Профилактика нарушений письма и чтения у младших школьников с ОВЗ.
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Вихрова Арина Петровна

За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание учиться, а подчас за этим стоят более серьезные явления: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Согласно исследованиям, проведенным в последнее время, у

10-15 % учеников младших классов выявляют дисграфию.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. .[2,459с]

Дисграфию можно разделить на несколько видов. Одним из них является акустическая дисграфия – замена букв, представляющих акустически сходные звуки. Причинами данного вида дисграфии являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи и нарушения произношения. Однако последняя причина далеко не всегда является таковой. Среди типичных ошибок, допускаемых при данном виде дисграфии, можно выделить следующие:

·                   Замена звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «утюк» вместо «утюг»);

·                   Замена мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»);

·                   Разнообразные замены в группа свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков («сапка» вместо «шапка», «зук» вместо «жук»);

·                   Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуков («глачи» вместо «грачи», «ледиска» вместо «редиска»);

·                   Орфографические ошибки  - парные согласные, смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака.

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами:

1.                Затруднение в анализе речевого потока;

2.                Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.

Типичные ошибки, допускаемые учениками младших классов:

·                   Пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);

·                   Вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»);

·                   Перестановка букв («вебра» вместо «верба»);

·                   Пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);

·                   Вставка лишних слогов («гололова»);

·                   Перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);

·                   Слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);

·                   Разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Для того, чтобы сформировать у ребенка приемы звукового анализа и синтеза необходимо научить его различать гласные и согласные; определять твердость-мягкость согласных; последовательно называть звуки в слоге; составлять схему слога; делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность; выделять гласные; определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.

Кроме того, ребенку необходимо будет последовательно называть звуки в слове, определять, каким по счету стоит заданный звук; составлять схему слова; узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов; образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков и слогов (например, «рот - крот», «пол - полка»). Так же полезным упражнением будет образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук или слог (дом – сом, сок – песок - носок), а так же выполнение письменных заданий  - вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».

Среди упражнений для преодоления замены букв можно рекомендовать следующие: писать под диктовку по три слога (ша – са – ша), (ми – мы - ми); определить, каким по счету стоит звук в слове, затем написать слово и проверить (с-5, ш – 3, пушистый). Так же школьнику полезен будет графический диктант: составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами, в которых есть эти звуки. Еще можно записать слова в два столбика под буквой С или Ш либо выбрать или придумать и записать слова  с буквой С, а затем с буквой Ш. кроме того, можно выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука; вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу…та, ко…ка, …умка).

Еще одним видом дисграфии является оптическая дисграфия – это замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание. Для данного вида характерно, что ребенок не видит различия в начертании оптически сходных  букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Наиболее часто искажаются буквы, состоящие из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте это  г,  п, т, р;  и, ш ; ц,  щ ; б, в, д, у, з;  так же искажаются буквы, которые отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ); разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д), а так же те буквы, в которых кроме одинаковых, есть дополнительные элементы  (и, ц; ш, щ).

Среди наиболее типичных ошибок, допускаемых учениками младших классов, можно перечислить:

—    Недописывание  элементов букв;

—    Добавление лишних элементов;

—    Написание вместо нужного элемента относительно  сходного с ним;

—    Неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу;

—    Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.

Для того чтобы преодолеть ошибки, допускаемые при написании сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: сравнить картинки и найти отличия; предложить «зашумлённые» рисунки – найти птиц среди ветвей; сделать выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию   букв; называть   написанные   рядом   сходные  по начертанию   буквы   (печатные  и  рукописные), узнавать недописанные буквы и буквы, наложенные друг на друга, конструировать буквы из элементов, находить неправильные буквы. Кроме того, можно предложить ребенку задания по «переделыванию» букв, т.е. сделать из одной другую; осуществлять письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы; расшифровывать слова, находит ошибки. В качестве примеров, можно привести следующие упражнения:

1.     Расшифруй и запиши слова. 

1 = б   ! = д     по!1оро!ок,  1лю!о, 1у!ильник,  !о1ро!ушный.

2 = п   3 =  т    2арЗа,  2лоЗник,  2оЗо2,  2лоЗ.

|| - п   ||| - т     ||ор|||ной   ||ос|||авил   за||ла|||ку    на    ||аль|||о.

2.     Исправь ошибки,  найди правильное слово.

бубина  дудина будина бидуна дубина дубна

3.     Найди и исправь ошибки

Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.

