Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников
учебно-методический материал по логопедии

Имашева Анжела Владимировна

Презентация "Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников" раскрывает направления, методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по коррекции дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispravlenie_narusheniy_pisma_i_chteniya.ppt266.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Имашева А. В., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Слайд 2

Направления преодоления трудностей при обучении письму и чтению: формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений; активизация и обогащение словарного запаса; развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей; формирование связной речи (подробный, выборочный и краткий пересказ), составление рассказа по серии картинок, по предложенному плану, по началу или концу текста; совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, «дермалексия», моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.); развитие движений пальцев и кистей рук (массаж и самомассаж пальцев, игры с пальчиками, обводка контуров, штриховка, работа с ножницами, пластилином, мозаикой).

Слайд 3

Работа с буквами называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально; выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы; ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов; рисование букв по ассоциации «На что похожа буква?», например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул; «дермалексия» - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе; обведение букв по трафарету; придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

Слайд 4

Работа со слогами придумывание слов, содержащих заданный слогов в определенной позиции (начало, середина, конец слова); составление слоговых схем; составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»); составление слогов из букв разрезной азбуки; изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог). выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук; выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающихся гласным звуком.

Слайд 5

Работа со словами отгадывание ребусов; подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово); деление слов на слоги с выделением ударного слога; подбор слов к звукослоговым схемам; подбор родственных слов к заданному слову. составление слова по начальным звукам других слов («мука, яблоко, чашка» - «мяч»); по последним звукам («рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» - «ананас»); составление цепочки слов, отличающихся одним звуком («зайка - майка - чайка - гайка - сайка - лайка - шайка»); чтение слов в обратном порядке («сон - нос»); составление из двух слов одного («пар и воз - паровоз»); подбор синонимов и антонимов к заданному слову; чтение слов сложной слоговой структуры наоборот («Чехарда»); поиск в тексте заданных слов; чтение только второй половины слов; чтение строчек наоборот по буквам.

Слайд 6

Работа со словосочетаниями подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову; подбор существительных к прилагательным; работа с прилагательными, у которых пропущены окончания. сочетания существительных с глаголами: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» - «съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть, сварить, вымыть» и т.д.); подбор существительного к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»); подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала») ; сочетание существительного с числительным.

Слайд 7

Работа с предложением составление предложений по схемам; выделение границ предложений в тексте; соединение разорванных частей предложений («Падает липкий. Снег громко лает.  Шарик». – «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»); составление предложений с заданным количеством слов; быстрое многократное произнесение предложений; чтение текста через слово; восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв; чтение строчек с прикрытой верхней половиной.

Слайд 8

Работа с текстом чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками; составление двух текстов из набора предложений; составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам; работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения; сочинение сказок, рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

Консультация для родителей: "Нарушение письма и чтения у младших школьников"

Материал для консультации родителей (родительского собрания), чьи дети зачислены на логопункт при общеобразовательной школе, на тему:«Нарушение письма и чтения у младших школьников»...

Профилактика нарушений письма и чтения у младших школьников с ОВЗ.

За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание...

Преодоление трудностей в формировании навыков письма и чтения у младших школьников

Презентация к мастер-классу для родителей и специалистов....

«Нарушение письма и чтения у младших школьников»

Дать родителям первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их   устранения....

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....