конспект урока единообразное написание корня в однокоренных словах
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Уколова Елена Дмитриевна

урок для 2 класса по любому УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.68 КБ
Файл urok.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

1.Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Улыбнёмся друг другу, дети.

Пусть добрей станет мир на свете. У нас с вами всё в порядке - книги, ручки и тетрадки.

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Выберите то облачко, какое вам больше нравится. Почему вы выбрали именно это облако? Я надеюсь, что и настроение у вас будет радостным и весёлым

Запишем в тетради число, классная работа

2.Мы выбрали облачко голубого цвета. Это цвет весны. Сегодня мы отправляемся к ней в гости, поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране.

Одновременно будем повторять изученные орфограммы, работать над правильным написанием корня в родственных словах.

Весна всему свой голос дарит- воде, листве, земле, - всему!

Кострам в лесу и птичьей паре, глазам и сердцу моему!

3.Чистописание.Всё началось с простой капели, и вот уже текут снега.

И зажурчали, зазвенели деревья,воздух и луга.

Из нашего облачка выпала капелька и попросила нас очень красиво и без ошибок  списать с доски.

 Но сначала приготовим пальчики к работе

Пальчиковая зарядка

Дождик песенку поёт:кап-кап. Только кто её поймёт?кап-кап

Не пойму ни я, ни ты:кап-кап. Да зато поймут цветы:кап-кап.

 И весенняя листва:кап-кап. И зелёная трава:кап-кап.

дД  дд  Дд дождь дождинка дождевая водяной

Льёт весенний дождь.

Какое слово здесь лишнее с точки зрения русского языка? Почему?

Придумайте однокоренные слова с корнем – вод-

Какие орфограммы встретились в предложении?

4. Словарная работа.

Облака принесли нам задание от Весны. Ведь в это время года пробуждается вся природа, изменяется жизнь животных, растений, птиц.

Я буду описывать животное, или загадаю загадки. А вы запишите в тетрадь. Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? Или что?

Она весну встречает, серёжки надевает. А платьице- в полоску. Ты узнаёшь…?

Маленькая птичка, радуется весне, купается в лужицах.

По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом- ушки торчком.

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал. А. проснувшись, стал реветь, это зверь лесной-

Весной дуют сильные ветры. Я из словарного слова составила предложение, но ветер перепутал все слова. Помогите восстановить предложение.

На, выросла, поляне, лесной, берёза, стройная

Запишите предложение и разберите его по членам. Ребята, а какие весенние приметы вы знаете? Я тоже знаю несколько весенних примет:

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.

Что у меня неправильно? Да, грач- вестник весны. Он первым из перелётных птиц возвращается домой из Средней Азии, где зимовал.

Запишите предложение:

Увидел грача- весну встречай. А какую ещё птицу называют открывателем весны?

Представим с вами, что мы стая грачей и произнесём чистоговорку:

Грачиха говорит грачу: слетай с грачатами к врачу!

Прививки делать им пора для укрепления пера!

Выпишите однокоренные слова.

5 Физминутка

Вы наверное устали? Потихонечку все встали.

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем- крылья сложим назад

6 Работа по теме урока

 Всё на свете из чего- нибудь состоит6 облака- из множества водяных капелек, лес- из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения- из слов. Слова сделаны из своего «строительногоматериала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла- смыслиночку. Но есть у слов главная часть. Какая? Да, как нет растения без корня, так и слов без него не бывает.  И деревья называются словесные, образуют они словообразовательные гнёзда. Корень- это смысловой центр, от него «растут» слова, как ветви на дереве.

Корень слова- значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства- однокоренные подбери слова.

Работа в группах 1ряд подбирает слова с корнем –вод- (вода) , 2ряд- -зем-(земл-), 3ряд- цвет-.

Подберите однокоренные слова к словам: а)черника, облепиха, ежевика, малина Как можно одним словом назвать? б)колокольчик, одуванчик, гвоздика, роза

Как же пишется корень в родственных словах?

В весеннем царстве правят три брата, по очереди.

Вы догадались, что это за братья?

Дети читают стихи о марте, апреле, мае

Кто из вас был самым внимательным?название каких  цветов  вы слышали в стихах? Правильно, подснежник, сирень, ландыш  Подберите однокоренные слова

Послушайте легенды.

Однажды старуха Зима с Морозом и Ветром, решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки  и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило цветок, согрело Землю и открыло дорогу Весне.

