Активизация познавательных интересов у младших школьников на логопедических занятиях
статья по логопедии (2, 3 класс)

Морозова Елена Александровна

Предлагаются виды упражнений по коррекции письменной речи при изучении лексических тем "Ягоды", "Грибы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Активизация познавательных интересов у младших школьников на логопедических занятиях

                             

                                         

                                          Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП

                                                                      Пушкинского района Санкт – Петербурга,

                                                                      ГБОУ школа № 403

                                                                      Морозова Елена Александровна

Работа по лексическим темам «Ягоды», «Грибы» позволяет учителю-логопеду решать ряд задач.                                                                                                                                             Развивающие:                                                                                                                                     -  Развивать мышление, память, внимание, познавательные интересы                                                   -  Формировать мотивацию к изучению родной природы                                                              -  Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемый материал                                    Коррекционные:                                                                                                                              - Расширять словарный запас                                                                                                         - Развивать навык языкового анализа слов                                                                                        - Работать над предупреждением ошибок на письме, коррекцией дисграфии         Воспитательные:                                                                                                                                        - Воспитывать бережное отношение к природе

Предлагаю упражнения, которые можно использовать при реализации поставленных задач. Они могут быть использованы на любом этапе коррекционной работы.

Лексическая тема «Ягоды»

1. Сообщение темы (слоговой анализ и синтез слов)                                                                              - Запишите ударный слог: змея, дышит, погода. Составьте слово из слогов, запишите тему.                                                                                                                                                     

2. Упражнение «Шифровальщик» (количественный анализ слов)                                                    а) - Послушайте названия ягод, запишите цифрой количество букв в слове (с опорой на цифровую линейку): брусника, голубика, ежевика, земляника, клюква, костяника, малина, морошка, черника.                                                                                                                             б) Проверка (на доске картинки с изображением ягод)                                                                             

3. Звуковой и слоговой анализ слов

  1. Какую ягоду я загадала? (устно или письменно)                                                                                               - В этом слове нет мягких согласных (морошка)                                                                                       - В этом слове больше мягких согласных (земляника)                                                                       - В этом слове звуков больше, чем букв (ежевика)                                                                               - В этом слове 1 слог ударный (клюква)                                                                                              - В этом слове 4 слога (голубика, костяника)                                                                                       - Что можно сказать о других словах (брусника, малина, черника)?

2) - Соберите ягоды в корзинки (по количеству слогов).                                                                           - Вспомните названия ягод. Расскажите, какие они (по памяти; с опорой на картинку).

4. Криптограмма по теме «Ягоды»

(Криптограмма распечатывается на каждого ученика. В тексте загадок можно пропустить буквы на определённые правила; при проверке учащиеся объясняют выбор орфограммы. Загадки можно использовать для списывания, письма по памяти, письма под диктовку)

 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.

Листики- с глянцем,                                Ягодки- с румянцем,

А сами кусточки-

Не выше кочки.

Я красна, я кисла,                                                                                                             На болоте я росла,                                                                                                   Дозревала под снежком,                                                                                                            Ну-ка, кто со мной знаком?

13

14

11

15

7

3

8

1

8

4

13

8

12

1

б

р

у

с

н

и

к

а

к

л

ю

к

в

а

Вставь одну и ту же гласную в  название

 Л_ПЧ_ТК_    C:\Users\Максим Свиридов\Desktop\МО 2021\Портфолио июнь 21\1280px-Scheinerdbeere_(Potentilla_indica)-2.jpg                                    

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

   Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

4

1

10

16

1

17

8

1

2

1

4

3

7

1

л

а

п

ч

а

т

к

а

м

а

л

и

н

а

В далёком неведомом лесу

В неизвестном углу

Сидят женщины

В жёлтых платках.

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван…

2

6

14

6

9

8

1

5

18

5

12

3

8

1

м

о

р

о

ш

к

а

е

ж

е

в

и

к

а

Замените цифры буквами. Расшифруйте  русскую пословицу.

