Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ЗНАЙКА" I СТУПЕНЬ
учебно-методический материал по логопедии (4 класс)

Абайдулина Татьяна Викторовна

На сегодняшний день 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов,

  • адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим, важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей.

 

Коррекционно-развивающие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Программа «Знайка» разработана для дополнительного образования учащихся  социально-педагогической  направленности.  Рассчитана на обучение учащихся  7– 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_znayka_1_god.docx74.56 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

города Алейска Алтайского края

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества» города Алейска Алтайского края

РАССМОТРЕНО:                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

на Педагогическом совете                                            Директор МБУ ДО ЦДТ г.Алейска

МБУ ДО ЦДТ г. Алейска                                              ______________Абайдулина Т.В.                          

Протокол от _____2019г №____                                         Приказ от ____2019г     №____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

  "ЗНАЙКА"

I СТУПЕНЬ

(адресована учащимся от 7 до 10 лет,

срок реализации программы - 1 год)

                                                                  Составитель:

                                                                  Абайдулина Татьяна Викторовна,

                                                                   педагог дополнительного образования

Алейск

2019

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание программы
  4. Методическое обеспечение программы
  5. Список литературы

Пояснительная записка

.

На сегодняшний день 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов,

  • адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим, важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей.

Коррекционно-развивающие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек. 

Программа «Знайка» разработана для дополнительного образования учащихся  социально-педагогической  направленности.  Рассчитана на обучение учащихся  7– 10 лет.

        Программа  составлена с опорой на следующие нормативные документы:         

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;
  4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  6. письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;
  7. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);
  8. закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
  9. постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».

Учащихся с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

  • низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

  • некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);

  • речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря;
  • интерес к учебной деятельности не выражен;

  • познавательная активность очень слабая и нестойкая;

  • запоминание механическое.

Эти дети характеризуются

  • эмоциональной неустойчивостью,

  • наличием импульсивных реакций,

  • неадекватной самооценкой,

  • преобладанием игровой мотивации.

Цель программы -  на  основе  создания  оптимальных  условий  познания  каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Основные задачи:

Обучающие и познавательные:

  1.  обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в

единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

Развивающие:

  1. развитие познавательной активности учащихся, формирование навыков общения;

  1. коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве;

  1. формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  1. формирование обще интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  1. формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  1. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности, пространственно – временных ориентировок.

Воспитательные:

  1.  воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,  умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Актуальность программы в том что она направлена на то, чтобы дети, имеющие проблемы в развитии, учились адаптироваться к жизненным условиям и могли жить более активной, полной жизнью, а значит и более счастливо.

Новизна и особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию  и коррекции учащихся и предусматривает социально-эмоциональное, умственное, речевое развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями. Программа обеспечивает комплексный подход к решению проблем каждого учащегося.

Педагогические принципы: 

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Отличительной особенностью  данной программы является  коррекционно-развивающие занятия,  игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи.

Также игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и творческих способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.

Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.

Количество обучающихся 304 человек.

Возраст учащихся 7-10 лет.                                                                                                                                                                                

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1  год обучения ( 2 раза в неделю по 32 часа – 210 в год)

Режим занятий:

Занятия проводятся в кабинете.

Продолжительность занятия: 45минут ,  10 минут перемена. 

Ожидаемые результаты:

      -    Овладение обучающимися навыками адаптации в социуме.

  • Формирование у обучающихся коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

  • Восстановление психического статуса и формирование умений действовать в группе.

  • Приобретение детьми навыков произвольной саморегуляции.
  • Преодоление затруднений обучающихся в учебной деятельности.

      -    Сформированность ценностей здоровья и безопасного образа жизни.

Механизм контроля за реализацией программы:

Система контроля и оценки достижений учащихся дает возможность педагогу проследить динамику развития каждого обучающегося, выявить наиболее одаренных или неуспевающих и создать условия для их дальнейшего развития. Контроль за результатами обучения, как и сам процесс обучения, должен быть непрерывным, разнообразным, дифференцированным и индивидуальным.

Входной – проверка начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся; форма проведения: собеседование, наблюдение, творческие задания.