Весна, смешав лучи Солнца и Радуги, стала бросать их на землю. Там, куда падали лучи, распускались цветы- жёлтые, оранжевые, красные, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у неё остались лиловые и белые лучи.  Из них-то и выросли великолепные кусты сирени.

Ландыш- счастливый смех русалки Мавки., рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она встретила любимого. Ландыш- символ любви.

Ребята, а любите ли вы цветы? Зачем они нам нужны?Как нужно относиться к растениям?

Каждая травинка, листок, любое растение по-своему красиво, интересно и заслуживает доброго и бережного  отношения . Мы- друзья природы, поэтому не должны срывать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников, нарушать спокойствие лесных жителей.

К сожалению, на земле становится всё меньше и меньше ландышей, колокольчиков, кувшинок.Поэтому они занесены в Красную книгу. Это специальная книга, где записаны виды растений и животных, которым грозит исчезновение. Красный- цвет тревоги.

Я сорвал цветок. Он завял. Я поймал жука. И он умер. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Вот книги, в которых вы можете прочитатьо великолепии растительного и животного мира, об их охране

.7. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,взвился вверх и полетел.

8.Работа по развитию речи.

Рассмотриите картинки. Вы догадались, какое из царств братьев изображено? Составьте предложения по картинкам. Самое красивое запишем.

Многие русские художники обращались к красоте весенней природы. Перед вами репродукции картин Саврасова «Грачи прилетели» и Остроухова «Первая зелень»

Издавна люди наблюдали за природой. Любовались ею. Они подметили, что каждый месяц имеет свои свойства, приметы. Запишем некоторые из них:

Март- протальник: рано затает- долго не растает.

Май холодный- год хлебородный.

Когда цветёт черёмуха- всегда живёт холод.

Найдите однокоренные слова, выделите корень.

9. Итог урока

Что мы повторили сегодня? Какое правило закрепили?Я предлагаю дома сочинить стихотворение о весне, записать его, нарисовать картинку и сосавить предложения с однокоренными словами.

Игра «Найди свой корень»

Всем спасибо за урок. Я надеюсь, что у всех радостное настроение



Предварительный просмотр:

1.Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Улыбнёмся друг другу, дети.

Пусть добрей станет мир на свете. У нас с вами всё в порядке - книги, ручки и тетрадки.

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Выберите то облачко, какое вам больше нравится. Почему вы выбрали именно это облако? Я надеюсь, что и настроение у вас будет радостным и весёлым

Запишем в тетради число, классная работа

2.Мы выбрали облачко голубого цвета. Это цвет весны. Сегодня мы отправляемся к ней в гости, поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране.

Одновременно будем повторять изученные орфограммы, работать над правильным написанием корня в родственных словах.

Весна всему свой голос дарит- воде, листве, земле, - всему!

Кострам в лесу и птичьей паре, глазам и сердцу моему!

3.Чистописание.Всё началось с простой капели, и вот уже текут снега.

И зажурчали, зазвенели деревья,воздух и луга.

Из нашего облачка выпала капелька и попросила нас очень красиво и без ошибок  списать с доски.

 Но сначала приготовим пальчики к работе

Пальчиковая зарядка

Дождик песенку поёт:кап-кап. Только кто её поймёт?кап-кап

Не пойму ни я, ни ты:кап-кап. Да зато поймут цветы:кап-кап.

 И весенняя листва:кап-кап. И зелёная трава:кап-кап.

дД  дд  Дд дождь дождинка дождевая водяной

Льёт весенний дождь.

Какое слово здесь лишнее с точки зрения русского языка? Почему?

Придумайте однокоренные слова с корнем – вод-

Какие орфограммы встретились в предложении?

4. Словарная работа.

Облака принесли нам задание от Весны. Ведь в это время года пробуждается вся природа, изменяется жизнь животных, растений, птиц.

Я буду описывать животное, или загадаю загадки. А вы запишите в тетрадь. Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? Или что?

Она весну встречает, серёжки надевает. А платьице- в полоску. Ты узнаёшь…?

Маленькая птичка, радуется весне, купается в лужицах.

По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом- ушки торчком.

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал. А. проснувшись, стал реветь, это зверь лесной-

Весной дуют сильные ветры. Я из словарного слова составила предложение, но ветер перепутал все слова. Помогите восстановить предложение.

