Статья на тему "Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
статья по логопедии (1 класс)

Незнамова Анастасия Георгиевна

Данная коррекционная программа направлена на решение актуальной проблемы, так как у старших дошкольников с дизартрией имеются нарушения звукопроизношения. Наиболее трудным, требующим более длительного времени этапом, является этап введения звуков в речь. Нами было принято решение заниматься коррекцией звукопроизношения на индивидуальных логопедических занятиях

Цель – это доказать эффективность применения индивудуальных логопедических занятий в коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.

Задачи:

1) Создать положительную установку на взаимодействие с логопедом;

2) Развивать артикуляционный и дыхательный аппарат;

3) Развивать моторную сферу;

4) Автоматизировать звуки [С], [Ш], [Л], [Р];

5) Дифференцировать звуки [С] – [Ш] и [Л] – [Р].

При составлении коррекционной работы нами были приняты во внимание показатели, установленные в ходе констатирующего эксперимента. Опираясь на эти данные, мы учитывали необходимость проведения с дошкольниками этапов постановки, автоматизации или дифференциации нарушенных звуков. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей нарушено произношения соноров [Л] и [Р], свистящего звука [C] и шипящего звука [Ш]. У детей присутствуют замены, искажения или отсутствие указанных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Данная коррекционная программа направлена на решение актуальной проблемы, так как у старших дошкольников с дизартрией имеются нарушения звукопроизношения. Наиболее трудным, требующим более длительного времени этапом, является этап введения звуков в речь. Нами было принято решение заниматься коррекцией звукопроизношения на индивидуальных логопедических занятиях

Цель – это доказать эффективность применения индивудуальных логопедических занятий в коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.

Задачи:

1) Создать положительную установку на взаимодействие с логопедом;

2) Развивать артикуляционный и дыхательный аппарат;

3) Развивать моторную сферу;

4) Автоматизировать звуки [С], [Ш], [Л], [Р];

5) Дифференцировать звуки [С] – [Ш] и [Л] – [Р].

При составлении коррекционной работы нами были приняты во внимание показатели, установленные в ходе констатирующего эксперимента. Опираясь на эти данные, мы учитывали необходимость проведения с дошкольниками этапов постановки, автоматизации или дифференциации нарушенных звуков. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей нарушено произношения соноров [Л] и [Р], свистящего звука [C] и шипящего звука [Ш]. У детей присутствуют замены, искажения или отсутствие указанных звуков.

Вся последующая работа была направлена на дифференциацию и автоматизацию выявленных в ходе обследования детей звуков. Основные условия реализации логопедических занятий: на каждом этапе необходимо формирование у детей всех уровней языка: фонетического, лексического, грамматического. Особое внимание следует уделить развитию у детей речевого дыхания, что важно осуществлять уже с первых занятий, согласовывая работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Отбираются упражнения, предъявление которых должно осуществляться с постепенным усложнением. Определяя подбор игр и упражнений был принят во внимание характер первичного нарушения в развитии, а также вытекающие из него вторичные отклонения в целях обеспечения удовлетворения особых образовательных потребностей ребёнка.

Наша логопедическая работа включала в себя следующие этапы:

1) подготовительный этап;

2) автоматизация полученного звука в речи;

3) дифференциация смешиваемых звуков.

Каждый реализуемый этап включал решение следующих задач:

1) Подготовительный этап:

 развитие общей моторики;

 развитие пальчиковой моторики;

 развитие артикуляционной моторики;

 развитие мимической моторики;

 развитие речевого дыхания;

 формирование интонационной выразительности речи;

 развитие фонематического слуха, фонематических представлений;

 развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Подготовительный этап содержал 5 занятий, целью данных занятий было подготовить органы артикуляции к основному этапу работы (к автоматизации и дифференциации звуков). Предлагаем конспект занятия на данном этапе (Приложение 1).

2) Автоматизация полученного звука в речи:

 развитие артикуляционной моторики;

 формирование интонационной выразительности речи;

 работа над поставленным звуком;

 звук в словах, стихах, скороговорках, чистоговорках;

 звук в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

На данном этапе провели 5 занятий. Конспекты занятий представлены в приложении (Приложение 2).

3) Дифференциация смешиваемых звуков:

 уточнение артикуляции каждого звука;

 уточнение акустических характеристик смешиваемых звуков;

 дифференциация звуков.