Текущий (рубежный)индивидуальный и коллективный контроль во время занятия с целью усвоения знаний учащимися; форма проведения – викторины, кроссворды, игры,  практическая работа; для изучения мотивации к занятиям, творческих способностей (тесты, анкеты совместно с педагогом – психологом);

Тематический – осуществляется по окончании работы над индивидуальным          заданием, проверка практических навыков после прохождения тем, учебного года; форма проведения: проведение различных видов игровых программ, тестирование, творческое задание,  участие в мероприятиях различных уровней, комбинированный опрос, игры по вопросам теории.

Контроль за знаниями, умениями и навыками должен помочь закрепить знания     учащихся, расширить их кругозор, повысить собственную самооценку и веру в собственные силы.  

        Таким образом, педагог может проконтролировать динамику развития творческого   потенциала учащегося по годам обучения и оценить результативность своей деятельности.

Успешной реализации программы способствуют:

  • учет возрастных особенностей учащихся, их интересов при планировании и  

           построении занятий;

  • индивидуальный подход в обучении;
  • поощрение педагогом любой творческой инициативы учащихся, что способствует

            более полному раскрытию личности и мотивации к творчеству;

  • усвоение теоретических знаний в практическом их применении;
  • осознание учащимися реальности практической значимости задач,

            поставленных  педагогом на занятии;

  • развитие потребности в самосовершенствовании;
  • активизация детской мысли, воображения.

Для развития личностных качеств учащихся в программе предусмотрены:

досуговые мероприятия, проводимые в объединении, различного уровня конкурсы.

Реализация программы включает в себя 2 этапа:

Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

Основное содержание работы первого этапа:

        совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;

  • развитие зрительной и слуховой памяти;

развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;

  • развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;

  • расширение общего кругозора;

  • формирование положительного отношения к школе, к учебе.

Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Основное содержание работы:

  • развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;

  • формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;

  • развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;

  • коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.

  • формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;

  • развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;

  • развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

  • создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.

  • проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике;

  • внедрение и использование современных здоровьесберегающих технологий. В ходе психофизиологического тренинга учащиеся обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под

контролем изменения физиологических параметров (дыхательная аритмия сердца), отражающих общее состояние организма.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы.

Структура занятий:

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Структура коррекционно-развивающего занятия:

1.

Ритуал приветствия.

Позволяет

сплачивать

детей,

создавать

атмосферу

группового

доверия и принятия. Ритуал может быть

придуман самой группой

2.

Разминка

воздействие

на

Разминка

выполняет

важную

эмоциональное состояние детей,

функцию  настройки  на  продуктивную

уровень

их

активности.

групповую

деятельность.

Она

(Психогимнастика,

проводится не только в начале занятия,

музыкотерапия,

танцевальная

но и между отдельными упражнениями.

терапия,

телесная

терапия,

Разминочные

упражнения

позволяют

пальчиковые игры.)

активизировать   детей,   поднять   их

настроение; или, напротив, направлены

на снятие эмоционального возбуждения

3.

Основное  содержание  занятия

Приоритет

отдается

совокупность

многофункциональным

техникам,

психотехнических упражнений и

направленным

одновременно

на

приемов,

направленных

на

развитие

познавательных

процессов,

решение задач данного занятия.

формирование

социальных

навыков,

(Игротерапия,

сказкотерапия,

динамическое развитие группы. Важен

проигрывание  ситуаций,  этюды,

порядок

предъявления

упражнений

и

групповая дискуссия).

их общее количество.

Последовательность

предполагает

чередование

деятельности,

смену

психофизического  состояния

ребенка:

от   подвижного   к   спокойному,   от

интеллектуальной

игры

к

релаксационной технике.

Упражнения

располагаются

в

порядке  от  сложного  к  простому  (с

учетом утомления детей).

4.

Рефлексия

занятия    оценка

Две

оценки:

эмоциональное

занятия. Арт-терапия, беседы.

отреагирование   (понравилось   –   не

понравилось,  было  хорошо  –  было

плохо и почему) и осмысление (почему

это важно, зачем мы это делали).

5.

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия

Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:

  • первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность.

Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.

  • третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.

Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.

Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.

Учебный план

п\п

название раздела/этапа

количество часов

1.

Этап 1.

Раздел I

«Давайте поиграем!»

12 часов

2.

