Конспект занятия "Расширение и актуализация словарного запаса у обучающихся с системным недоразвитием речи".
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Виноградова Людмила Викторовна

Конспект занятия по расширению  и актуализации словарного запаса у обучающихся с СНР имеющих УО по теме: "Человек. Части тела"

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ

«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ  10»ИМЕНИ В.Г. ГОРДЕНЧУКА

Конспект

открытого  логопедического занятия:

«Расширение и актуализация словарного запаса у обучающихся СНР по теме:

Человек.  Части тела".

                                                                                          Автор – составитель:

                                                                                                Виноградова Л.В.

                                                                                                    логопед ОСПС

                                                                                    Дата проведения: 25.04.2018

                                                                                         

             

                                     

                                     

                                       Санкт–Петербург

                                                              2018

Количество реабилитантов в группе: 4 человека.

Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков.

Место проведения занятия: учебный кабинет.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: Закреплять знания, умения и навыки  по теме: «Человек. Части тела».

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять знания о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела.
  • Закреплять умения и навыки:

- составления сложных  предложений с союзом  «чтобы».

- в подборе слов - действий к предметам.

- в подборе слов – антонимов.

  • Способствовать развитию умений понимать фразеологические обороты.

  1. Коррекционно-развивающие:
  • Активизация словаря  по лексической теме.
  • Развитие коммуникативной функции речи.
  • Развитие общей моторики.
  • Развитие внимания, памяти, элементов словесно-логического мышления.

  1. Воспитательные:
  • Воспитание культуры речи.
  • Воспитание  умения слушать и слышать педагога и товарищей.
  • Воспитание аккуратности, чистоплотности, культуры гигиенических навыков, заботливого отношения к собственному телу.

Оборудование и наглядный материал:

  • Технические средства обучения: компьютер, телевизор.
  •  Демонстрационный материал: презентация, картинки с изображением людей и частей тела, туалетные принадлежности.

Предварительная работа с группой:

  • Работа с контурной схемой человека.
  • Рассматривание альбома «Я и моё тело».
  • Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
  • Работа с фразеологизмами.

Продолжительность занятия: 30 минут

                             Список литературы:

1. Кузнецова Е.В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий (текст) / Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова. М.: ТЦ Сфера, 204. – 96 с.

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей (текст) / О.И. Крупенчук.- СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2003. –– 208 с.

3.Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 (текст) / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «Гном и Д»,2007. – 48 с.

 4. Чуковский К. И. «Мойдодыр»… (текст) / К.И. Чуковский. – Москва: «Самовар», 1999. - 128 с.

                                                       Ход занятия.

Вводная часть.

Логопед:

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас гости. Давайте мы с вами постараемся показать нашим  гостям, чему мы с вами научились на предыдущих занятиях. Будем стараться говорить четко, правильно,громко, что бы всем было понятно.

Я загадаю вам загадку, попробуйте догадаться о ком она.

На земле он всех сильней.                                                                                           Потому что всех умней.     (Обучающиеся – человек).                                                           - А вместе мы -  люди.

   Логопед вызывает к доске двух обучающихся.

- На земле живёт  много людей. Давайте посмотрим на Яну и Андрея и  попробуем их сравнить. Одинаковый у них рост?(Нет). Андрей выше, а Яна (ниже). Одинаковый у них цвет волос?(Нет).У Андрея - тёмный, а у Яны -(светлый).Яна – женщина, а Андрей – (мужчина).Похожи они друг на друга? (Нет).                                    Все люди разные, есть люди  пожилые, молодые, есть мужчины, женщины, дети. У всех нас разный цвет глаз, волос, кто-то выше, кто-то ниже. Но раз мы все такие разные,  почему же нас всех называют одним словом – человек? Что у нас общего, чем мы похожи? Об этом мы поговорим на сегодняшнем нашем занятии.    

Тема нашего занятия: «Человек. Части тела».                                                      Слайд 1

                                               Основная часть.

Логопед:

Логопед вызывает одного из обучающихся к доске.

-  Давайте посмотрим на Валю. И назовём, из чего состоит тело человека?

(Голова, туловище, шея, руки, ноги, грудь, спина).

Природа так распорядилась, что всё,  что она нам дала,  выполняет какую-то функцию, для чего – то нам нужно. Давайте порассуждаем, а поможет нам в этом  - (голова). Зачем нам нужна голова? (Голова, чтобы думать).

Задание №1

Доска разделена пополам. На одной половине  доски картинка с изображением человека сообразительного, находчивого, а на другой,  человека рассеянного,  забывчивого.

