификации)

«Тюменский областной институт развития регионального образования» Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья

От движения к мышлению:

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры

Практическое пособие  для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология

Составитель:

доцент кафедры

психолого-педагогических  технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО,

к.м.н. И.В. Яковлева

Рецензенты:

доцент кафедры теории и практики сестринского дела,

ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава,

к.м.н.   Е.М. Сагадеева,  

доцент кафедры естественно-математического

образования ТОГИРРО,

к.б.н.  Л.П. Костерина

Тюмень 2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО

Ответственный редактор:

Кускова М.В., к.пед.н., проректор ТОГИРРО

Составитель:

И.В. Яковлева – к.м.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО

Рецензенты:

Е.М. Сагадеева  – к.м.н.,   доцент кафедры теории и практики сестринского дела, ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава

Л.П. Костерина –  к.б.н., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО,

От движения к мышлению: Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры

Практическое пособие  для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология

Практическое пособие предназначено для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология  по дисциплинам «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Анатомия и физиология ЦНС»

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры

По данным Министерства труда и социального развития РФ в 2000 году в России зарегистрировано более 678,4 тысяч, в 2005 году более 700 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Распространенность детского церебрального паралича (ДЦП) в различных странах с достаточно развитой перинатологической помощью составляет от 1 до 5,8 на 1000 новорожденных.

В настоящее время проблема лечения, профилактики и социальной помощи этим больным является одной из ведущих в детском возрасте. Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с церебральным параличом взаимосвязаны с вопросами физического воспитания, поиска эффективных методик развития двигательной сферы, развития локомоторной функции и повышения уровня развития физических качеств. Особенно это касается категории детей младшего школьного возраста. Двигательная и трудовая деятельность детей с церебральным параличом возможна только при постоянной физической активности, поэтому уровень развития их двигательных умений и навыков, степень развития физических качеств играет важную роль в их социальной адаптации.

Л.С. Выготский отмечал, что человек с биологическим дефектом от рождения не ощущает его как таковой, а лишь его социальные последствия.

Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития ребенка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми.

Выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей негативных черт характера, а также сохранению черт, не свойственных данному возрасту и характерных   для  предыдущего этапа развития.

Так, для детей с ДЦП свойственны:

  • непосредственность,
  • склонность к фантазированию и мечтательности,
  • преобладание  в  деятельности  мотивов  удовольствия,
  • недостаточная активность, нерешительность,  наличие страхов,  склонность  к  быстрой  смене  настроения.

Недостаточность коммуникативных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения,  поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот, чересчур требовательных к своему ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в других – реакцию протеста, негативизм, упрямство.

Подростки с ДЦП в ранней  юности  осознают свою уникальность, непохожесть на других,  что ведет к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества,  дисгармоничных отношений с родителями и сверстниками.

Изоляция от общества препятствует формированию активной жизненной позиции, устойчивой положительной самооценки,  базового чувства доверия к миру, в связи с чем  все люди воспринимаются  как недоброжелательное окружение.

У детей и подростков, страдающих ДЦП, не формируются  достаточная мотивация и навыки  общения, направленность внимания на реакции окружающих в отношении  собственного  внешнего облика и поведения. Дети и подростки с ДЦП выбирают для себя в основном те виды деятельности, которые могут осуществляться без присутствия других людей, предпочитают ситуации, в которых предоставлены сами себе, мало вовлечены в  совместную деятельность с другими людьми, не интересуются их мнением.

Патологические тонические рефлексы – суть проблемы развития моторики и связанных с этим психофизических отклонений в развитии у детей с ДЦП

Тонический лабиринтный рефлекс.

Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть.

У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз.

Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только «блоком», т. е. отсутствует торсия (скручивание) между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.

При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного (сгибательного) тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят.

В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и опереться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания.

Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций.

Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная (разгибательная) спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР).

Это один из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, АШТР возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. АШТР более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя.

АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей.

АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне; в результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея, сколиоз позвоночника.

Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания.

АШТР нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние АШТР на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра (согнутая, повернутая внутрь и прижатая нога на стороне затылка).

Симметричный шейный тонический рефлекс.

При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным (сгибательным) тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела.

В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок.

При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад; опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках и ребенок падает вперед. Изолированное влияние симметричных шейных тонических рефлексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).

Положительная поддерживающая реакция.

Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного (разгибательного) тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные (негибкие) конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно (разнонаправленного) меняющегося статического состояния мышц.

Содружественные реакции (синкинезии).

Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (т.е. выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и т.д.). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной (на стороне руки) ноге.

 Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией (односторонний спастический паралич руки и ноги) вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле.

Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот). При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, тонические рефлексы появляются внезапно, приступообразно приводя к повышению мышечного тонуса – дистоническая атака. При гиперкинетической форме церебрального паралича развитие произвольной моторики наряду с указанными механизмами затруднено из-за наличия непроизвольных, насильственных движений – гиперкинезов.

