Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Тема: Слова, обозначающие один и много предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_2.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Тема: Слова, обозначающие один и много предметов.

Цель: Закрепление и повторение представления о словах, обозначающих предметы; развитие умения различать слова, обозначающие один и много предметов.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1.  Учить отвечать на вопросы ед.ч. и мн.ч.
  2. Развивать лексико-грамматический строй речи учащихся через выполнение упражнений и заданий о профессиях.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать навыки языкового анализа и синтеза.
  2. Развивать мелкую, общую моторики координации речи с движениями.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей.
  2. Воспитывать умение слушать и слышать учителя и отвечающего товарища.

Оборудование: предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, интерактивный стол, мяч.

Ход занятия:

Этапы занятия

Действия учителя-логопеда

Действия учащихся

БУД

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями.
- Начинаем наше занятие. Сегодня мы с вами будем проверять ваши знания о словах, обозначающих предметы, затем научимся различать слова, которые обозначают один и много предметов.

Здороваются

(Р) Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

II. Основная часть.

1. Игра «Раздели предметы на живые и неживые».

Словарная работа (знакомство с новыми словами)

2. Упражнение на развитие воздушной струи.

3. Игра “Подбери инструменты и оборудование людям разных профессий”.

4. Игровое упражнение «Исправь ошибку!»

5. Физкультминутка

6. Игра «Покажи, кто ошибся?»

(работа за интерактивным столом)

7. Игра «Покажи, где его рабочее место»

(работа за интерактивным столом)

8. Отгадывание загадок.

9. Работа в карточках.

10. Игра «Один – много». (с мячом)

III. Итог занятия, рефлексия.

Если остается время

10. Задание «Раздели слова на две группы»

- Ребята, обратите внимание на доску. Здесь записаны два вопроса: кто? и что? Какие слова-предметы отвечают на эти вопросы?

- Сейчас вам нужно поместить картинки под соответствующий вопрос – картинки, обозначающие живые предметы к вопросу кто? а картинки, обозначающие неживые предметы – что?

- Как мы назовем предметы в первом столбике одним словом? (Профессии). А во втором? (инструменты)

Фонендоскоп – это медицинский диагностический прибор для выслушивания звуков, исходящих от сердца, сосудов, лёгких, бронхов, кишечника и других органов.

Палитра – небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.

Кирка́ – металлический заостренный стержень, ударяя по которому молотком откалывают твердые горные породы. 2. Заостренное с одной или двух сторон орудие с рукояткой, употр. для скалывания льда, а также для обтесывания кирпичей, камней.

Кельма (Мастерок) – ручной инструмент, отшлифованная с обеих сторон стальная лопатка с изогнутой рукояткой из дерева или пластмассы. Он часто используется в строительстве как инструмент, позволяющий производить кирпичную или каменную кладку, расшивку швов, укладку плитки, внутреннюю и внешнюю отделку помещений. Также некоторые виды этого инструмента используют для нанесения и выравнивания штукатурки, жидких обоев, раствора или плиточного клея.

- Чтобы работать дальше, нам нужно активизировать (разработать) губные мышцы и мышцы щек, чтобы наша речь звучала красиво и четко.

Упражнения «Надуть два шарика» (надувать щеки и удерживать в них воздух), «Перекатывание шаров» (щеки надуваются поочередно), «Вертушка» (не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко»).

- Мы подули так сильно, что инструменты перепутались! Посмотрите, ребята, на столе выложены картинки людей разных профессий. Назовите эти профессии (автослесарь, врач, парикмахер, повар, портной, учитель, художник, полицейский, строитель, пожарный).

- Вам нужно выбрать картинку с инструментами и оборудованиями, и объяснить, кому и для чего нужен этот предмет.

Например, градусник нужен врачу, он измеряет температуру и т.д.

- Ну вот, инструменты раздали, а теперь давайте послушаем, правильно ли я подобрала действия к профессиям. Если нет, то исправьте, используя данную схему (показываю на доске).

(Например: Повар лечит. Лётчик ездит. Продавец стрижёт и т.д.) – Сколько слов получилось в ваших предложениях?

- Предлагаю вам немножко передохнуть и выполнить физкультминутку.

Ну-ка, дайте нам продукты

Мясо, яйца, сухофрукты

И получится тогда
Очень вкусная еда.

На педаль нажали смело

Посмотрели вправо, влево

И поехали вперед
К тем, кто нас, конечно, ждет.

Быстро голову помыли,

Расчесали, посушили,

Взяли ножницы, расческу -

Вот и сделали прическу.

- А теперь, давайте пройдем к нашему интерактивному столу и выполним следующее задание.

 - Кто-то взял чужой инструмент, выделите человека этой профессии.

(Рассказываю правила дидактической игры, выполняем задание)

Далее предлагаю пройти за свои рабочие места.

- А сейчас мы с вами отгадаем несколько загадок. (ответ – картинка вывешивается на доске).

- На какой вопрос отвечает это слово?

Сколько слогов в этом слове?

Далее вывешиваются две такие картинки.

- Что это? (Сравнение слов: каска – каски и т.д.)

- Чем отличаются эти слова?

- Сегодня мы поработаем еще и со словами, обозначающими много одинаковых предметов.

Посмотрите, у вас на столах лежат листы, на которых изображены инструменты. Назовите их.

 - Заштрихуйте предложенными линиями один инструмент.

 - Я бросаю мяч и называю слово, которое обозначает один предмет. А вы мне – слово, которое обозначает много предметов.

- Итак, ребята, давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали на занятии? (перечисляем все виды заданий, которые выполнили на занятии)

- Спасибо всем за работу.

(Рассказываю правила дидактической игры, выполняем задание)

Учащиеся отвечают, что живые слова-предметы отвечают на вопрос кто? а неживые – что?

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Рассматривают картинки с изображением новых слов

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выбирают картинку и объясняют, кому для работы нужен этот предмет.

Исправляют ошибки.

Отвечают на вопрос, считают слова.

кладут ладошка на ладошку

загибают пальчики

гладят по животику)

имитируют нажим на педаль

поворачивают голову

едут по кругу, держа в руках воображаемый руль

имитируют мытье головы шампунем

сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают

показывают пальцами рук ножницы и расческу

руки в стороны, как бы красуясь

Проходим к интерактивному столу.

Выполняют задание.

Выполняют задание на интерактивном столе

Учащиеся рассаживаются.

Отгадывают загадки.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают, например, лента – ленты и т.д.

Заштриховывают инструменты.

Учащиеся подбирают слова, обозначающие несколько предметов.

Отвечают на вопросы.

На одну парту выкладывают слова, обозначающие один предмет, на другую – много одинаковых предметов.

(П) Делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале.

(Л) Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

(Р) Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

(К) Работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик –учитель).

(Р) Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

(К) Сотрудничать с учителем и сверстниками.

(Р) Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

(К) Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

(П) Работать с информацией (понимать изображения, предъявленные на бумажном носителе).

(Р) Работать с учебными принадлежностями.

(К) Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

(Р) Оценивать свою деятельность.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык( ханты)» для обучающихся 5 и 6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

Рабочая программа по хантыйскому языку в 5-6 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации...

Конспект группового психологического занятия для учащихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1).

Разработка  групового психологического занятия для обучающихся с  умственной отсталостью (интелектуальными нарушенимя) . (Вариант1) 1-4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Литературное чтение» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требовани...