Помимо акустической и оптической дисграфии существует еще и аграмматическая. Это задержка речевого развития, бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.

Среди типичных ошибок у младших школьников можно назвать следующие:

—    Слитное написание слов в предложении;

—    Пропуски, замены или  слитное написание предлогов;

—    Ошибки согласования  в роде, числе и падеже;

—    Неправильное построение предложения;

—    Трудности при подборе проверочного слова.

Основными направлениями работы с ребенком являются:

1.                Уточнение и обогащение словаря: подбор синонимов и антонимов; подбор глаголов и прилагательных к существительному; образование прилагательного от существительного; образование глаголов с различными приставками.

2.                Словообразование и  словоизменение: согласование различных частей речи в роде, числе и падеже; добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному; вставить пропущенное слово или предлог в предложение; найти общую часть в однокоренных словах; вписать приставку, окончание, изменить  часть слова (приставку, суффикс, окончание); исправить ошибки.

3.                Формирование структуры предложения: составление графической схемы предложения; изменение порядка слов в предложении; изменить одно слово в предложении; дополнить предложение словами; увеличивать предложение по одному слову; считать слова в предложении; назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении; сокращать предложение по одному слову; составлять из слов предложение.

Для того чтобы сформировать у ребенка орфографическую зоркость необходимо использовать следующие приемы:

—    Прочитай «орфографически и орфоэпически». Найди «опасные» буквы.

—    Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори «орфографически».

—    Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни, почему надо писать именно эту букву.

—    Проверять от конца к началу предложения.

—    Подчеркивать дугами слоги и чертой согласный без гласного (ка-пу-с-та).

—    Найти правильное слово среди неправильных.

—    Сравнить предложения  (с ошибками и без ошибок). Найти ошибки.

—    Найти ошибки самостоятельно.

—    Списать, выделяя «опасные» буквы.

—    Списать, пропуская «опасные» буквы.

Подводя итоги можно отметить, что проблема возникновения различных видов дисграфии у младших школьников  на сегодняшний день является очень актуальной. Этому способствуют различные особенности развития ребенка, а так же многочисленные внешние факторы. Задача педагога – помочь ребенку преодолеть сложности в освоении родного языка. Применение различного рода упражнений будет способствовать полноценному развитию школьника и раскрытию его потенциала.

Литература:

1.Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -  2002. – 680с.

2. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ.- 2002.- 240с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx482.36 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений для преодоления  дисграфии у младших школьников

Тема занятия

Содержание работы

                            /. Подготовительный этап работы      

1

Развитие слухового и зрительного внимания   и   восприятия

Цель: развитие слухового и зрительного внимания, восприятие, развитие памяти и логического мышления.

1.Распределите слова в 3 столбика. В первый слова,в которых 1 гласный звук, во второй слова,в которых 2 гласных звука, в третий -слова, в которых 3 гласных звука.

Пень, слова, картон, зима, вздор, сад, вымпел, молоко, картофель, пшено, ананас, умница, игла, яма, дом, куст, пчела, птица.

2

Звуки

Цель: Дифференциация гласных звуков.

  1.   Вставьте пропущенные гласные  в слоги и слова:

  «а» или «я»        «О» или «Ё»                    «у» или «ю»                      «ы» или «и»

1)  м…..                    б…                           к….                                     ш…

     к….                      р…                           т….                                      г….

     н…                       д…                           в…                                      д…

     т…                        л….                          ц..                                       ф…

 

2) м…т                 в…л                                    к..ст                                           к…т

   м…л                 в…л                                   пь…т                                        б..л

   м..  л                 м…л                                   бь..ют                                       б..л

   в….л                 г….л                                   д…л                                        заб..л

   б….л                 п..дм…л                              ст..к                                         н..ть

   вз…л                зав..л                                  пл..н..л                                     н..ть


3

Гласные и согласные звуки

Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков.

1.Составить из данных слогов слова:

та, во, ро  -………          ты,  бе, ге -…….         Ве, ка, шал -     ……….

лод, хо-………….          Ту, ар, тро-…….        Ле,ви, чок,со -    ………

мо, гра, та- ………         би, рать,за-…….        Пи,кра,ва-……………

чик, бор,за-………         до,про,во,вод-……     лен,дарь,ка-………….

2. Запишите слова, обозначающие название картинок в 3 столбика:

В 1 столбик слова, в которых 1 слог, во второй слова, в которых  2 слога, и в 3 столбик, слова, состоящие из 3 слогов.

