Конспект логопедического занятия по устранению артикуляторно – акустической дисграфии во 2 классе.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

журавлева мария анатольевна

Конспект логопедического занятия  по устранению артикуляторно – акустической  дисграфии во   2 классе.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Конспект логопедического занятия  по устранению

артикуляторно – акустической  дисграфии во 2 классе.      

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [в] и [ф] в словах.

Цель:  дифференциация звуков [в] и [ф] в словах.

Задачи

Образовательные:  

- добиваться четкого, правильного произношения звуков [ в] и [ф] в ответах на вопросы, во фразовой речи;

- формировать умение слышать и различать звуки  в] и [ф] изолированно, в слогах, словах, в предложениях, во фразовой речи;

- научить правилу правописания звонких и глухих согласных в конце и в середине слова;  - расширить словарный запас;

- формировать различительную чувствительность учащихся на звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, твердые и мягкие.

Коррекционные:

- развивать фонематический анализ и синтез;

- развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений;

- развивать силу и длительность речевого выдоха;

- развивать двигательные навыки;

- развивать зрительную и двигательную память.

Воспитательные:

- развитие самостоятельности, аккуратности4;

- развитие чувства общности, умение действовать сообща при выполнении движений.

Оборудование:

- индивидуальные зеркала;

- картинки: сова, софа, варежки, фартук;

- конверты с буквами В, Ф;

- цифровой ряд;

- индивидуальные карточки;

- цветные карандаши;

- набор букв.

                                        План логопедического занятия

І. Организационный момент (1 мин)

ІІ. Упражнения для выработки речевого дыхания (3 мин)

ІІІ. Повторение пройденного материала  (3 мин)

ІV. Новая тема (15 мин)

V. Физкультурная пауза (3 мин)

VІ. Закрепление новой темы (12 мин)

VІ. Задание на дом (1 мин)

VІІІ. Итог занятия (1 мин)

ІX. Организованное окончание занятия (1 мин)

                                                         Ход занятия

Этапы работы

                               Содержание

Предполагаемые ответы детей

І.

Организационный момент

ІІ.

Упражнения для выработки речевого

дыхания

А сейчас, ребята, мы выполним с вами ряд упражнений для выработки речевого дыхания.

1. «Одуванчики»

Представьте, что у вас в руках одуванчики, глубоко вдохнем и вздуем все пушинки, которые там находятся (3 раза).

2. «Понюхай надушенный платочек»

Глубоко вдыхаем и проговариваем на выдохе: «Хорошо», второй раз на выдохе «Очень хорошо», и в третий раз на выдохе «Очень хорошо пахнет» (3 раза).

3. Произнесение звуков [ з] и [с] с помощью средств речедвигательной ритмики.

ІІІ.

Повторение ранее пройденного материала

На доске написаны буквы

О, у, в, и, ы, э.

Из ряда букв выберите только гласные, назовите их.

Почему эти звуки называются гласными?

Какая буква лишняя?

Почему?

А как мы произносим согласные звуки?

А какие звуки мы научились различать на прошлом уроке?

Охарактеризуйте эти звуки [ з] и [с].

Скажите, что общее между этими звуками, а в чем различие.

О. у, и, ы, э

При произнесении этих звуков выдыхаемая воздушная струя не встречает преграду.

Буква в

Она согласная.

При произнесении согласных звуков выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.

Звуки С, З.

Общее: согласные, место преграды.

Различие: звук З -звонкий согласный, произносим с голосом, горлышко дрожит; звук С – глухой согласный, горлышко молчит.

ІV.

Новая тема

Беседа по картинкам.

На доске картинки: варежки, фартук

1.Вычленение указанных согласных из слов в начальной позиции.

Что нарисовано на картинках?

Произнесите слово варежки так, чтобы ясно слышался первый звук

Произнесите его отдельно в -  в-  в

Скажите, создают ли губы, зубы или язык преграду для выдыхаемого воздуха при произнесении звука В ?

Что образует преграду?

