Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Степаненко Наталья Александровна

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока83.88 КБ
Файл Презентация к уроку1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. «Школа России»  3 класс

Учитель: Степаненко Наталья Александровна

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

Цель урока: дать понятие о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить с правилом единообразного написания корня в однокоренных словах; закрепить умение находить корень в однокоренных словах

развивать орфографическую зоркость; развивать каллиграфию; обогащать словарный запас учеников

  • развивающие: развивать речь внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
  • воспитательные: прививать любовь к родному языку; воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

Работать с этимологическим  словарем.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я уверена, что сегодня на уроке вы будете активны и получите новые знания.

II. Актуализация опорных знаний.

- Итак, приступаем к работе.

Мы тетради все открыли,

Ровно сесть не позабыли.

1. Проверка домашнего задания

2.  Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика

Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет: « Что все это значит?»

Средний пальчик очень важный, не желает слушать.

Указательный спросил: « Может, хочешь кушать?»

А большой бежит скорей, тащит риса ложку.

Говорит ему: « Не плачь. На, поешь, немножко»

3. Словарная работа

Спишите, поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы.(слайд 2)

Проверьте (Слайд 3)

III. Постановка учебной проблемы

Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М .А. Рыбникова считала: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

Что такое родственные слова?

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета – родственные слова?

Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница – предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар – родственные слова. Конфета – не родственное слово.

Собираем семью родственных слов (Слайд  6)

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых,  есть общее значение. Можно  объяснить слова с помощью одного и того же слова. 

Рыбачить – заниматься ловлей рыбы. Рыбка – это  маленькая рыба. Рыбный – сваренный из рыбы. Рыбак – тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак – родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь.

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий – родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк – это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные  слова.

Окунул – погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов – количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий – искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий – у  этих слов нет общего значения.

IV. Работа по теме урока

 Разгадываем секрет корней (Слайд  7)

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/contentable_static_image/187302/bc234870_890c_0132_7144_12313c0dade2.jpg

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково.

Первичное закрепление.

Как искать в слове корень?

  • Чтобы найти в слове корень, нужно:
  • Выяснить значение
  • Подобрать родственные слова.
  • Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый. (Слайд  11)

Подарок – вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть – дар.

Выкрикнуть – громко крикнуть, издать крик. Корень – крик.

Серебристый – цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень – серебр.

V. Физминутка.

VI. Закрепление.

1.Что делать если слова нам незнакомы, или мы сомневаемся в их значении? Как тогда найти корень? (Слайд  12)

Ректор, речь, изрекать.

Дети читают информации. Из этимологического словаря:

ректор

руководитель высшего учебного заведения  Несколько лет назад ко мне обратился ректор Московского финансового института (теперь это академия) с просьбой выступить у них на вечере перед преподавателями и студентами. И. К. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. [НКРЯ]

(во Франциилицо, возглавляющее учебный округ  Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

истор. название епископа, который был правителем города или провинции  Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

истор. администратор церковной вотчины ](Викисловарь)

речь

способность говорить, выражать словами мысль [≈ 1][≠ 1][▲ 1]  Органы речи.  Развитие речи.  Расстройство речи.  Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речиН. В. Гоголь, «Страшная месть», 1831 г.  Речь — это достояние только человека, животные не говорят, а издают звуки. К. К. Платонов, «Занимательная психология», 1964 г.

ед. ч. язык как средство общения между людьми  Устная речь.  Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать. А. П. Чехов, «В усадьбе», 1894 г.

ед. ч.с опред.: тот или иной видстиль языкаслог  Художественная речь.  Стихотворная речь.  [Пушкин] переодетый, ходил даже иногда по базарам псковским для изучения живой народной речиН. А. Добролюбов, «Александр Сергеевич Пушкин», 1858 г.  Говорил он без запинки, будто читал по книге; и речь его была книжной. К. А. Федин, «Города и годы», 1924 г. ](Викисловарь)

изрекать

высок. произноситьговорить  Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным… А. П. Чехов, «Дядя Ваня», 1897 г. [НКРЯ]  Ты един неизглаголан, потому что произвёл всё, изрекаемое словом! С. Н. Булгаков, «Свет невечерний», 1916 г. [НКРЯ]  Он шагал, слушал, внезапно останавливался, изрекал что-нибудь едкое по поводу выслушанного и, оттолкнувшись палкой от тротуара, продолжал шествие до следующей афористической передышки. Б. Л. Пастернак, «Охранная грамота», 1930 г. [НКРЯ](Викисловарь)

2.Прочитайте. Найдите “лишнее” слово. (Слайд  18)

Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка ,речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

 VIIРефлексия.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

Что такое родственные слова?