                 

                                                

//. Основной этап работы

4

Дифференциация гласных А — Я

Цель: Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.

  1. Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных.

ШЛ_ПА        Л_ПК_                        Т_ПКА               Т_ЖЕСТЬ

К_МЕНЬ        М_ТА                        Т_ЩИТ        К_ША

Т_ НЕТ                КР_ СИТЬ        ГЛ_ 3                СТ_ РЫЙ

2.Работа с шаблонами элементов письменных букв.(А-Я)

(приложение №2)

5

Дифференциация гласных У — Ю

Цель: Дифференциация гласных букв У — Ю словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие логического мышления.

1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю

        Кат…ша кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… .

  1. Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у].

Я увидел в зоопарке ...                Папа купил...

В пруду плавает…                 По траве ползёт…

6

Дифференциация гласных 0 — Ё

Цель: Дифференциация гласных букв 0 — Ё в словах.

  1. Пройди по дорожкам — составь и запиши слова (следи за стрелками). Сравни пары получившихся слов по звучанию, написанию и значению.

7

Дифференциация гласных Ы — И

Цель: Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях.

1.Вставьте пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их.

        р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л…

2.Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы]

В январе ударили сильные...     В цирке выступают ...

Папа принес...                        Мы засолили на зиму ...

                       

3. Работа с шаблонами элементов письменных букв.

(приложение №2)

                                                            

8

Мягкий знак

Цель: Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.

  1. Отгадайте кроссворд, спишите слова и укажите и них место и роль мягкого знака.

I. Снежная буря (вьюга).

2. Домики для пчел (ульи).

3. Мама, папа, я — ... (семья).

4 Животное, которое имеет восемь ног (осьминог).

  1. Ягоды, сваренные с сахаром (варенье).

2. Назови картинки. Определи место и роль мягкого знака в каждом слове. Распредели слова на три группы и запиши их под каждой схемой.

9

Звуки Б — Б', П — П'

Цель: Дифференциация звуков в слогах, словах,  словосочетаниях,  предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1.«Подружи» буквы П — Б со словами.

_удка              _о__елка                хло__ок              та_очки

зу_ы                _робко                   за_ор               _о_лавок

2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Приблудный

Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

10

Звуки В — В', Ф — Ф'

Цель: Дифференциация звуков в  словах,  предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия.

1.Вставьте в слова пропущенные буквы.(на карточках)

а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.

б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.

в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает

2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу. …аря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка.

11

Звуки Г — Г',К — К'

Цель: Дифференциация звуков в словах,   предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1.Соедини слова с буквами Г — К так, чтобы получилась пары слов. Запиши слова парами, сравни слова по произношению, написанию и значению.

КОРА    ГОЛОС    КОЛОС   КАЛЬКА  КРОТ  ГОРА            ГАЛЬКА    ГОД    КУБКИ    ГОЛ ГРОТ   КОЛ   КОРА           КУСТЫ   ГУБКИ   ГУСТЫ

2.Выпишите слова с буквами г , к.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

3.Работа с шаблонами элементов письменных букв.

(приложение №2)

12

Звуки Д — Д'

Цель: Дифференциация звуков в словах.

1.Составьте из слов цепочку так, чтобы в каждом

последующем слове было на одну букву меньше, чем в предыдущем.

Слова (записана на карточках):  

дочки, удочки, дудочки, очки, почки, ночки, кружочки.

Какие слова лишние? Почему?

2.Образуйте слова при помощи суффиксов -ОК-, -ИК-, -ЧИК-, -ЁК-. Образец: завод - заводик.

ДРУГ-...                       ДУБ-...                                  ДОМ-...

ДЕНЬ-...                          ЛЁД-...                                 ХОЛОД-...

13

Звуки Д — Д',Т — Т'

Цель: Дифференциация звуков в  словах,  предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия.

1.Закончите слова, добавив слог да или та

бе…                        …бун                горо…             приро…

коф…                …та                воро…              порося…

во…                        …кой                боро…              свобо…

ва…                        …ры                гуся…              добро…

ро…                        …ют                утя…                       полно…

2.Рассмотри элементы букв и обведи только те, которые подходят для букв Д — Т.

14

Звуки Д — Д',Т — Т'

Цель: Дифференциация звуков в словах,   предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1.Прочитай текст, заменяя символы буквами Д — Т. Запиши текст и укажи наличие звуков.

2.Собери половинки фруктов и запиши слова.

15

Звуки З — З',С — С'

Цель: Дифференциация звуков в  словах,  предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия.

 1.Прочитай слоги, которые записаны в каплях дождя, и запиши их в два столбика.

2.Вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.

16

Звуки Ж-Ш

Цель: Дифференциация звуков в словах,   предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1.Мише нравится звук Ш, а Жене — Ж. Помоги ребятам поделить картинки: проведи цветные линии от картинок к каждому ребенку. Запиши названия картинок и выдели
буквы Ж и Ш.

2.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках.

Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.

17

Лабиализованые гласные. Звуки О-У

Цель: Учить дифференцировать звуки в слогах и в словах; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и кооординацию движений.

1.Запиши рядом каждым предметом ту букву, на которую он похож. Придумай по2 слова на каждую букву.

                             

18

Лабиализованые гласные. Звуки Ё-Ю

Цель: Дифференциация звуков в словах,   предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1.Записать под диктовку слоги:

        Ёт-ют                        мё-мю

        Юм-ём                             тю-тё

        Юн-ён                        тю-тё

        Лё-лю                        ёс-юс

2.Записать слова в 2 столбик . В первый слова, в которых есть звук « ё», во второй- слова с «ю»

Ёлка, южный, юла, ёжик, юбка, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, бельё, приют, уютный, юный, ружьё, съёжился, съёмный.

3. Составить предложения используя словосочетания из разных столбиков.

А)        На землю                        летит самолёт

Над землёй                        приземлился самолёт

Б)        Всё поле                        затянуло льдом

        Всю речку                        замело снегом

В)        Всё море                         покрыто синей гладью

        Всю дорогу                        он пел песню

Г)        Всю сметану                съел котик

           Всё молоко                выпила Юля

4 Работа с шаблонами элементов письменных букв.

(приложение №2)

19

Звуки Р — Р',Л — Л'

Цель: Дифференциация звуков в словах,   предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1.Заполните клетки кроссворда, тогда вы узнаете, что приготовила мама на десерт.

  1. Часть окна. (Рама)
  2. Выпуклая часть стены дома, там, где хозяйки развешивают белье. (Балкон)
  3. Он бывает воздушным. (Шарик)
  4. Плывут по небу, разные по форме и размеру. (Облака)
  5. Плоды дуба. (Желуди)
  6. Бытовой прибор. (Телевизор)
  7. Небесное светило, видное очень хорошо ночью. (Луна)
  8. Детеныш лисы. (Лисенок)
  9. Детеныш коровы и быка. (Теленок) Слово по вертикали: мороженое.

2.Прочитай предложения. Найди и исправь ошибки. Запиши предложения верно. Выдели буквы Р — Л.

Лошадка причёсывает русого мальчика.

Малыши веселят грустного клоуна.

Больной ставит градусник доктору.

Много карасей, лещей и окуней поймали удачливого рыбака.

Всадник скачет за лошадью через барьер.

III Заключительный этап

20

Развитие связной речи

1.Прочитай рассказ.

                                         Волчонок

Жили мать-волчица и волчонок. Ушла волчица на охоту. А волчонка поймал человек. Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, он и вылез. А навстречу ему кот. Волчонок назад побежал. А мешок как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его кот не тронет. Потом ушёл, а дверь закрыл неплотно.

Вылез волчонок из коробки тихонечко. Подошёл и открыл дверь. Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.

2.Письменно ответь на вопросы по прочитанному рассказу. Отметь в словах буквы Ч — Ш.

Кто жил в лесу?        

Куда ушла волчица?        

Что случилось с волчонком?        

Что сделал человек?        

Кого волчонок встретил в доме?        

Кто помог волчонку?        

Что произошло потом?        

Что он сделал?        

Куда побежал волчонок?        

     Чем закончилась эта история?__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Нарушение письма и чтения у младших школьников"

Материал для консультации родителей (родительского собрания), чьи дети зачислены на логопункт при общеобразовательной школе, на тему:«Нарушение письма и чтения у младших школьников»...

Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения у младших школьников

Статья посвящена влиянию  некомпенсированного общего недоразвития речи на формирование навыков письма и чтения у младших школьников. Рассматриваются причины, ведущие к трудностям овладения письмо...

Преодоление трудностей в формировании навыков письма и чтения у младших школьников

Презентация к мастер-классу для родителей и специалистов....

Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников

Презентация "Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников" раскрывает направления, методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по коррекции дисграфии и дисле...

«Нарушение письма и чтения у младших школьников»

Дать родителям первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их   устранения....

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....