Если выдыхаемая воздушная струя встречает преграду звук В гласный или согласный?

Произнесите слово фартук так, чтобы ясно слышался первый звук.

Произнесите его ф – ф – ф

Скажите, создают ли губы, зубы или язык преграду для выдыхаемого воздуха при произнесении звука ф ?

Что образует преграду?

Если выдыхаемая воздушная струя встречает преграду звук ф гласный или согласный?

Что образует преграду?

Если выдыхаемая воздушная струя встречает преграду звук ф гласный или согласный?

Одинаково ли положение губ, зуб при произнесении этих звуков?

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука в: в – в – в

С голосом или без голоса произносится звук в?

Звук в звонкий  или глухой согласный?

А теперь произнесите звук ф и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука ф

С голосом или без голоса произносится звук ф?

Звук в звонкий  или глухой согласный?

Скажите, что общее между этими звуками, а в чем различие?

2.Соотнесение звуков с буквами.

У детей на партах буквы Ф, В.

Какой буквой обозначаем звук В при  письме. Покажите эту букву.

Как называется буква?

Какой буквой обозначаем звук Ф при  письме. Покажите эту букву.

Как называется буква?

А сегодня мы на уроке научимся различать звуки  в, ф

3.Проговаривание слоговых таблиц.

Прослушайте слоги и повторите в той же последовательности.

фа – ва – фа

ва – фа – ва

фу – ву – фу

ву – фу – ву

во – фо – фо

фи – ви – фи

фо – во – фо

4. Сравнение пары слов по звучанию, по смыслу и по написанию.

На доске картинки: сова, софа.

Кто нарисован на первой картинке?

Что нарисовано на второй картинке?

Прослушайте слова СОВА – СОФА.

Эти слова похожие?

Это очень похожие слова, но это разные слова. Давайте это проверим.

Какой первый звук в слове СОВА?

Какой первый звук в слове СОФА?

Давайте проверим другие звуки одинаковые или разные?

Какой второй звук в слове СОВА? и т. д.

(На доске логопед записывает последовательно буквы )

                В

        СО       А

               Ф

Какими звуками различаются эти слова?

Слова СОВА _ СОФА похожие по смыслу?

Сова – это кто?

Софа – это что?

Обратите внимание:

Изменился только один звук, а изменилось все слово. Вот как необходимо уметь различать парные согласные. От этого может измениться значение всего слова.

Открыли тетради, запишите число, тему.

На доске предложения:

Мы видели в лесу …

Мама купила новую …

Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова. Выполняем самостоятельно в тетрадях.

Проверка задания.

5. Дифференциация звуков в, ф в словах (устно).

Карточки с буквами В, Ф разложены на партах учащихся.

Я буду называть слова, а вы, если услышите в слове звук В, поднимите букву В, а если звук Ф, букву Ф

      Ворона, фиалки, флейта, повар, фокус, паровоз, проводка, свитер, посевы, туфельки.

6. Словарный диктант. (Слова записываются в две колонки по наличию в них букв в, ф).

Запишите слова в две колонки. В первую колонку слова со звуком В, во вторую со звуком Ф.

            Фары, фрукты, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, клюква, фея, фабрика, фасоль.

Проверка задания.

7. Работа с цифровым рядом: определение место данного звука в словах.

Цифровой ряд разложен на партах учащихся.

Определите место звука В в словах с опорой на цифровой ряд. Услышав слово, передвигайте фишку от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки, оставьте фишку под цифрой обозначающий звук В, говоря «Звук в в слове пятый»

В – соловушка, водовоз, водопровод, фарфоровый.

Ф – нефть, профессия, фуфайка, туфли, цифра.

8. Работа по карточкам.

Логопед раздает индивидуальные карточки.

А сейчас работа по карточкам.

Списать слова, вставляя пропущенные буквы в, ф и подчеркнуть буквы в, ф разными карандашами.

Проверка выполнения.

Создают

Нижняя губа образует щель с верхними зубами, в которую идет выдыхаемая струя воздуха.