Следует, однако, отметить, что у детей первого года жизни гиперкинезы выражены незначительно. Они становятся более заметными на втором году жизни. Могут больше страдать реакции равновесия, координации и статические функции. Тонические рефлексы можно наблюдать лишь эпизодически.

На протяжении всей жизни развитие локомоторного аппарата происходит в результате его деятельности, движения, физических нагрузок.

Кости, хрящи и мышцы – все развиваются из мезенхимальной ткани. Их организация происходит в эмбриональном периоде (4-8 недели). Остальное время фетального периода связано с процессом роста.   

Костная ткань в организме растет и формируется в результате периодических нагрузок, в соответствии с симметричным тонусом мышц антагонистов и их синфазной работой, обеспечивающих периодическую компрессию и декомпрессию костной ткани.

Мышцы-антагонисты, перекидывающиеся через сустав, обеспечивают ему нормальный объем движений. В основе же координированных движений тела и конечностей, лежит механизм реципрокной иннервации.

Все движения в суставах конечностей сопряжены в норме с многочисленными мелкими ротационными движениями позвоночных сегментов позвоночника. К патологической ротации позвонков добавляется ростовая деформация позвонков и дисков. Различные спастические сокращения мускулатуры конечностей и вдоль позвоночного столба, деформируют последний и приводят к изменению не только формы, но и объема спинномозгового канала.

Диспластические явления при ДЦП наблюдаются как в позвоночном столбе, так и в костях черепа. Рост и формирование полости черепа зависит от роста головного мозга и от тонуса мышц, прикрепляющихся к костям черепа.

Вследствие деформации или патологической ротации позвонков и ребер, произошедшей в результате травмы при беременности или в родах, возникает компрессия межпозвоночных дисков, изменение формы межпозвоночных отверстий, компрессия корешков, приводящая к хроническому спазму мускулатуры. Спазм мускулатуры усиливает компрессию корешков и деформацию костной и хрящевой ткани.

Различные спастические сокращения мускулатуры не только конечностей, но также вдоль позвоночного столба, деформируют весь скелет ребенка с ДЦП. В результате роста ребенка, деформация дисков и позвонков, сочлененных с этим диском, нарастает. В спазмированных мышцах нарушается циркуляция крови и, соответственно, приток питательных веществ к мышечным клеткам, что ведет к их гипотрофии и дистрофии, которая также является одним из симптомов ДЦП. При движении конечностей, когда усиливается трение конгруэнтных поверхностей сустава и резко возрастает метаболизм в тканях, окружающих сустав, в норме локально усиливается кровоток, который обеспечивается попеременным сокращением и расслаблением поперечнополосатой мускулатуры.

В спазмированных же мышцах у детей с ДЦП даже в покое нарушена циркуляция крови и, соответственно, приток питательных веществ к мышечным клеткам и суставным элементам, а при движении эта ишемия нарастает, что подтверждается допплерографическими исследованиями.

Нарушение микроциркуляции ведет к нарушению роста и развития мышечных, костных и суставных элементов. Нормальные обменные процессы в суставах также зависят от попеременного сокращения и расслабления поперечнополосатой мускулатуры.

Следовательно, основной причиной нарушений объема движений конечностей при ДЦП является нарушение механизма реципрокной иннервации и тонуса мускулатуры, что приводит к несимметричному соприкосновению суставных поверхностей, нарушению их конгруэнтности и нарастающей деформации костей и суставов конечностей.

Сенсорные нарушения при ДЦП

Часто (особенно  при гиперкинетической форме) снижается острота слуха, обычно на высокочастотные тона. Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок который не слышит  звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш) не употребляет их в своей речевой продукции. Может быть недоразвит фонематический слух.

Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях  – к грубому недоразвитию речи. В дальнейшем отмечаются трудности в обучении таких детей чтению и письму. Снижение слуха у детей с двигательными нарушениями затрудняет выбор вида коррекционной школы, следует выбирать с учетом ведущего дефекта, исходя из того что больше мешает адаптации ребенка.

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками, что отрицательно сказывается на качестве их активной речи.

Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств. Большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии, пассивны, нерешительны, пугливы. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери.

У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих.

У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти.

Синдромы нарушения высших психических функций у детей с ДЦП.    

Нарушения пространственных представлений: у детей с ДЦП нарушено развитие пространственного гнозиса, что связано с  недоразвитием или поражением теменной доли больших полушарий и с нарушением зрительного восприятия.

Нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточностью фиксации взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения. Нарушение подвижности глазных яблок являются следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко.

Нарушения слухового восприятия имеют значение в формировании пространственного гнозиса.

Сенсорные нарушения в дальнейшем служат причиной нарушения внимания и сосредоточения.

