Нарушение звукопроизношения у младших школьников: причины и перспективы
статья по логопедии

Симакова Елена Андреевна

Как мне кажется, нет необходимости говорить о том, насколько остра  в настоящее время проблема нарушения звукопроизношения не только у детей дошкольного, но и младшего школьного возраста. К сожалению, количество нуждающихся в помощи логопеда год от года не сокращается, а только увеличивается. «Что причиной, кто виной?» - давайте попробуем разобраться вместе. Сразу хочу сказать, что все идеи, которые я сегодня собираюсь озвучить, – это результат моего личного педагогического опыта, ни в коей мере не претендующего на окончательность и завершенность. Предлагаю рассматривать их как частный взгляд человека с 15-летним опытом работы логопедом в начальной школе города С-Петербурга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simakova_lena_doklad.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение звукопроизношения у младших школьников: причины и перспективы

Как мне кажется, нет необходимости говорить о том, насколько остра  в настоящее время проблема нарушения звукопроизношения не только у детей дошкольного, но и младшего школьного возраста. К сожалению, количество нуждающихся в помощи логопеда_ год от года не сокращается, а только увеличивается. «Что причиной, кто виной?»[1] - давайте попробуем разобраться вместе. Сразу хочу сказать, что все идеи, которые я сегодня собираюсь озвучить, – это результат моего личного педагогического опыта, ни в коей мере не претендующего на окончательность и завершенность. Предлагаю рассматривать их как частный взгляд человека с 15-летним опытом работы логопедом в начальной школе города С-Петербурга.

Причины увеличения числа детей, имеющих проблемы звукопроизношения

Всем понятно, что звукопроизношение развивается не просто так, само по себе, а входит в структуру общего речевого развития. Соответственно, чем раньше и активнее ребенок заговорит, тем больше у него шансов нормализовать свое звукопроизношение до школы. Давайте рассмотрим причины, которые могут этому помешать.

На первое место в этом ряду я бы поставила факторы, связанные со здоровьем ребенка, как соматическим, так и психологическим. Ни для кого не секрет, что в последние годы все большее количество детей имеют в этой сфере известные проблемы. Виной тому и плохая экология, и некачественное, а порой даже вредное питание как мамы в период беременности, так и самого ребенка в первые годы жизни, неправильный образ жизни, вредные привычки.

(Прогресс против развития).

Ко второй группе проблем я бы отнесла те факторы, которые появляются в нашей жизни, благодаря прогрессу и развитию технологий.

Пресловутое использование «памперсов» от рождения и до детского сада, а то и до школы в режиме 24/7. Некоторые производители выпускают подгузники, рассчитанные на детей с весом до 30 кг! Это вес второклассника! Согласитесь, что если бы в них не было нужды, вряд ли кто-то стал их выпускать и продавать. О каком психологическом и речевом развитии может идти речь, если ребенок не может контролировать свои естественные потребности?

Что можно сделать? Рекомендовать родителям начать формирование гигиенических навыков как можно раньше, а подгузник использовать только во время сна и прогулки.

Современная одежда и обувь.

Все мы знаем, что речевое развитие идет рука об руку с развитием мелкой моторики. Давайте вспомним одежду и обувь нашего детства: пуговки, крючочки, шнурочки. В 2-3 года ребенок попадает с ясли/детский сад и, хочешь – не хочешь, учится со всем этим справляться. Развивается моторика, развивается речь – и все это происходит в естественном течении жизни маленького человечка. Как одевают современных детей? Одежда и обувь вовсе лишены каких бы то ни было застежек. Максимум – липучка на кроссовках и молния на куртке. Мелкая моторика не актуальна. В первый раз с рубашками на пуговицах многие сталкиваются только придя в школу! Лично каждый год в первые недели сентября после уроков физкультуры наблюдаю очередь первоклассников к учителю: «помогите застегнуть». Шнурки – отдельная тема, некоторые и в 10 лет их завязывать не умеют. Удобство? –  Да. Развитие? –   Увы…

Совет родителям: купите ребенку домашнюю пижаму на пуговицах и спортивные тапочки со шнурками на лето. Пусть дома тренирует пальчики без спешки, в спокойной обстановке.

ГадЖеТы вместо игрушек.

Когда малыш берет в ручку обычную игрушку: куклу, машинку, мячик, –  сразу включается целый сенсорный комплекс. Игрушки отличаются по цвету, размеру, весу, фактуре, температуре, запаху. Кукла пластмассовая, гладкая, холодная. А плюшевый мишка мягкий, теплый, может быть, даже чем-то пахнет. Оловянный солдатик тяжелее своего пластмассового собрата. У машинки крутятся колесики, она может ехать по полу. А по ковру – сложнее. Из кубиков можно построить башенку, а мячик подпрыгивает и катится. Игру с такими игрушками нужно придумать, проиграть и озвучить самому. И пошло развитие фантазии, воображения, и, естественно, речи.

А можно дать ребенку планшет. Даже с «полезными» «развивающими» играми. Только планшет – это всего лишь кусок пластика в руках, зато с очень яркими картинками, вредными для растущего и развивающегося мозга. Не нужна ни фантазия, ни речь, даже двигаться лишний раз не нужно. А мы помним, что именно двигательная активность в раннем возрасте является катализатором развития. А главное, – виртуальный мир затягивает, и через некоторое время не нужны уже ни куклы, ни мишки. Футболу с друзьями во дворе многие предпочтут компьютерные симуляторы.