Раздел II

«Путешествие в

Солнечный город»

9 часов

3

Раздел III

«Поможем Незнайке»

15 часов

4

Раздел IV

«Письмо жителей Солнечного города»

15 часов

5

Раздел V

 «Знайкина олимпиада»

12 часов

6

Раздел VI

«Путешествие в Вообразилию»

16 часов

7

Этап 2

Раздел I

«Удивительный мир  эмоций и чувств»

28 часов

8

Раздел II

«Умею ли я владеть собой?»

20 часов

9

Раздел III

«Учимся  сотрудничать»

24 часа

10

Раздел IV

«Тайны дружбы»

26 часов

11

Раздел V

«Поддержка в общении».

33 часа

ИТОГО

210 часов

Содержание

Название раздела,

Содержание работы

Кол-

темы

во

часов

Раздел I

Занятие  1.  Способствовать  сплочению

12 часов

“Давайте поиграем!”

детского    коллектива,    учить    детей

понимать  чувства  других,  оказывать

Цель:

профилактики

поддержку

и  сопереживать.

Входная

диагностика.

школьной

дезадаптации,

снятия

нервно-

Занятие

2-3.

Обучение

детей

психического напряжения,

эффективным способам общения.

сплочения

классного

коллектива.

Занятие

4.

Развитие

навыков

сотрудничества,

доверительного

отношения друг другу.

Раздел II

Занятие

5.

Формирование

у   детей

9 часов

“Путешествие в

мотивации   на   совместную   работу,

способствовать

развитию

навыков

Солнечный город”

коллективного сотрудничества.

Цель:

формирование

положительной учебной

мотивации

Раздел III

Занятие

6.

Развитие   произвольного

15 часов

“Поможем Незнайке”

внимания и произвольности движений.

Цель:

развитие

Занятие   7.   Развитие   концентрации

внимания,

саморегуляции

и

произвольного внимания и

самоконтроля.

поведения.

Занятие   8.   Развитие   переключения

внимания  и  умения  действовать  по

правилу.

Занятие  9.  Развитие  объема  внимания,

произвольности, умения действовать по

правилу.

Занятие

10.

Увеличение

объема

внимания и кратковременной памяти.

Занятие  11.  Тренировка  распределения

внимания.

Раздел IV

Занятие

12.

Развитие

объема

15часов

“Письмо жителей

кратковременной оперативной памяти

Солнечного города”

Занятие   13.   Развитие   механической

Цель:

развитие

зрительной и слуховой памяти.

мнемических

Занятие   14.   Развитие   ассоциативной

способностей детей.

памяти.

Занятие15.Обучениеспособам

эффективного запоминания.

Раздел V

Занятие  16.  Развитие  логического  и

12часов

“Знайкина олимпиада”

понятийного мышления.

Цель:

развитие

Занятие   17.   Развитие   логического

мышления и сообразительности.

мыслительных

процессов

и

зрительно-моторной

Занятие

18.

Развитие

умения

координации

устанавливать

причинно–следственные

отношения.

Занятие 19. Развитие умения обобщать и

находить противоположности.

Занятие

20.

Развитие

умения

анализировать,

сравнивать,

классифицировать, обобщать.

Раздел VI

Занятие 21. Упорядочить представления

16 часов

“Путешествие в

детей о том, что такое воображение и

фантазия.

Вообразилию”

Цель:

развитие

Занятие

22.

Развитие

навыков

совместной творческой деятельности.

воображения

учащихся;

навыков

совместной

Занятие   23.   Развитие   воображения

творческой

деятельности,

учащихся.

стимулирование

креативных

возможностей

детей.

Итого:

 79 часов

II Этап

Раздел I

Занятие 1. “Мир эмоций”.

  28 часов

“Удивительный мир

Занятие  2.  “Радость”.  Познакомить

эмоций и чувств”

детей  с  эмоцией  радости;  развивать

Цель:

умение  проявлять  радость,  используя

мимику,  жесты,  пантомимику;  научить

отражать радость в рисунке.

  • знакомство с чувствами и

эмоциями,

Занятие  3.  “Удивление”.  Познакомить

-

развитие

умения

детей  с  эмоцией  удивления;  научить

узнавать ее на различных изображениях;

правильно

выражать  свои

научить выражать эту эмоцию; научить

эмоции

и

чувства

отражать это эмоциональное состояние

социально

приемлемыми

в рисунках, при разыгрывании этюдов.