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Для подобной работы используются специальные упражнения, которые описаны в научной литературе (О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва, Е. Ф. Архипова и др.). Такая работа ведётся совместно с работой, по улучшению психологического контакта между обучающимся и учителем логопедом. Во время такой работы вполне обосновано применять механическую помощь при формировании артикуляционных укладов и дальнейшей постановке звуков. Одна из главных задач, это возникновение между логопедом и ребёнком открытых, доверительных отношений. Для установления контакта и создания благоприятного психологического настроя использовались сказки о весёлом язычке, также с этой целью использовалась логопедическая игрушка «пчёлка Жужа», которая подготавливала обучающихся к основному этапу логопедической работы.

Нормализация речевого дыхания. Для достижения у обучающихся нормализации речевого дыхания предлагались упражнения на развитие воздушной струи, упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.

Автоматизация и дифференциация проблемных звуков. На этапах автоматизации и дифференциации звуков нами реализовывался комплексный метод. Это обоснованно тем, что параллельно с учениками проводилась работа по формированию слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики и просодики. Закрепление поставленного звука соединяли с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

При составлении последовательности логопедической работы по коррекции нарушенного звукопроизношения у детей мы опирались на:

1) онтогенетическую последовательность;

2) особенности формирования фонологических противопоставлений у детей с нарушениями речи.

 Между изучением близких звуков мы включали звуки, которые отличаются от пары оппозиционных звуков. Мы знали, что все дети достаточное количество времени посещают логопункт, хорошо знают традиционные артикуляционные упражнения и выполняют их без ошибок, поэтому сразу начали подключение рук к выполнению этих упражнений.

При обучении детей выполнению артикуляционной гимнастики с элементами ручной модели артикуляции работа строилась дифференцированно с учетом специфики речевого нарушения и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Предоставляем конспект индивидуальных логопедических занятий (Приложение 3).

При проведении индивидуальных занятий внимательно следили за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными. Если у ребёнка наблюдалось перенапряжение, мы проводили расслабляющий массаж (самомассаж, пальчиковая гимнастика, поглаживания).

Добивались синхронности и точности действий речевых органов и кистей рук. Для привлечения внимания и развития интереса детей мы использовали перчатки, на которых были приклеены «глазки». Перед включением руки в работу, мы повторяли артикуляционную гимнастику по традиционной методике. Затем педагог сопровождал артикуляционную гимнастику движениями руки в перчатке, рука ребёнка в работу не вовлекалась. Следующий шаг  одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей, в нашем случае правой, руки ребенка. И только после этого ребёнок выполнял артикуляционную гимнастику с элементами ручной модели артикуляции самостоятельно. Ежедневно каждый ребенок выполнял упражнения по нашему заданию.

Для постановки звуков мы использовали классические приемы постановки: по подражанию, механическим, смешанным способами. Время и способы постановки звуков выбирались индивидуально. В некоторых случаях достаточно было только «уточнить» отрабатываемый звук. Перед постановкой, детям не сообщался звук, который у него должен получиться и это для него оказывалось сюрпризом. Далее мы закрепляли звук, выполняя задания: повтори (закрепление артикуляционного образа буквы); повтори ещё раз и послушай (закрепление акустического образа звука); посмотри в зеркало и повтори (закрепление зрительного образа 41 звука). После этого мы предлагали ребёнку ручную модель артикуляции звука. При постановке свистящих звуков мы брали за основу артикуляционную позу «Горочка». При постановке шипящих  артикуляционную позу «Чашечка». При постановке сонорных звуков [л], [л’] мы брали за основу артикуляционную позу «Иголочка», [р], [р’] - моторчик (дрожащая иголочка).

Мы использовали следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: для снижения эффекта коартикуляции звуков работу начали с автоматизации в обратных слогах, затем в слогах разной структуры, где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем автоматизировали в предложениях, насыщенным контрольным звуком.

В лексическом материале мы исключали звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, был семантически доступен ребенку. Автоматизация звука проходила вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию за логопедом, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.). Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например, 2 слога (са    ша, ас    аш, ста    шта, тса    тша и т. п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т. д.

Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предмета, используемого для стимуляции, применяют массажеры, например, иппликатор Кузнецова, массажные щетки, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью и т. п.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в эфферентные и эфферентные основы речи. Поэтому, опираясь на рекомендации Е.Ф.Архиповой по преодолению стертой дизартрии у детей через использование иппликатора Кузнецова, мы разработали индивидуальные занятия.

Таким образом, в течение формирующего эксперимента была проведена целенаправленная коррекционная работа. Систематизированное использование предложенных упражнений и занятий на данном этапе способствует развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы

Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...

«РЕЧЕВИЧОК» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения

laquo;Речевичок» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

Конспекты занятий по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии

Представляю конспекты занятий с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие выразительности речи детей через театрализованную игру.  Театрализованная игра может стать эффективным средст...