На, выросла, поляне, лесной, берёза, стройная

Запишите предложение и разберите его по членам. Ребята, а какие весенние приметы вы знаете? Я тоже знаю несколько весенних примет:

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.

Что у меня неправильно? Да, грач- вестник весны. Он первым из перелётных птиц возвращается домой из Средней Азии, где зимовал.

Запишите предложение:

Увидел грача- весну встречай. А какую ещё птицу называют открывателем весны?

Представим с вами, что мы стая грачей и произнесём чистоговорку:

Грачиха говорит грачу: слетай с грачатами к врачу!

Прививки делать им пора для укрепления пера!

Выпишите однокоренные слова.

5 Физминутка

Вы наверное устали? Потихонечку все встали.

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем- крылья сложим назад

6 Работа по теме урока

 Всё на свете из чего- нибудь состоит6 облака- из множества водяных капелек, лес- из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения- из слов. Слова сделаны из своего «строительногоматериала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла- смыслиночку. Но есть у слов главная часть. Какая? Да, как нет растения без корня, так и слов без него не бывает.  И деревья называются словесные, образуют они словообразовательные гнёзда. Корень- это смысловой центр, от него «растут» слова, как ветви на дереве.

Корень слова- значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства- однокоренные подбери слова.

Работа в группах 1ряд подбирает слова с корнем –вод- (вода) , 2ряд- -зем-(земл-), 3ряд- цвет-.

Подберите однокоренные слова к словам: а)черника, облепиха, ежевика, малина Как можно одним словом назвать? б)колокольчик, одуванчик, гвоздика, роза

Как же пишется корень в родственных словах?

В весеннем царстве правят три брата, по очереди.

Вы догадались, что это за братья?

Дети читают стихи о марте, апреле, мае

Кто из вас был самым внимательным?название каких  цветов  вы слышали в стихах? Правильно, подснежник, сирень, ландыш  Подберите однокоренные слова

Послушайте легенды.

Однажды старуха Зима с Морозом и Ветром, решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки  и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило цветок, согрело Землю и открыло дорогу Весне.

Весна, смешав лучи Солнца и Радуги, стала бросать их на землю. Там, куда падали лучи, распускались цветы- жёлтые, оранжевые, красные, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у неё остались лиловые и белые лучи.  Из них-то и выросли великолепные кусты сирени.

Ландыш- счастливый смех русалки Мавки., рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она встретила любимого. Ландыш- символ любви.

Ребята, а любите ли вы цветы? Зачем они нам нужны?Как нужно относиться к растениям?

Каждая травинка, листок, любое растение по-своему красиво, интересно и заслуживает доброго и бережного  отношения . Мы- друзья природы, поэтому не должны срывать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников, нарушать спокойствие лесных жителей.

К сожалению, на земле становится всё меньше и меньше ландышей, колокольчиков, кувшинок.Поэтому они занесены в Красную книгу. Это специальная книга, где записаны виды растений и животных, которым грозит исчезновение. Красный- цвет тревоги.

Я сорвал цветок. Он завял. Я поймал жука. И он умер. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Вот книги, в которых вы можете прочитатьо великолепии растительного и животного мира, об их охране

.7. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,взвился вверх и полетел.

8.Работа по развитию речи.

Рассмотриите картинки. Вы догадались, какое из царств братьев изображено? Составьте предложения по картинкам. Самое красивое запишем.

Многие русские художники обращались к красоте весенней природы. Перед вами репродукции картин Саврасова «Грачи прилетели» и Остроухова «Первая зелень»

Издавна люди наблюдали за природой. Любовались ею. Они подметили, что каждый месяц имеет свои свойства, приметы. Запишем некоторые из них:

Март- протальник: рано затает- долго не растает.

Май холодный- год хлебородный.

Когда цветёт черёмуха- всегда живёт холод.

Найдите однокоренные слова, выделите корень.

9. Итог урока

Что мы повторили сегодня? Какое правило закрепили?Я предлагаю дома сочинить стихотворение о весне, записать его, нарисовать картинку и сосавить предложения с однокоренными словами.

Игра «Найди свой корень»

Всем спасибо за урок. Я надеюсь, что у всех радостное настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"

Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Проект урока «Единообразное написание корня в однокоренных словах», 2 класс, "Школа России"

Данный урок составлен и проведён  в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ориентирован на работу в комплекте с учебником и рабочей тетрадью «Школа России». Урок построен на принципах...