способами;

-

формировать

умение

Занятие   4.   “Грусть”.   Познакомить

детей  с  эмоцией;  научить  определять

различать

и   принимать

эмоции

на

пиктограммах

и

эмоции других людей;

иллюстрациях;

научить

передавать

-

обучать

приемам

заданное

эмоциональное  состояние

с

помощью

рисунка;  развивать  у  детей

регуляции

и

саморегуляции.

Занятие 5. “Гордость - Отвращение”.

Занятие   6.   “Страдание   и   печаль”.

Развивать

способности

понимать

эмоциональное

состояние

другого

человека и умение выразить свое отношение.

Занятие 7. “Чувство обиды”. Способствовать созданию у детей

положительного        эмоционального

состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям

снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.

Занятие 8. “Гнев”. Познакомить детей с

эмоцией    гнева;    развивать    умение

выражать

эту

эмоцию;

научить

определять эмоцию гнева на различных

изображениях;

развивать

интонационную выразительность.

Занятие 9. “Вина и стыд”.

Занятие   10.   “Страх”.   Познакомить

детей   с   эмоцией   страха;   научить

узнавать эту эмоцию по схематическому

изображению  и  на  рисунках;  научить

передавать  эмоциональное  состояние  с

помощью

выразительных

средств

(мимики,

жестов,

пантомимики,

художественных

средств);

развивать

воображение

Занятие  11.  “Интерес”.  Продолжить

знакомство детей с разными эмоциями;

развивать внимание, воображение,

эмпатию,

коммуникативные

способности.

Раздел II

Занятие  20-25.

Формирование

умения            

                  20 часов

“Умею ли я владеть

переносить

усвоенные

способы

поведения

и

регулирования

своего

собой?”

эмоционального

состояния

из

одной

Цель:

ситуации – в другую.

обучение

эффективной

совместной

деятельности

детей

в

условиях

различных

модельных ситуаций.

Раздел III

Занятие 1. “Как и почему начинаются                   24 часа

“Учимся сотрудничать”

ссоры?”.

Мотивировать

учащихся

на

осмысление

причин

своих ссор,

развивать

навыки

взаимодействия

и

сотрудничества.

Занятие  2.  “Качества,  важные  для

общения”.

Содействие

осознанию

учащимися

качеств,

необходимых

для

эффективного общения.

Занятие  3.  “Какие  мы  в  общении?”.

Формирование

коммуникативных

умений,

развитие

личностных

особенностей.

Занятие 4. “Я  общительный или замкнутый?”. Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов.

Занятие № 5. “Свои и чужие”. Развивать

толерантное отношение к окружающим.

                                                       

      Занятие № 6. “Девчонки = мальчишки =

…?”. Способствовать формированию у

мальчиков

и

девочек

позитивных

установок друг к другу в ходе принятия

совместного решения.

Занятие  №  7.  “Друзья  и  недруги”.

Содействовать

осмыслению

ценности

дружеских  отношений  между  людьми;

развитие

толерантного

отношения   к

окружающим.

Раздел IV

Занятие

8.

“Дружба

это…?”.        26 часов

“Тайны дружбы”

Содействие

осмыслению

ценности

дружеских  отношений  между  людьми;

развивать

навыки

совместной

деятельности.

Занятие9.“Правила дружбы”.

Формировать

умения

эффективного

общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Занятие 10-11. “Мы  дружная команда!”. Развивать у учащихся навыки взаимодействий в команде.

Закрепить правила доброго и эффективного общения; содействовать осознанию учащимися состава круга ближайшего общения.

Занятие        12.        “Как        мы        все        похожи!”.

Показать ценность сходных характеристик людей; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Занятие 13. “Какие мы все разные!”. Показать ценность различий между

людьми, содействовать осознанию учащимися своих ценностей.

Занятие 14-15. “Скажи мне, кто твой

друг…”.   Помочь   каждому   ученику

осознать  себя  как  друга  и  отношение

одноклассников к нему.

Раздел V

Занятие

16.

“Комплимент

–  это…”.          33 часа

“Поддержка в общении”

Показать  значение

комплимента

для

поддержания

комфортных

взаимоотношений,

способствовать

актуализации  чувства

самоценности  и

самоуважения учащихся.