Одинаково

Дрожит

С голосом

Звук в звонкий согласный

Не дрожит

Без голоса

Глухой согласный

Общее: согласные звуки, место преграды

Различие: звук в – звонкий согласный, произносим с голосом, горлышко дрожит;

Звук ф – глухой согласный, произносим без голоса, горлышко молчит.

Буква вэ

Буква эф

Сова

Софа

Очень похожие слова

Звук С

Звук С

В, Ф

НЕ похожие.

Сова – это птица.

Софа – это мебель.

Это низкий широкий диван.

V.

Физкультурная пауза

Произнесение звуков В, Ф с помощью средств речедвигательной ритмики.

VІ.

Закрепление новой темы

1. Работа по карточкам. Логопед раздает карточки.

Измените слово так, чтобы после согласных В, Ф появился гласный.

Проверка выполнения.

2. А теперь поиграем.

Игра: «Слово рассыпалось»

На доске буквы:

ТЫКФУР            ДОВОЗВО

Из букв ТЫКФУР составьте слово, начинающиеся с буквы ф, а из букв ДОВОЗВО слово начинающиеся

с буквы в.

3. Работа по карточкам.

Логопед раздает индивидуальные карточки.

Допишите недостающую букву. В скобках напишите проверочное слово.

Как проверить на письме парные согласные в конце слова?

Проверка задания.

4. Задания, направленные на развитие избирательности слухового восприятия.

Предлагается пять заданий.

Все задания начинаются одинаково:

«Прослушайте слово …»

Запишите цифры  1.

                               2.

                               3.

                               4.

                               5.

Прослушав слово, выберите только гласный звук и обозначьте его соответствующей буквой – запишите под цифрой 1; под цифрой 2 – только ударный гласный звук; под цифрой 3 – только согласные звуки, под цифрой 4 – только твердый согласный, под цифрой 5 – только мягкий согласный звук.

Спрогнозируйте, на сколько баллов вы выполнили данные задания.

Задание 1.

Прослушайте слово. Выберите только гласный звук и обозначьте его соответствующей буквой.

флаг, фабрика, вата

Задание 2.

Обозначьте буквами только ударный гласный.

кофта, фокус, ивы

Задание 3.

Обозначьте буквами только согласные буквы.

туфли, фонарь, сливы

Задание 4.

Обозначьте буквой только твердый согласный звук.

фильм, ваза, вафли

Задание 5.

Обозначьте буквой только  мягкий согласный звук.

фигура, буфет, весна

Взаимопроверка с доски по образцу:

1. а, а – и – а, а – а

2.о, о, и

3. т – ф – л, ф – н – р, с – л –в

4. м, в – з, в – ф

5. ф, ф, в

Для этого следует изменить слово так, чтобы после согласного был гласный звук.

Задание на дом

Учащимся раздаются кроссворды.

Разгадайте кроссворд.

Обязательное условие: подобрать для кроссворда только те слова, в названиях которых есть звуки В, Ф.

VІІІ.

Итог занятия

Какие звуки сегодня мы научились различать?

Скажите, что между этими звуками общее, а в чем различие?

Все работали хорошо…

Звуки В, Ф

ІX.

Организованное окончание занятия.

Урок окончен. Можете идти на перемену.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР) " Домашние животные"

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР)Тема «Домашние животные».Составление предложений и словосочетаний.Цель: развитие связной речи через составлени...

Учитель-логопед Торбочкина Е.Е. Конспект логопедического занятия " Буквы А - Я " 2 класс.

Конспект логопедического занятия  "Буквы  А - Я" ( 2 класс) является одним из уроков в системе работе над дисграфий, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза....

Конспект логопедического занятия для учеников 2-3 класса с нарушениями письменной речи, обусловленных недостаточностью фонематического распознавания

Предлагается конспект логопедического занятия для учителей-логопедов, работающих с учащимися 2-3 класов с ФФН....

Конспект логопедического занятия с детьми 2-3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Конспект логопедического занятия по теме дифференциация звуков А-Я, для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), 2-3 классы...