Что можно сделать? Скажем «Нет!» цифровому кретинизму! Вести широкую пропаганду среди родителей, что гаджеты – это зло и крест на детском развитии. Что дать малышу планшет – это не «Вот какой я молодец, родитель года, ничего-то мне для деточки не жалко!», а «Я – лентяй и эгоист. Мне плевать на здоровье и развитие моего ребенка, зато пока он сидит в своем планшете, я могу проверить свои соцсети, мессенджеры и пролистать ленту в Дзене».

Социальные причины

Еще одна важная группа причин – социальные. С появлением цифровых технологий люди все больше уходят в «виртуал», а количество «живого» общения резко сокращается. Как будет развиваться речь ребенка, если он ее не слышит в принципе_ или слышит, но очень мало? Родители не разговаривают ни с детьми, ни друг с другом. Ведь у каждого в телефоне целый свой мир: инстаграм, вотсапп, фэйсбук и проч. Традиции задушевных разговоров и длинных содержательных писем ушли в прошлое. Слова заменяются смайликами и эмоджи.

Как следствие – и дети общаются между собой мало и непродуктивно, ведь их этому никто не учил. В результате детские игры в песочнице сводятся к выяснению, кто что кому не дал/отобрал. Пришел, схватил, убежал. В лучшем случае – мирное сосуществование, рядом, но не вместе. И мамы на лавочке, вместо того чтобы показывать образцы общения, сидят, уткнувшись носом в свои смартфоны.

А как часто мы ходим в гости друг к другу? Принимаем большие компании у себя? Понятно, что в такой ситуации у ребенка просто нет стимула заговорить. Зачем? Родители его «мычание» и так понимают, а других субъектов, готовых вступить с ним в коммуникацию, по близости не наблюдается. Так зачем же воздух зря сотрясать?

Что можно предложить?

Работа с родителями в ключе «если не ты, то кто же?». Больше живого эмоционального общения. Объяснять молодым мамам, что если молчат они, молчит и ребенок.

Важно! Не коверкать слова! Не взрослый подражает ребенку, а ребенок воспринимает языковые нормы на примере родительской речи.

Культурные причины

Как остроумно заметил Ю. Поляков в одном из своих романов, «каков текст – таков и контекст»[2]. Речь ребенка формируется на основе речевых образцов. А где они? Посмотрите современные мультфильмы. Может ли речь героем считаться эталонной? А продукция студии «Союзмультфильм» почему-то не в тренде ни у родителей, ни у детей, ни у руководителей детских каналов.

То же самое можно сказать о детском кинематографе – его просто нет! А смотреть «Приключения Электроника» и «Морозко» - не круто.

И с детской литературой такая же беда. Носов и Драгунский не актуальны. Сказки Чуковского объявлены детским хоррором, способным только психотравмы провоцировать.  Пушкин – вроде бы все на русском языке написано, а про что – вообще не понятно. Классиков отечественной словесности лихо сбросили «с корабля современности», а на их место никто не пришел. Да и вообще… читать? Фи! Что за нафталин! Еще скажите на динозавров поохотиться!

Что можно предложить родителям?

Рекомендовать минимализировать просмотр современной мультпродукции.

Больше читать детям, обсуждать прочитанное, и не только с точки зрения сюжета, но и с учетом нравственных уроков

Помнить, что классика – она потому и классика, что прошла проверку временем и актуальна всегда. Может меняться внешний антураж, но не суть проблемы. И уж точно язык Пушкина несравним с тем, на котором говорим мы с вами. Так почему не перенять пару-тройку словечек и лексических оборотов?

Таким образом, мы видим круг проблем и причин, замедляющих темпы развития речи вообще и формирования правильного звукопроизношения в частности.

- ослабленное здоровье;

- негативное влияние прогрессивных технологий на формирование личности;

- отсутствие полноценного «живого» общения;

- отсутствие культурного контекста, речевой среды как примера для подражания.

Что мы как специалисты можем сделать?

1. Принять ситуацию. Да. Детей с ослабленным здоровьем много и, скорее всего, в ближайшие годы ситуация не изменится. И мы никак на это повлиять не можем, а потому принимаем такие «правила игры», какие есть. Да. Прогресс остановить невозможно, но можно попытаться найти какой-то баланс между благами цивилизации и развитием ребенка.

2. Вести работу с родителями. Помнить, что по закону об образовании, именно они в конечном итоге ответственны за своих детей. Мы можем только рекомендовать:

- скажи гаджету «нет», а живому общению «да»,

- совместное проведение досуга: чтение книг, просмотр фильмов, посещение театров и музеев, да просто прогулки. Не стоит забывать, что мы живем в одном из прекраснейших городов планеты и глупо не использовать его ресурсы.

3. Не забывать о собственном развитии, стараться быть в контексте культурной жизни, быть примером грамотной литературной речи для своих учеников и их родителей. «Сиять тем ярче, чем чернее вокруг ночь. Быть светом там, где гаснут все другие огни».[3]


[2]

         Ю. Поляков «Козленок в молоке»

[3]

        Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему " Причины нарушения осанки у младших школьников"

Вэтой работе раскрыты причины нарушения осанки у младших школьников и даны рекомендации детям , учителям и родителям , чтобы не допустить на рушения осанки....

ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Причины нарушения письма у младших школьников

В данной статье Вы получите ответ на вопрос: " Почему дисграфические ошибки стали появляться в тетрадках  детей так часто?"...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...

Интерактивные логопедические песенки (распевки), как средство профилактических нарушений звукопроизношения у младших школьников

Данный материал предназначен для учителей начальных классов, принарушении звукопроизношения у младших школьников....

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: В век цифровых коммуникаций особенно стало распространенным применение компьютерных технологий как метода коррекции в преодолении различных речевых нарушений, в том числе и при работе с мла...