Эмоциональные нарушения

Проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Страх нередко возникает при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек и людей.

При гиперкинетическом синдроме страхи могут перерасти  в синдром витальной дезадаптации. При этом на различные зрительные, слуховые раздражители дети могут отвечать не ориентировочной, а защитной реакцией. Отмечается повышенная возбудимость, слабая воля, неумение преодолевать препятствия и слабая мотивация к их преодолению.

У более старших детей возникает вторичная невротическая реакция на свой дефект, возникает угроза патологического развития личности по тревожно-мнительному, аутистичному или инфантилизированному типу.

Страхи и уровень тревожности физически здоровых детей и детей с ДЦП различны

Тенденция к накоплению детских страхов проявляется в том, что своеобразные по содержанию страхи больных детей образуют устойчивое аффективное чувство, или комплекс тревожных переживаний.

Он складывается как предвосхищение негативного восприятия себя и своих действий (в частности, двигательной неполноценности и ее последствий) другими людьми; проявляется в амбивалентных переживаниях ребенком своего положения в семье.

Некоторые дети излишне беспокоятся о своем здоровье и здоровье близких, без конца говорят об этом.

Сон у большинства таких детей расстроен. Они долго засыпают, часто просыпаются, плачут и кричат во сне.

У них встречаются нарушения в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, рвотах, неутолимой жажде, энурезах.

Нарушения речевого и психического развития

Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью приводит также к нарушению речевого и психического развития. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата.

Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению тонуса мышц в корне языка, что затрудняет формирование произвольных голосовых реакций. Тонус в артикуляционных мышцах повышается асимметрично, больше на стороне "затылочных конечностей".

Положение языка в полости рта при этом также часто асимметричное, что нарушает произнесение звуков.

Выраженность симметричного шейного тонического рефлекса создает неблагоприятные условия для дыхания, произвольного открывания рта, движения языка вперед.

Этот рефлекс вызывает повышение тонуса в спинке языка, кончик языка фиксирован, плохо выражен и часто имеет форму лодочки.

Патология двигательной системы у детей, страдающих церебральными параличами, является одним из факторов, замедляющих их психическое развитие.  В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, нарушений зрительного и слухового восприятия, отсутствия предметных действий (становление которых происходит по мере развития общей  моторики), недоразвития мелкой моторики у детей заметны отставания в развитии.  

Дети, лишенные возможности свободно передвигаться и манипулировать  предметами, общаться со сверстниками, не могут приобрести тот запас знаний об окружающем  мире, который  имеют нормально развивающиеся дети их возраста.

 У детей, страдающих ДЦП, сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. Формирование операций сравнения, анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей замедлено, результатом чего являются неточность имеющихся понятий, ограниченность активного и пассивного словаря.

Нарушение формирования схемы тела, стереогнозиса

Наличие патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Это затрудняет не только формирование пространственного гнозиса, но формирование системы восприятия формы и овладение умения соотносить в пространстве объемные и плоские величины.

Страдает развитие схемы тела, формирование понятия «правое – левое». Имеет место недостаточность кинестетических ощущений, недоразвитие реакции равновесия, поражение нижней части теменной доли правого или левого полушария мозга, что приводит в дальнейшем к затруднению формирования навыков письма, чтения и счета.

У детей, страдающих ДЦП, нарушено формирование схем отдельных произвольных движений и схемы тела в целом, так как формирование представлений о своем теле зависит от  развития двигательных функций,  тактильных, зрительных, кинестетических ощущений и соответствующих им движений, в процессе которых осознается взаиморасположение частей тела.

Многие дети, страдающие ДЦП,  игнорируют свою пораженную конечность даже в случае ее умеренного поражения. При этом происходит подавление деятельности кинестетического анализатора, что затрудняет выработку условно-рефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственно тела, чувство позы и тонкая моторика.

На первый план выступают признаки снижения эмоциональных реакций, слабая выраженность «комплекса оживления», низкая познавательная активность.  Отмечается умеренная задержка формирования произвольных двигательных актов, с минимальными нарушениями мышечного тонуса. Формирование установочных, цепных реакций выпрямления и равновесия обычно задерживается, и тесно коррелируют со степенью задержки психических функций.

Одним из кардинальных клинических признаков, характеризующих отклонения во взаимодействии психики и моторики являются нарушения формирования тонких целенаправленных движений, которые наиболее тесно коррелируют с дальнейшим речевым развитием.

Мнение, что ДЦП неизлечим, глубоко ошибочно!

Во-первых, он имеет разные формы и степень тяжести.

Во-вторых, даже при тяжелых формах ДЦП с внутриутробным поражением, двойной гемиплегии и атонически-астатической форме квалифицированное, раннее и систематическое лечение обеспечивает социально-бытовую адаптацию при условии, что отсутствуют биоорганические изменения в костном, нервно-мышечном и связочном аппарате в дистальных, периферических отделах ребенка в результате бездеятельности и постоянной обездвиженности.