Как называется общая часть родственных слов?

Какую «тайну» однокоренных слов мы с вами раскрыли сегодня на уроке?  
- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал не совсем уверенно?  
- Какой вид работы понравился? 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах Задачи: Тренироваться в нахождении корня слова и подбору однокоренных слов. Использование этимологического словаря на уроках русского языка Презентацию составила: Степаненко Наталья Александровна МОУ Гимназия №16 г.Волгоград

Слайд 2

К… ртофель , к …пуста, …г…род, м… лина , сев… р , н… яб … рь , м…роз, комн…та, кв… ртира , тракт…. р Словарная работа

Слайд 3

Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор Проверка

Слайд 4

Что такое родственные, однокоренные слова? сахарница сахар сладкий конфета конфетный сахарный

Слайд 5

сахарница сахар сахарный конфета конфетный конфетница

Слайд 6

Собираем семью родственных, однокоренных слов р ыба рыбачить судак ловить рыбка рыбный окунь рыбак

Слайд 7

ловить судак о кунёк окунул улов судно сударыня ловкий судачок окунь Правильно ?

Слайд 8

ло́в-кий Прилагательное по классификации А. Зализняка Корень: - ловк - ; окончание: - ий [ Тихонов, 1996 ]. Значение точный и искусный в движениях, умелый Этимология Происходит от глагола ловить .

Слайд 9

Происходит от праслав. формы, родств. русск. окунь, укр. о́кунь, о́конь, белор. во́кунь, болг. оку́н, сербохорв. о̏ку̑н, словенск. okȗn , о k о̑ n ( Долобко), чешск. okoun , словацк. okún , польск. о k о ń, первонач. «глазастая рыба». От о́ко

Слайд 10

ловить судак о кунёк окунул улов судно сударыня ловкий судачок окунь Правильно ?

Слайд 11

Как искать в слове корень? Чтобы найти в слове корень, нужно : 1. Определить значение слова. 2 . Подобрать родственные слова. 3 . Выделить одинаковую часть.

Слайд 12

выкрикнуть

Слайд 13

ИЗРЕЧЕНИЕ ИЗРЕЧЕНИЕ ректор речь изрекать

Слайд 14

Оле́г Никола́евич Трубачёв ( 23 октября 1930 , Сталинград — 9 марта 2002 , Москва ) — советский и российский лингвист - славист , исследователь этимологии славянских языков и славянской ономастики ; специалист в области сравнительно-исторического языкознания , лексикограф . Доктор филологических наук , член-корреспондент АН СССР (1972), академик РАН (1992).

Слайд 15

Этимология и история русского языка

Слайд 16

картаслов.ру

Слайд 17

ИЗРЕЧЕНИЕ ИЗРЕЧЕНИЕ ректор речь изрекать

Слайд 18

ИЗРЕЧЕНИЕ (высказывание) РЕЧЬ (способность говорить) ИЗРЕКАТЬ (говорить)

Слайд 19

Прочитайте. Найдите “лишнее” слово. Водяной, вода, водичка, подводник, водитель. Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец. Река, речной, речь, речушка ,речник. Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить. Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви). Маленький, малявка, маляр, малыш. Гроза, грозный, гроздь, грозовой. Конница, конник, подоконник, конюшня.

Слайд 20

Правило

Слайд 21

Домашнее задание Найди однокоренные слова, выдели корень : Лебеда, лебёдка, лебёдушка, лебедь, лебедовый, лебяжий, лебёдочный.

Слайд 23

Словари СЛОВАРЬ ТРУБАЧЁВА О.Н. КАРТАСЛОВ.РУ ВИКИПЕДИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание корней в однокоренных словах

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по традиционной системе обучения. Тема урока "Написание корней в однокоренных словах" . Урок - обощения и закрепления по данной теме.  ...

Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"

Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...

Единообразное написание корня в однокоренных словах

Презентация "Единообразное написание корня в однокоренных словах"...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....