РАЗВИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.
методическая разработка по логопедии

Белозерцева Татьяна Васильевна

Актуальность темы не случайна. Статистические данные комплексного обследования детей, анализ выступлений на семинарах и конференциях специалистов медицины, педагогики, психологии свидетельствуют о том, что в последние годы по причине нестабильных экономических и экологических условий нашей страны резко увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в развитии, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, у ребенка одновременно нарушаются речь, состояние общей и мелкой моторики, недостаточное развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Это отрицательно влияет на  качество  образования учащихся начальных классов и снижение  уровня  их учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozova_belozertseva_statya_v_lgu_im_pushkina.doc33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Розова Юлия Евгеньевна, учитель-логопед  

Белозерцева  Татьяна Васильевна, учитель-логопед      

Государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение  

школа-интернат   № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга  

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

 

Важная цель современного образования и одна из основных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Исходя из этого, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  

Актуальность темы не случайна. Статистические данные комплексного обследования детей, анализ выступлений на семинарах и конференциях специалистов медицины, педагогики, психологии свидетельствуют о том, что в последние годы по причине нестабильных экономических и экологических условий нашей страны резко увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в развитии, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, у ребенка одновременно нарушаются речь, состояние общей и мелкой моторики, недостаточное развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Это отрицательно влияет на  качество  образования учащихся начальных классов и снижение  уровня  их учебной мотивации.

Зачастую в общеобразовательных школах логопедическое направление коррекционного-развивающего  воздействия  является ведущим.  Для достижения положительных результатов в своей работе мы (логопеды)   активно используем современные здоровьесберегающие педагогические технологии, успешно сочетая традиционные методики обучения с новейшими   нетрадиционными педагогическими технологиями.  

Каждый урок должен быть шагом вперёд для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперёд стимулирует учебную деятельность учащихся.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. В настоящее время меняется подход к современному уроку из-за новых требований времени. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, начиная от его построения, включая подбор содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности. В своей работе мы стараемся чаще использовать инновационную модель урока, применяя на уроках достаточно большой спектр развивающих технологий, учитывая требования, предусмотренные  ФГОС НОО.  

Успешное овладение знаниями в начальных классах   невозможно без интереса детей к учёбе.   Нетрадиционные развивающие  технологии и методы воздействия в деятельности логопеда -  перспективные средства коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии  - эффективные средства коррекции, все чаще применяются в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. В ходе комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффективность их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Анализ литературы показывает, что инновационные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов  оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.

На сегодняшний день методов нетрадиционного развивающего воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под  музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые  являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

 Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений.

Цели: нормализовать мышечный тонус, улучшать психоэмоциональное состояние, повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Аэрофитотерапия может применяться в сочетании с лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией, массажем мышц грудной клетки. При этом повышается влияние летучих биологически активных веществ на организм за счет активации мышечной деятельности и функции дыхательной системы.

Музыкотерапия - бессловесное внушение какого-либо настроения.

Цели: гармонизировать развитие личности человека через развитие способностей, саморазвитие, самопознание; создавать положительный эмоциональный фон реабилитации; стимулировать двигательные функции; развивать и корректировать сенсорные процессы  и сенсорные способности; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; растормаживать речевую функцию. На логопедических занятиях мы используем следующие приёмы музыкотерапии: прослушивание музыкальных произведений;- ритмические движения, динамические паузы под музыку; проведение гимнастики для глаз под музыкальное сопровождение; сочетание музыкотерапиии с работой по развитию мелкой моторики;  пропевание  чистоговорок под музыкальное сопровождение;

Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета.

Цели: нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние.

 Элементы хромотерапии на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения, выполнять работу, используя определенные цвета.  На логопедических занятиях  эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Пластилин», с конструктивной деятельностью.

 Су-ждок терапия - развитие мелкой моторики и пальцевого праксиса с помощью массажёров с целью воздействия на рефлекторные точки организма.

Цели: нормализовать мышечный тонус, развивать мелкую моторику и пальцевый праксис, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

 Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, ниткографией в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота. С помощью массажных шариков, пружинных массажёров, резиновых ковриков, мячей («ёжиков») удобно массировать пальцы рук, ног для благотворного влияния на весь организм. Стимуляция рефлекторных точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп (на специальных резиновых ковриках) и пальцев рук заменяет общий  массаж тела, улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает (в зависимости от способа воздействия) вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, регулирует  питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, снижает нервное и мышечное напряжение, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.

Песочная терапия и водотерапия - это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы.

Цель: коррекция психофизического развития.

С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие мышления, активизация развития устной речи.

В логопедической работе с детьми с нарушениями речи технологии пескотерапии и водотерапии используются на этапах: развития диафрагмального дыхания; регуляции мышечного тонуса; развития артикуляционной  моторики, автоматизации звуков, развития фонематического слуха, развития слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза; развития лексико-грамматического строя речи,  связной  речи.

 Логопедические  игры с песком и водой на занятиях с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом, дыхательной гимнастикой, хоровым и индивидуальным пением (10—15 мин). На одном индивидуальном логопедическом занятии при использовании  песка и воды можно сочетать  работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над  звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.

Часто занятия, на которых применяются элементы водо-, пескотерапии,  мы проводим в Светлой сенсорной комнате.

Светлая сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие. Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти,  мышления), органов чувств,  вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу.

 Инновационные технологии в последнее время стали неотъемлимой частью логопедической работы. Они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей,  оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.

Литература

  1. Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. – М.: ЛОГОМАГ, 2012.
  2. Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Реализация идей «Новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями/ Под. ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010г.
  3. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Методические рекомендации. – М.: Редкая птица, 2017.
  4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. 1001 идея интересного занятия с детьми Авторский сборник методических разработок. Коррекционное образование. Использование образовательных технологий на логопедических занятиях. – М.: Образ-Центр, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

1. Коррекция речевых нарушений в рамках учебного процесса

В презентации рассказывается о речевых нарушениях учащихся  общеобразовательных школ, основных причинах речевых нарушений, этапах коррекции нарушений звукопроизношения. Как учитель может помоь уч...

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений

Описаны методы и приемы здоровьесберегающих технологий и их использование в коррекции речевых нарушений....

РАЗВИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Актуальность темы не случайна. Статистические данные комплексного обследования детей, анализ выступлений на семинарах и конференциях специалистов медицины, педагогики, психологии свидетельствуют о том...

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в да...