Поэтому не правы те специалисты и люди, которые безапелляционно утверждают, что бесполезно лечить ДЦП или он пройдет самостоятельно (ребенок мал, подрастет и «разбегается»). Они заранее настраивают родителей на бездействие и обрекают детей, вынося им приговор.

Анализ современных подходов к организации психокоррекционного процесса с участием детей с ДЦП позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов.

Обобщенная система работы может включать следующие аспекты:

1. Физическая реабилитация.

2. Обучение навыкам саморегуляции.

3. Развитие познавательных качеств и коммуникативных навыков.

4. Коррекция негативных эмоций.

5. Развитие дефицитарных функций в системе диагноза.

Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.

Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости.

Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной работе. Чем раньше начато квалифицированное лечение, занятия ЛФК и массаж при поддержании двигательной активности ребенка, тем лучше будет результат.

В случаях средней тяжести и легких неврологическая симптоматика и задержка становления возрастных психомоторных навыков не так резко выражены. Наряду с лечебной физкультурой и массажем в большинстве случаев необходимы специальные ортопедические мероприятия (специальные укладки, этапные гипсовые повязки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния и ходьбы: рамы-каталки, утяжеленная тележка, ходунки, палочки для ходьбы и др.).

Принципы организации лечения детей с  ДЦП: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.

  • Физиотерапия, массаж, трудотерапия, ЛФК  позволяют улучшить координацию мышц и ходьбу.
  • Применяют корсеты и ортопедические операции.
  • Лечение у дефектолога может сделать речь намного чище и помогает при нарушениях дыхания.
  • Прием противосудорожных средств позволяет предотвратить судороги.
  • Альтернативные подходы к лечению ДЦП, основанные идее о восстановлении нормального ответа ЦНС направленным и точно дозированным воздействием на мышцы, находящиеся в состоянии спастики.

Лечебная физкультура и массаж с его разновидностями в соответствии с назначением врача занимают ведущее место в комплексе с другими средствами в реабилитации детей страдающих ДЦП. 

При этом необходимо учитывать скрытые потенциальные двигательные возможности ребенка, соблюдая дидактические принципы:

1.Доступности.
2.Систематичности.
3.От простого к сложному.

4.От известного к неизвестному.

5.Метод сопряженного воздействия проф. В. М. Дьячкова

Поскольку у новорожденных детей развитие локомоций идет сверху вниз то  при занятиях ЛФК этот фактор необходимо в работе с детьми учитывать конкретно с каждым ребенком.

В отличие от стандартной ЛФК, которая приводит к усилению импульсов от нормально работающих мышц, но не от бездействующих и массажа, который создает диффузную импульсацию, новые методики строятся на избирательном воздействии на слабое звено системы,  следовательно, усилении афферентного потока импульсов, идущих в ЦНС от исходно бездействовавших мышечных групп, что позволяет добиться восстановления нормальной функции.

Новые методики основаны на уступающем (т.н. концентрическом) режиме работы, то есть по сути, введению внешнего мышечного антагониста взамен собственного и требуют специально сконструированных тренажерных комплексов.

В настоящее время возможно использование около 25 методик ЛФК – Бобата, Линдемана, Фрелиха, Войта, Кэбота, Фелпса, Семеновой К. А., Бортфельд С.А. и др.

Как показала практика, эффективными являются:

  • классический лечебный массаж;
  • сегментарный;
  • массаж воротниковой зоны для улучшения дыхания;
  • круговой трофический, точечный массаж;
  • массаж по системе Монакова;
  • седативный и тонизирующий массаж.

Классический лечебный массаж при ДЦП способствует расслаблению напряженных мышц и стимулирует функционирование ослабленных мышц. Используются различные приемы массажа: поглаживания, потряхивания, точечный и вибрационный.

В настоящее время для детей с церебральным параличом, в системе адаптивной физической культуры разработаны программы по иппотерапии (П.Т. Гурвич, 1997), плаванию (Д.Ф. Мосунов, 2003), фитболтерапии (А.А. Потапчук, 2002).

В последние годы в работе с детьми применяется также костюм «Адели», который значительно улучшает у данного контингента координацию, равновесие и ориентировку в пространстве¸ увеличивает активность в движениях и улучшает функцию опороспособности.

Определенный научный интерес представляет совместное использование мультидисциплинарного подхода и средств адаптивной физической культуры (лечебная гимнастика, механотерапия, фитбол-гимнастика, коррекционно-развивающие игры) с использованием костюма «Адели», оказывающие влияние на локомоторные функции детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.

Широкая распространенность ДЦП, сложность его диагностики, необходимость разработки тактики дифференцированных занятий и послужили основанием для проведения данного исследования.

ДЦП является тяжелым заболеванием, затрагивающим многие системы организма, в том числе нервную и мышечную системы. Степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений и ориентировки в пространстве.