Занятие 17. “Что другие ценят во мне и,

что  я  ценю  в  себе?”.  Мотивировать

учащихся

на

самораскрытие

и

содействовать

осознанию

ими

собственных достоинств, способностей,

достижений.

Занятие 18-19. “Давайте говорить друг

другу

комплименты!”.

Обеспечить

каждого

учащегося

минимумом

психологической поддержки.

Занятие

20.

“Ребята,

давайте  жить

дружно!”.   Заключительное   занятие.

Итоговая диагностика.

Итого:

131 час

Всего:

  210 часов

Диагностические процедуры в программе:

Класс

Диагностический

Цель

инструментарий

-

Методика

"Общая

- методика предназначена для оценки

ориентация

детей

в

общей  ориентировки

в  окружающем

окружающем  мире  и

запас

мире  детей  с  I  по  V  классы  и  для

бытовых знаний".

выяснения запаса их бытовых знаний.

-

Методика

оценки

- тест позволяет оценить особенности

мышления

младших

мышления младших школьников;

школьников

«Простые

-

оценка

степени

самоконтроля   в

аналогии»;

общении.

-

Методика «Дорисовывание

-

изучение

оригинальности  решения

фигур»

задач на воображение.

        

Методическое обеспечение программы

        Программа «Знайка» предусматривает на всех уровнях освоения разные формы занятий:

  • тематические (изучение или повторение одной учебной темы, рефлексия);
  • комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2 - 3 видов творческой деятельности);
  • игровые (изучение, повторение учебного материала в процессе игры);
  • итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей )

             и педагогические приемы:

  1. применение нетрадиционных форм проведения занятий (игра-путешествие, соревнование, экскурсия, интернет-занятие, творческая мастерская, дифференцированный подход  и др.);
  2. использование игровых технологий;
  3. диалогическое взаимодействие;
  4. проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.);
  5. использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
  6. дидактические средства: творческие задания (кроссворды, ребусы);
  7. развивающие дидактические приемы (речевых оборотов типа «Хочу спросить…», «Для меня это задание…», «Я бы сделал так…» и т.д.;
  8. использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).

Формы обучения:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная

Выбор той или иной формы определяется целями, принципами обучения и содержанием

             программы.

Методы обучения:

Методы, в основе которых способ организации занятия:

  • словесный (беседа, рассказ, опрос, устное изложение,  анализ);
  • наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, показ
  • иллюстраций, обучающих мультфильмов, фотографий; экскурсии, видео - и интернет-показы; наблюдение),
  • практический (выполнение упражнений),

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают информацию);
  • репродуктивный  (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • частично-поисковый (участие детей в поиске решения задачи коллективно и            совместно с педагогом);
  • игровой (активизирует интерес и деятельность учащихся);
  • творческий (самостоятельная творческая работа);

       метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной              

       деятельности (индивидуальный и фронтальный опрос на занятиях.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности  

учащихся:

  • фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
  • групповой (работа в группах);
  • индивидуальный..

Для стимулирования положительного отношения к занятиям применяются              

             специальные методы и приемы:

  • создание на занятиях ситуации занимательности: примеры и факты,  мультимедийный показ, относящиеся к теме занятия;
  • использование сравнений и аналогий (просмотры журналов);
  • образное, эмоциональное изложение нового материала;
  • использование познавательных игр, викторин;
  • организация творческих занятий (фантастическая история, сказка, подбор загадок по теме);

Методы стимулирования учебной деятельности:

  • дидактические игры, занимательные вопросы и задания, игры, викторины, конкурсы,

           экскурсии;

  • награждение и поздравления обучающихся; благодарственные письма родителям.

Коррекционная работа на занятиях  проводится в виде фронтальных и индивидуально-групповых занятий; продолжительность занятий  и перемен, чередование  занятий определяются педагогом, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.

Список литературы:

  1. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.

  1. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.

  1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.

  1. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.

  1. Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

  1. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.

  1. Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – 128 с.

  1. Ледина В.Ю.ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.

  1. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.

10. Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

11. Овчарова,  Р.В.  Практическая  психология  в  начальной  школе.  /  Р.В.

Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.

12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.

13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...

Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Ступени лидерства»

Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции....