Конспект занятия «Корень слова.Однокоренные слова».
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

 Кудрявцева Мария Сергеевна

Учить определять корень слова, однокоренные слова.

Задачи:

Обучающие:

 1. Уточнить имеющиеся представления детей о составе слова.

 2. Учить определять корень слова.

 3. Учить детей работать со словарными словами

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение работать со словарными словами

2. Формировать умение находить безударную гласную в корне слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова

Цель: Учить определять корень слова, однокоренные слова.

Задачи:

Обучающие:

 1. Уточнить имеющиеся представления детей о составе слова.

 2. Учить определять корень слова.

 3. Учить детей работать со словарными словами

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение работать со словарными словами

2. Формировать умение находить безударную гласную в корне слова.

3.Развитие зрительного восприятия

4.  Развитие слухового внимания

Воспитательные:

Воспитывать чувство красоты родного языка.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, графическое обозначение частей слова, изображение дерева (корень слова)

1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет части слова.

2. Сообщение темы занятия.

3. Послушать текст. Назвать слова, у которых одинаковая общая часть. Что это за часть? Дать определение корня. Можно ли эти слова назвать родственными и почему?

А какое слово к Вам привязалось сейчас? — спросил я.

Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, что получилось оно от того, что тут вода нарождается. Родник родит реку, а река льётся — течёт через нашу матушку-землю, через неё родину, кормит народ. И всё же эти слова как бы родня между собой.

Как бы родня! — повторил он и засмеялся.

(К. Паустовский)

4. Игра «Собери группы слов». На доске карточки с записанными на них словами: учитель, воробей, вороная, вороненок, учить, береза, подберезовик, воробушек, ученик, воробьиха, березовый, воробьиное.  Разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

снег, тишь, город, круг

5. Подобрать к данным словам как можно больше однокоренных слов. (5-7 мин) Назвать слова, в которых корень является: ударным слогом; безударным

снег, тишь, город, круг

6. Физминутка. Пальчиковая гимнастика

«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).

«Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе). Выполняем упражнения левой рукой.

«Пальчики здороваются» Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой)

7. Записать слова в 3 столбика: в первый - с корнем в начале слова; во второй — с корнем в середине слова; в третий — с корнем в конце слова. В каждом слове выделить ударный слог.

озимь, зимовье, перезимовать; звонок, перезвон, позвонить; подпись, писать, переписка; отвар, варить, сварить; откусить, укус, кусать; бежать, побег, побегать; разговор, говорить, заговорить; приход, уходить, ходьба.

8. «Третий лишний»

липа, липучий, налипать;

дорога, бездорожье, дорогой;

боль, больной, больница;

лес, лестница, лесник;

осина, осень, осинник.

9. Внимательно прочитать слова. Назвать корни в словах каждой группы. Прочитать слова ещё раз. Похожи ли они по смыслу? Чем слова похожи и чем различаются? На какие группы можно разделить все слова? Как они называются?

10. Составить и записать предложения с двумя словами из предыдущего задания.

11. Итог занятия. Чему мы учились на занятии?

12. Рефлексия. 

нос, вынос, носитель, носик, носовой, поднос, носище, разносчик, переносить, носильщик; гора, горевать, горный, гористый, горе, загоревать, подгорный, пригорюнился.

Карточка № 1.

На огонь летит маленький ………. Солнце, луна, звезды – небесные ………. В комнате стало ……… от огня. Вдалеке я увидел тусклый ……. Зимой солнце ………, но не греет. Скоро наступит ……… и станет совсем ……….

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Презентация к занятию по логопедии "Корень слова. Однокоренные слова"

Презентация к занятию по логопедии "Корень слова. Однокоренные слова"...

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....

Конспект урока "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....