Методические рекомендации по развитию устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста
методическая разработка по логопедии

Алексеева Ирина Сергеевна

Данная методическая разработка:

  • представлена в виде методических рекомендаций;
  • содержит описание специфических ошибок по каждому виду дисграфии;
  • предлагает примеры и образцы коррекционных упражнений по определённому виду дисграфии;
  • предназначена учителям начальных классов и родителям обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по развитию устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста Алексеева И.С., учитель-логопед ЦПМСС Красносельского района 2020 год

Слайд 2

Дисграфия ДИСГРАФИЯ - это частичное специфическое и стойкое нарушение процесса письма Симптомы, по которым можно распознать дисграфию , заключаются в специфических ( не связанных с правилами русского языка ) и повторяющихся ошибках на письме.

Слайд 4

Акустическая дисграфия ( дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания ) Специфические ошибки : Рекомендации по их профилактике и коррекции: 1 ) Смешения букв : Звонкие – глухие – « кослик » (козлик), « вазилёк » (василёк); Лабиализованные гласные (о- у) – «звенит рочей »;ё – ю – « клёква », « перелютные птицы»; Заднеязычные ( г,к,х ) – « черёмука », «за голмом »; Сонорные (л-р) – « хородный », « лабота »; Свистящие и шипящие – «коска», « нещёт »; Аффрикаты ч-щ – « стущал », « роча » ч-ц – « сквореч », « чапля » ч- ть – « черчит », « утитель » ц-т - « пцицы » ц-с – « куриса » 2) Неправильное обозначение мягкости согласных на письме – «кон» (конь), « смали » (смяли); работать над дифференциацией смешиваемых звуков; развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать звуковой анализ слов.

Слайд 5

Примеры коррекционных упражнений : Поднять руку на заданный звук. Игра « Мяч бросай, слово называй ». Подобрать слова с заданным звуком. Поднять соответственную букву , если в слове есть данный звук. Работа со слоговыми таблицами : восприятие на слух, отражённое воспроизведение, чтение таблиц последовательно и вразбивку, запись слогов под диктовку. Графический диктант (составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами, в которых есть эти звуки). Поднять соответствующую согласную букву после произнесения слогов. Отобрать картинки (слова) со смешиваемыми звуками, записать слова в разные столбики. Нарисовать предметы , обозначающие диктуемые слова, а в конце занятия, вспомнив, записать эти слова . Выделить нужные буквы . Придумать предложения, в которых есть слова со смешиваемыми звуками. Вставить в слова предложений пропущенные буквы. Назвать слова из прослушанного предложения с заданными звуками. Определить по цифровому ряду , какой по счёту глухой(звонкий) согласный в этих словах.

Слайд 6

Образцы упражнений : Рисунки

Слайд 7

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Специфические ошибки : Рекомендации по их профилактике и коррекции: пропуски букв и слогов – « трва » (трава), «дет» (идет); перестановки букв и слогов – « онко » (окно), « звял » (взял); недописывание букв и слогов – « воробьин » (воробьиный); наращивание слов лишними буквами и слогами – « корабаль » (корабль), « лопапата » (лопата); искажение слова – « алалаш » (лаваш), « пакельки » (капельки); слитное написание слов и их произвольное деление – «рас сказал» (рассказал), « виситнастене » (висит на стене); неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений. работать над развитием звукового и слогового анализа (синтеза); работать над развитием анализа и синтеза предложений; развивать способность концентрировать и сохранять внимание; формировать умение одновременно выполнять несколько видов деятельности (слушать и рисовать).

Слайд 8

Примеры коррекционных упражнений : Формирование анализа и синтеза предложений: Формирование слогового анализа и синтеза: Формирование звукового анализа и синтеза Составить графическую схему данного предложения. Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово), показать цифру. Поднять цифру , соответствующую количеству слов предъявленного предложения. Игра «Улитка», «Змейка» . Отделить слова друг от друга, обозначить границы предложений, записать предложения в тетрадь. Составить предложения по опорным словам, данным вразбивку. Составить предложения с ориентацией на координаты . Детям раздаются таблицы , называются координаты , на месте их пересечения выкладываются фишки , прочитываются слова и составляются предложения . Назвать гласные в слове. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы. Назвать количество слогов в слове и поднять соответствующую цифру . Выделить ударный слог в слове. Составить слово из слогов. Составить новое слово, переставляя слоги. Составить новое слово, отбрасывая слог. Составить новое слово, добавляя слог. Игра «Найди все названия». Дети называют, кто изображён на карточке, читают слова, которые внутри контура, дают обобщающее название и выполняют задания (выписывают односложные, двусложные, трёхсложные слова; распределяют слова в столбики по количеству слогов). Выделить новый звук, предназначенный для изучения на занятии. Перечислить звуки в слове, последовательно называя их, составить звуковую схему фишками. Подсчитать количество звуков в слове. Показать цифрой количество звуков в словах . Сопоставить, сравнить слова по звучанию и начертанию. Вставить пропущенные буквы в слова. Составить слова различной (определённой) звуко -слоговой структуры из букв разрезной азбуки . Выбрать из предложений (текста) слова с определённым количеством звуков. Подобрать слово с определённым количеством звуков. Игра «Найди все названи я». Дети выписывают слова с заданной буквой.