У детей с отклонениями в развитии сенситивный период наступает в среднем на 2-3 года позднее. Отмечается низкий уровень формирования физических качеств.

В качестве основных средств реабилитации детей с ДЦП различные авторы предлагают физические упражнения и массаж, немаловажное значение придают механотерапии, как одной из форм АФК, оказывающей как общее, так и локальное воздействие на организм ребенка с церебральным параличом.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи уделяют большое внимание в лечении детей с церебральным параличом специальным приспособлениям и позиционированию, которые расширяют двигательный опыт, стимулируют новые двигательные возможности, позволяя осуществлять контроль за положением головы и тела.

Приближающийся к норме «мышечный каркас», созданный с помощью специальных силовых тяг, которые корректируют патологические позы туловища и конечности ребенка, формируют траектории его движений, максимально приближенные к естественным физиологическим, что приводит к ослаблению патологических установок.

Лечебно-восстановительное действие физических упражнений, применяемых в АФК, основано на их способности, стимулировать и нормализовать физиологические процессы в организме. Они благотворно влияют на нервную систему, трофику тканей, способствуют улучшению функций нервной и мышечной систем, внутренних органов. Под влиянием физических упражнений ускоряется функциональная перестройка органов и тканей, что способствует восстановлению нарушенных функций.

У детей с ДЦП наблюдаются сгибательно-пронационная установка рук (пронация – поворот согнутой в локте руки ладонью вниз, супинация – поворот согнутой в локте руки ладонью вверх), при этом используются тесты, которые включают манипуляции с предметами:

  • Сбор пирамиды в сек.
  • Пронация – супинация предплечья количество раз за 10 сек.
  • Передача предмета из одной руки в другую количество раз за 30 сек.

Второй блок тестов используется для оценки силовой выносливости мышц, так как для поддержания правильной осанки необходимо развитие мышц разгибателей спины и брюшного пресса, для стабилизации таза необходимо развитие большой и средней ягодичных мышц, для стабилизации головы – мышц шеи:

  • Силовая выносливость мышц брюшного пресса на время (в сек).
  • Силовая выносливость разгибателей спины на время (в сек).
  • Силовая выносливость большой ягодичной мышцы на время (в сек).
  • Силовая выносливость средней ягодичной мышцы на время (в сек).
  • Силовая выносливость сгибателей шеи на время на время (в сек).

Тесты используются на опороспособность, так как опороспособность необходимо развивать для статической и динамической функции нижних конечностей и особенно ходьбы:

  • Опорность (стояние на одной ноге) на время (в сек).

Метод наблюдения используется с целью получения информации о состоянии (физическом, эмоциональном) занимающихся во время и после занятий по АФК, выполнении упражнений, выполнении контрольных тестов.

Проводится тестирование детей, направленное на выяснение особенностей формирования двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.

У ребенка постепенно формируются цепные симметричные рефлексы. Двигательные навыки, несмотря на их позднее становление и неполноценность, все-таки дают возможность ребенку адаптироваться к своему дефекту, особенно если руки поражены легко.

У таких детей развиваются контроль головы, функция захвата предмета, зрительно-моторная координация, повороты туловища.

Несколько труднее и длительнее овладевают дети навыками самостоятельно сидеть, стоять и ходить, сохраняя равновесие.

Диапазон двигательных, речевых и психических нарушений у детей первого года жизни с церебральным параличом может колебаться в широких пределах. Он может касаться как всех функциональных систем, составляющих ядро детского церебрального паралича, так и отдельных его элементов.

У детей с ДЦП очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков.  Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как и всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако его нельзя постоянно ограждать от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует многократно подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие достоинства, что он сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия.

Социальная ситуация развития детей с церебральным параличом имеет существенные отличия от социальной ситуации развития физически здоровых детей.

Особенности социальной ситуации развития детей с диагнозом ДЦП определяются рядом объективных и субъективных факторов.

Объективные составляющие – это регулярные госпитализации ребенка, сопровождающиеся разлукой с родителями; особое положение ребенка в семье, в группе физически здоровых сверстников, обусловленное заболеванием (физическим неблагополучием);  соматовегетативные проявления заболевания (потливость, головные и желудочные боли и т.п.).

Важно учитывать переживание больного ребенка как внутреннее отношение к этим объективным обстоятельствам.

Своеобразие социальной ситуации развития является значимым источником ощущения ребенком своей неполноценности, которое может рассматриваться как ключевое переживание.

Средства АФК и лечебно – профилактические средства для детей младшего школьного возраста с церебральным параличом

Подходы физической реабилитации для детей младшего школьного возраста с ДЦП

Ранняя стимуляция психического и речевого развития

Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа проводится дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребенка.