10

6

9

5

4

10

6

2

1

4

3

7

11

П

о

ш

е

л

п

о

м

а

л

и

н

у,

н

а

ш

е

л

к

р

а

п

и

в

у

.

5. Это интересно

- Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Лапч…тка  индийская (традиционные уст…ревшие названия — …ндийская земл…ника, или ложная з…мляника) -  вид тр…вянистых растений, внешне нап…минающих лист…ями и ложными пл…дами землянику.

Лексическая тема «Грибы»

1. Сообщение темы (слоговой анализ и синтез слов)                                                                       а) - Обозначь буквой последний согласный в слове: стог, командир, сугроб.                               б) - Какую гласную надо вставить, чтобы получилось слово?                                                             в) - Измени слово так, чтобы в нём стало 2 слога.

2. Упражнение «Шифровальщик» (количественный анализ слов)                                                    а) - Послушайте названия грибов, запишите цифрой количество букв в слове (с опорой на цифровую линейку): боровик, мухомор, лисички, опята, подберёзовик, подосиновик, сыроежки.                                                                                                                                           б) Проверка (на доске картинки с изображением грибов)                                                                             

3. Звуковой и слоговой анализ слов

1) - Какой гриб я загадала? (устно или письменно)                                                                                               - В этом слове нет мягких согласных (мухомор)                                                                                       - В этом слове все согласные мягкие (лисички)

- В этом слове звуков больше, чем букв (сыроежки)                                                                               - В этом слове есть слог  из 1 буквы (опята)              

- В этом слове есть приставка (подберёзовик, подосиновик)                                                                                       - Что можно сказать о других словах (боровик)?

2) - Соберите грибы в корзинки (по количеству слогов).                                                                           - Вспомните названия грибов. Какой гриб лишний, почему? Подумайте, почему грибы получили такие названия? Расскажите, какие они (по памяти; с опорой на картинку).

4. Работа над словоизменением

- Выделенные слова поставь во множественное число, запиши пословицы и поговорки о грибах.

  • Ягода любят день, гриб - ночь и тень.
  • Весна красна цветок, а осень – гриб.
  • Где дуб, там и гриб.
  • Тихий дождь без ветра – к гриб.
  • Вечером дождь – утром гриб жди.

5. Это интересно                                                                                                                                  

  • Иногда грибы называют третьим царством природы, потому что они  занимают особое место между растениями и животными.
  •  Грибы - древнейшие обитатели Земли, они даже старше динозавров.
  •  Более 300 миллионов лет назад на планете произрастали очень высокие экземпляры грибов (около 10 метров). 
  • Наука о грибах и их целебных свойствах называется фунготерапия. Это медицинское направление зародилось в древнем Китае.
  • Самые ядовитые грибы – бледная поганка и пантерный мухомор. 
  • Грибы едят дикие животные (белки, лисы, кабаны, лоси). Они могут лечиться ими и заготавливать на зиму. Например, белке из 45 видов употребляемых грибов больше всего нравятся маслята и подосиновики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»

Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие  мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...

Активизация познавательной деятельности у младших школьников.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...

Активизация познавательной деятельности современного младшего школьника

    В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключает...

«Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

В данной статье предлагается большое количество систематизированных упражнений направленных на формирование у младших школьников навыков учебной деятельности и правильного распределения времени, плани...

Речемыслительная деятельность и ее активизация у младших школьников на логопедических занятиях

Основной задачей коррекционно–педагогической работы с детьми является развитие связной речи, которая является высшей формой речемыслительной деятельности.По мнению О.С. Ушаковой, связная речь, в...

Методы активизации речемыслительной деятельности у младших школьников на логопедических занятиях

Практика логопедической работы показывает, что одним из главных условий успешного овладения чтением и письмом является  способность размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием...

Основные методы активизации познавательной деятельности у младших школьников.

В данной статье отражены основные методы, которые я использую в работе для активизации познавательной деятельности у учеников начальных классов....