Слайд 9

Образцы упражнений : Работа с цифровым рядом Графический диктант Игра «Улитка», «Змейка» Игра «Найди все названия»

Слайд 10

Аграмматическая дисграфия: Специфические ошибки : Рекомендации по их профилактике и коррекции: неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа – (« деревы », « ручков »), «Саша и Лена собирает цветы»; неправильное употребление прилагательных – « лисячий хвост», « медведевая берлога»; неправильное согласование различных частей речи в словосочетании, предложении – «У Тани красная платья»; неправильное употребление предложно-падежных конструкций – «Собака вылезает с будки»; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – « вкармане », «при летели». обогащение и уточнение словаря, накопление новых слов; активизация различных способов словообразования; формирование структуры предложения; совершенствование грамматического оформления связной речи. Важно : отрабатывая учебный материал, необходимо обучать детей правильно конструировать фразу, строить сложные предложения; на уроках поощряются полные ответы на вопросы.

Слайд 11

Примеры коррекционных упражнений : Игра « Реши пример ». Уточняются знания о составе слова, раздаются карточки, из каждого слова нужно выделить определённую составную часть, если эта часть выделена верно, то получится новое слово. Игра « Родственники ». Детям выдаётся карточка. Первое слово записано жирным шрифтом. Далее записаны родственные слова без пропусков. Нужно отделить слова друг от друга и записать в тетрадь. С заданными словами можно составить предложения. Игра « Переделай ласковые названия на обычные ». Дети читают тексты (предложения) и находят слова в уменьшительно-ласкательной форме, выделяют их и меняют на обычную форму. Записывают составленные предложения (текст) в тетрадь. Игра « Увеличь предложение ». Дети читают текст, обращают внимание на общее количество слов (оно указано в скобках). Предлагается увеличить текст, распространив каждое предложение словами, относящимися к разным частям речи. Каждое предложение должно быть увеличено хотя бы на одно слово.

Слайд 12

Образцы упражнений:

Слайд 13

Оптическая дисграфия Специфические ошибки: Рекомендации по их профилактике и коррекции: Искажённое воспроизведение букв на письме: зеркальное написание букв; недописывание элементов; написание лишних элементов. Смешения графически сходных рукописных букв: б-д – «людит» в-д – «содёнок» т-ш – «котка» п-т – «стасли» х-ж – «вехливый» о-а – «бонт» и-у – «прурода» развивать пространственные представления; развивать зрительное восприятие; развивать оптико-пространственные представления; совершенствовать графо-моторные навыки; обучать навыку самоконтроля; развивать умение концентрировать и сохранять внимание.

Слайд 14

Примеры коррекционных упражнений: предварительное выписывание буквы пальцем в воздухе; вырезание, выкладывание, лепка букв и их элементов; вычёркивание из текстов заданной буквы ; Игра « Узнай букву на ощупь ». Дети отгадывают букву с закрытыми глазами, узнавая на ощупь. на уровне чистописания рекомендуется писать не подряд одну букву, а поочерёдно с известной уже сходной буквой ( с-е-с-е-с-е ) и с обязательным чётким проговариванием ; графические диктанты ; графические схемы .

Слайд 15

Образцы упражнений: Графический диктант Графические схемы

Слайд 16

Особенности в работе с детьми, имеющими нарушения речи: основной принцип – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы; важно, чтобы на каждом занятии было слушание, говорение, чтение и письмо ; особенно эффективны упражнения с использованием различных видов символики, шифровок ; используется чётко организованная система сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом и хлопками ); щадящей формой контроля является графический диктант ; формирование навыка самоконтроля (памятка); важен приём : всё, что пишется, проговаривается вслух в момент написания и так, как оно пишется , с выделением слабых мест; Детям- дисграфикам лучше не предлагать задания на исправление ошибок, а научить обучающихся их не допускать.

Слайд 17

Рекомендации логопеда учителям : закрепляйте на уроках поставленные логопедом звуки, следите за правильным произношением детей-логопатов; давайте упражнения на развитие фонематических процессов; при изучении каждой буквы показывайте чёткую артикуляцию звука (как он произносится); контролируйте посещение детьми с нарушениями речи логопедических занятий.

Слайд 18

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.

Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...

РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...

Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обу...

Рабочая программа групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста

Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности  и структуру речевого дефекта и отражает современн...

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1-4 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста (1-4 классы)...