Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии

Маркова Ольга Анатольевна

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые используются при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_tnr.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми речевыми патологиями, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно - психического развития. Это выражается в следующих психолого-педагогических особенностях:

- недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)

- недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению

- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность

- быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста

- нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками

- двигательные расстройства. Дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики), характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений

В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности:

- тяжелые нарушения общей разборчивости речи

- медленный темп оречевления

- ограниченный лексический запас

- несформированность процессов словообразования и словоизменения

- стойкие аграмматизмы

- несформированность навыков связного высказывания

- стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)

С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием, увеличивается степень сложности речевых патологий у детей.  В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Чем тяжелее речевая патология, тем более широким должен быть спектр этих методов и приемов.

В условиях общеобразовательной школы у нас на сегодня есть возможность использовать на логопедических занятиях следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Артикуляционная гимнастика  - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  2. Тонирование представляет собой произнесение или пропевание гласных и некоторых согласных  звуков. Необходимо в первую очередь детям с такой тяжелой речевой патологией, как заикание. Пропевание звука «ААА» расслабляет челюстные мышцы. «И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг. «Мычание» – расслабляет мышцы челюсти. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
  3. Дыхательная гимнастика- способствует развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено.  Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие. 
  4. Логоритимика или фонетическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
  5.  Физкультминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
  6. Совершенствование мелкой моторики–различные игры, упражнения с мелкими предметами. К этому же разделу отнесем пальчиковую гимнастику - мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, формированию графических навыков.
  7. Релаксационная гимнастика направлена на охрану нервной системыребенка, снятие его психического и нервного напряжения.На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития школьника, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают его к здоровому образу жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....

Выступление на тему: «Инновационные подходы графо-моторной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Су...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Проект «Инновационные информационно – коммуникативные технологии в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

В законе РФ «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в обра...