Стимуляция психического развития на первом году жизни направлена на формирование зрительного, слухового и кинестетического восприятия, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительного эмоционального общения со взрослым. С первых месяцев жизни ребенка активно стимулируют к накоплению им чувственного опыта. Его побуждают к обследованию окружающих предметов посредством зрения, слуха, осязания.

Важно как можно раньше воспитывать у этих детей ощупывающие движения рук. С этой целью в ручки ребенка вкладывают различные по форме, величине и фактуре игрушки, привлекая к ним его зрительное внимание. Для улучшения проприоцептивных ощущений перед такими упражнениями целесообразен массаж кистей и кончиков пальцев щеточками различной жесткости.

На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции, используя методы так называемого торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса, и одновременно «облегчают» произвольную сенсомоторную активность.

Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функций артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций. Специальные серии упражнений, направленные на стимуляцию сенсорных функций с одновременной коррекцией двигательных нарушений, создают условия для формирования перцептивных действий.

В возрасте от 1 года до 3 лет у ребенка развивают предметно-манипулятивную деятельность, обучая его овладевать навыками действий с различными предметами и начальными способами общения с окружающими. Основными задачами на этом этапе является развитие речевого и предметно-действенного общения, воспитание дифференцированных интеро- и экстероцептивных ощущений, начальных форм социального поведения, самостоятельности.

На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепляют связи между словом, предметом и действием. Детей учат называть предметы, объясняют их назначение, знакомят с новыми, используя зрение, слух, осязание, а где можно, обоняние и вкус; показывают, как производить действия с этими предметами и стимулируют к активному выполнению. Обучают интонации просьбы.

Специальные серии упражнений, направленные на тренировку сенсорных функций, знакомят детей с различными качествами предметов и создают условия для формирования перцептивных действий. Для этого используют различные по форме, протяженности, цвету, температуре и другим свойствам предметы, расположенные в виде классификационных групп, например: серии колец разного размера, серии поверхностей разной шероховатости шарики различных цветов и т. п.

Ребенка учат парным сопоставлениям предметов по их свойствам, выполнению предметных действий, выбору по образцу. В качестве материала используют пары геометрических фигур, предметы всех основных цветов, игрушки типа башенок, матрешек, вкладок, парные картинки. Основная задача педагога — обучение внешним ориентировочным действиям. При помощи инструкции типа: «Положи в эту коробку все игрушки, а в эту – всю одежду» и совместного с ребенком выполнения задания формируют начальные обобщающие понятия: игрушки, одежда.

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)

Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполнять движения под счет от 1 до 5, на основе однотипных инструкций, например вверх - вниз и т. п.

Ритмическая стимуляция движений основывается на психологических исследованиях многих отечественных психологов (Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия), рассматривающих произвольную двигательную  активность на основе концепции функциональных систем, включающих кинестетическую и кинетическую основы и зрительно-пространственную организацию. Известна роль речевой регуляции в развитии произвольных движений.

Методика кондуктивного воспитания, базирующаяся на этой концепции, в свою очередь, не только облегчает выполнение движений при ДЦП, но и способствует формированию произвольной регуляции поведения. С помощью этой методики осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

Формируется начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях. Для развития понимания простых инструкций надо их произносить, одновременно показывая обозначаемые ими действия, помогая ребенку их выполнить. Так воспитывается понимание таких движений, как «ладушки», «до свидания», «покажи, какой ты большой» и т. п.

При проведении этой работы особо важное значение имеет эмоционально-положительное взаимодействие ребенка со взрослым, осуществляющим систему кондуктивного воспитания.

Особой спецификой отличается логопедическая работа при ДЦП. Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии, спецификой которых является общность нарушений речевой и скелетной моторики с недостаточностью кинестетического восприятия. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной диспраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются упражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных ощущениях. Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений звукопроизношения при оральной апраксии, но и то, что ее проявления неблагоприятно влияют на развитие лексической стороны речи. Слабость ощущений «двигательного образ слова приводит к нестойкости связи между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в своеобразном недоразвитии лексики.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. При псевдобульбарной дизартрии у детей с церебральным параличом обычно преобладает ее спастический вариант. В этом случае основной задачей является предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

При экстрапирамидиой дизартрии, когда имеет место непостоянное повышение мышечного тонуса по типу тонических спазмов и насильственные движения резко затрудняют артикуляцию, фонацию и голосообразование, также необходимы специальные условия для проведения логопедической работы с устранением всех внешних резких стимулов. Важное значение имеют специальные приемы логопедического воздействия, направленные на стимуляцию нервно-мышечных импульсов от речевой мускулатуры, что способствует лучшему ощущению артикуляционных поз и движений речевой мускулатуры.

Также важно иметь в виду, что при экстрапирамидной форме дизартрии нередко наблюдаются нарушения слуха по типу нейросенсорной тугоухости. При этом, прежде всего, страдает восприятие высоких тонов.

Важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии у детей с церебральным параличом имеет комплексный характер и включает коррекцию звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой этой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематического проведения. Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

  • зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка, а также состояния его интеллекта;
  • развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка;
  • развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений;
  • развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа;
  • усиление восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап – подготовительный. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста – воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных Функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа особенно эффективна, если проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап – формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса;  корреляция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиков пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяют тонизирующий, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон.

Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение. Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широкий рот.

После расслабления, а при низком тонусе – после укрепляющего массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка.

При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (широкое открывание рта). В этом положении логопед шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные нажимы. Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезии.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляционной моторикой сочетается с развитием голоса и речевого дыхания.

Пассивный словарь обогащают словами, обозначающими форму, величину, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар – шарик, куб – кубик, большой – маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности – мячом играют, ложкой едят, из чашки пьют, на кровати спят и т.д.

Обучают сличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца.

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяют тренировке функциональных возможностей кисти и пальцев рук. При развитии функции кисти особое внимание следует уделить тренировке захвата и отпускания предмета, движений пронации – супинации, отведения – приведения предплечья и кисти, стимуляции изолированных движений пальцев.

Развитие двигательных функций

У детей с церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено, начиная с периода новорожденности. В основе этих нарушений – запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благоприятную почву для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов позотонических рефлексов препятствует развитию произвольных движений. Поэтому при проведении лечебно-коррекционной работы необходимо избегать и предупреждать закрепление следующих неправильных поз и положений ребенка:

  • в положении на спине избегать чрезмерного напряжения мышц-разгибателей шеи, рук и ног путем проведения специальных упражнений: согнув голову и спину ребенка, производить медленные плавные покачивания, добиваясь снижения мышечного тонуса;
  • в этом же положении избегать или корригировать асимметричное положение тела при повороте головы в сторону, предупреждая поворот головы и глаз в сторону разогнутых конечностей;
  • в положении на спине при сгибании головы избегать сгибания рук и разгибания ног.

Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.

На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища.

В дальнейшем ребенка обучают стоянию на четвереньках и развивают функцию равновесия в этом положении, стимулируют ползанье на четвереньках, проводят специальные упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени, затем на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.

Важное значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Расположение и объем проекции частей тела человека в сенсомоторной зоне коры головного мозга (рис.1) обосновывает важность развития функции рук тесно связанное с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребенка подносить ложку ко рту.

Ребенку с церебральным параличом трудно не только захватить предмет, но и отпустить его, поэтому ребенка важно учить произвольному разжиманию кисти, а также перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для развития дифференцированных движений пальцев, например для надавливания указательным пальцем, используют различные предметы и игрушки.

Важное значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развить у ребенка опорность стоп и шаговые движения в разных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя.

Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяжеленный стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках.

Не менее важное значение имеют специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребенок не может использовать руки для поддержки.

Кроме лечебной гимнастики, для подготовки ребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа.

Занятия адаптивной физической культурой (АФК) должны проводиться индивидуально по методике, включающей:

  1. лечебную гимнастику, направленную на улучшение развития локомоторной функции (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц, опороспособность);
  2. фитбол-гимнастику, направленную на улучшение вестибулярного аппарата;
  3. механотерапию, направленную на улучшение двигательной активности, разработку суставов и укрепление мышц;
  4. коррекционно-развивающие игры, направленные на развитие компенсаторных механизмов, на преодоление вторичных отклонений.

В процессе занятий по АФК используется специальный инвентарь, который должен соответствовать индивидуальным антропометрическим характеристикам детей. В занятия включаются доступные виды и формы двигательной активности, направленные на решение специфических коррекционно-развивающих, профилактических, лечебно-восстановительных, воспитательных и образовательных задач, обусловленных физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья детей.

На занятиях по АФК используются физические упражнения, которые направлены на расслабление спастичных мышц, увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, на координацию движений, равновесие с использованием прикладных, дыхательных, общеразвивающих упражнений скоростно-силового характера, корригирующих порочные позы и деформации, а также улучшающие функционального состояние опорно-двигательного аппарата и кардиореспираторной системы. Комплексы упражнений, направлены на формирование вертикального положения головы, развитие реакции опоры рук и равновесия, преодоление сгибательно-пронационных установок верхних конечностей, сгибательно-приводящих установок нижних конечностей, формирование поворотов туловища, ползания, сидения, стояния и ходьбы. Включаются упражнения на предметах и с предметами (фитбол-гимнастика, «сухой» бассейн, батут, беговая дорожка, степпер, брусья).

Начальным этапом разработки индивидуального подбора упражнений и методов АФК для каждого ребенка, становятся показатели функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сопутствующие заболевания в состояния здоровья, особенности психофизического развития детей с церебральным параличом. Игровая деятельность использовалась на всех занятиях как средство и метод АФК, способствующий комплексному решению задач психофизического развития и коррекции; формирования мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, как на занятиях, так и в свободное время.

Используется мультидисциплинарный, онтогенетический, дифференцированный, индивидуальный подходы для выполнения двигательных действий. Развитие локомоторной функции и развитие физических качеств осуществлялись сопряжено. Выявлено, что совместное включение мультидисциплинарного подхода и средств АФК достоверно улучшает функционального состояние опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.

Мультидисциплинарный подход включает:

  • работу с семьей, мотивацию родителей на совместную деятельность;
  • сотрудничество всех специалистов при работе с одним ребенком;
  • междисциплинарный осмотр детей специалистами;
  • составление специалистами дифференцированного и индивидуального плана занятий.

Показатели функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом

Тесты

Время

Результат

1

сбор пирамиды (правая рука) в с.

2

темп движения правой руки в количество раз за 10 с.

3

передача предмета из одной руки в другую в с.

4

силовая выносливость мышц спины в с.

5

силовая выносливость мышц брюшного пресса в с.

6

силовая выносливость мышц шеи в с.

7

силовая выносливость большой ягодичной мышцы правая нога в с.

8

силовая выносливость большой ягодичной мышцы левая нога в с.

9

силовая выносливость средней ягодичной мышцы правая нога в с.

10

силовая выносливость средней ягодичной мышцы левая нога в с.

11

опороспособность на правой ноге в сек.

12

опороспособность на левой ноге в сек.

Тесты по теме: Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры

  1. Какие основные патологические тонические рефлексы составляют  суть проблемы развития моторики и психофизических отклонений у детей с ДЦП?
  2. Назовите синдромы нарушения высших психических функций у детей с ДЦП?    
  3. Каковы основные  современные формы и методы в организации психокоррекционного процесса с участием детей с ДЦП?
  4. Каковы основные лечебно-профилактические средства  и адаптивная физическая культура для детей младшего школьного возраста с церебральным параличом?
  5. Что представляет собой кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе?

А. комплексная методика лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения.

Список использованной литературы

  1. Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001.
  2. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери [Текст]  / Д.В. Винникотт – Пер. с англ. Н.М. Падалко. – Независимая фирма «Класс», 1998.
  3. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В.И. Гарбузов.– Л.: Медицина, 1990.– 176 с.
  4. Дорошкевич, М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: (Мед.-пед. анализ механизма развития и рекомендации по профилактике): Учеб. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений [Текст] / М.П. Дорошкевич, В.В. Калюжный. – Мн.: Беларусь, 2004.– 203 с.
  5. Ефимов, О.И.Школьные проблемы. Для умных родителей, педагогов и врачей [Текст] / О.И. Ефимов. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004.– 288 с.
  6. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике [Текст] / Сост. М.А. Поваляева.– Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349 с.: ил.– (Познавайка).
  7. Ратнер, А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей. [Текст] / А.Ю. Ратнер.–  Издательство Казанского университета, 1983. – 144 с.
  8. Семенович, А.В. Ланина, Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции общего недоразвития речи [Текст] // А.В. Семенович, Т.Н. Ланина. – Практическая психология и логопедия, 2 (9), 2004. – С. 19-27.
  9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина – Ярославль: Академия развития, 2002.
  10. Уфимцева Л.П., Сафонова Л.М., Полежаева Е.Б. Коррекция и развитие двигательной сферы подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития [Текст] // Л.П.Уфимцева, Л.М.Сафонова, Е.Б.Полежаева – Коррекционная педагогика,– №6 (18),– 2006.– С. 67-75.
  11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., Генезис, 2001.
  12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  13. Бадалян, Л.О., Журба, Л.Г., Тимонина, О.В. Детский церебальный паралич. / Л.О. Бадалян, Л.Г. Журба, О.В. Тимонина – Киев, 1988.
  14. Ленченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001
  15. Мамайчук, И.И., Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич./ И.И. Мамайчук, Л.М.Шипицина – Изд.: Институт общегуманитарных исследований, 2003.– 520 с.
  16. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московскина // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития,
  17. 2002.– №3.
  18. 3.Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом./ Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова – М., 1985.
  19. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенческий, ранний и дошкольный возраст./ Е.М. Мастюкова – М., 1991.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

      Класс,  в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...

Развитие адаптации у старших дошкольников с ОНР к обучению в школе средствами адаптивной физической культуры

Цель работы – разработать методику, провести апробацию и показать результативность методики по оптимизации психического состояния детей старшего дошкольного возраста средствами АФК. Вашему вниманию пр...

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....

Особенности учебной работы с детьми младшего школьного возраста с церебральным параличом (спастический тетрапарез).

Публикация в сборнике    I Международной конференции «Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л.С. Выготского»....

Развитие навыков здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочного курса по физической культуре.

Статья раскрывает  развитие навыков ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по физической культуре....