Логопед:

- Я буду произносить  выражения, которые мы часто употребляем в своей речи, а вы подумайте, о каком  человеке они нам говорят, о сообразительном, находчивом, или человеке невнимательном,  рассеянном,  забывчивом.

Логопед произносит  выражение, предъявляет картинку. Обучающийся, у которого есть ответ,  выходит к доске и определяет картинку на нужную половину доски.

  • Голова  не варит
  • Светлая голова
  • Голова садовая
  • Пустая голова
  • На голову выше

Логопед:

-  На голове у нас расположены органы чувств.  Органы, с помощью которых мы познаём окружающий мир.                                                                                                                                     - Что помогает нам увидеть окружающий мир? (Глаза).  – Глаза – орган зрения.  

                                                                                                                                   Слайд 2

- Что поможет нам услышать пение птиц? (Уши). – Уши – орган слуха.          Слайд 3

- Что поможет нам почувствовать, как хорошо пахнут весенние цветы? (Нос). – Нос – орган обоняния.                                                                                                 Слайд 4

- Что поможет нам почувствовать вкус мороженого? (Язык).  – Язык – орган вкуса.              

                                                                                                                                    Слайд 5

Логопед:

- Какая часть тела человека самая большая? (Туловище).    При помощи чего голова соединяется с туловищем? (Шеи).                                                                                             – Для чего нам нужна шея? (Чтобы поворачивать голову).                                                                                              Сверху на туловище у человека  расположены  верхние конечности. Что мы называем верхними конечностями? (Руки).                                                       Слайд 6       – Зачем нам руки? Что мы можем делать руками?                                                                    

  • Руками мы можем рисовать.
  • Руками мы можем держать ложку.
  • Руками мы можем играть в мяч.
  • Руками мы можем одеваться…                                                                        Слайд  7

- Давайте послушаем известные  выражения о руках и подумаем,  что они означают?

  • Работать не покладая рук.  (Работать старательно).
  • Сидеть, сложа руки. (Бездельничать).
  • Руки не доходят. (Никак не взяться за дело).
  • Нечист на руку. (Самовольно берёт что-то).
  • Рукой подать. ( Находится близко).
  • На скорую руку.  (Сделать что-то торопливо. Наскоро).

 Логопед:

– Снизу на туловище у нас расположены нижние конечности. Что мы называем нижними конечностями? (Ноги).                                                                    Слайд 8                                                                                                 - Зачем нам нужны ноги?

  • Ноги нужны,  чтобы ходить.
  • Ноги нужны,  чтобы бегать.
  • Ноги нужны,  чтобы прыгать…                                                                    Слайд 9

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?                                                                                                      Ну, тогда все дружно встали.

Поднимает руки класс – это раз.

Покрутилась голова – это два.

Руки вниз – вперёд смотри – это три.

Руки в стороны, пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять.

А на шесть в ладоши хлопнуть.

А на семь – ногою топнуть.

А на восемь – потянуться.

А на девять – улыбнуться.

Что ж заряд хороший есть!

Можно нам теперь присесть.

Логопед:

- На протяжении всей жизни человеку необходимо ухаживать за своим телом, следить за его чистотой.

- Послушайте, что может произойти, если человек не следит за чистотой своего тела.

Логопед показывает на экране отрывок из произведения  К.И. Чуковского «Мойдодыр».  

- О ком это стихотворение. (О грязнуле).

- Послушайте, что о себе расскажет сам мальчик:

Рано утром вышел я,

Во дворе были друзья.

Подошёл к ним поиграть,

Они стали убегать.

А играть со мной не стали,

И мешочек мне отдали.

И сказали, что в мешке,

Вещи нужные все мне.                                                                                                          

– Почему ребята убежали и не стали дружить с мальчиком?  Потому что он был грязным, не умытым….

- Человек должен быть чистым, опрятным. С таким человеком всегда приятно общаться. Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки, причёсываться, чистить зубы…).

Задание 2     Игра:  «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и  опрятным».

На столе у логопеда лежит мешок,  в нём:  мыло, расчёска, зубная щётка, мочалка, шампунь, полотенце, носовой платок, зеркало.

Логопед:

- Давайте посмотрим, что лежит в мешочке, который отдали неряхе  ребята. Вы,  по очереди, выходите к моему столу, достаёте из мешка любой предмет, выставляете его на стол и составляете с ним предложение.

Например: Расчёска нужна человеку, чтобы расчёсывать волосы.

Задание 3  Игра:  «Чем я с другом поделюсь?»

Логопед:

- Ребята, посмотрите на вещи, которые лежат у меня на столе и скажите, какие предметы должны быть только индивидуальными и  ими  нельзя  поделиться с другом?                                                                                                                              Например: Нельзя поделиться с другом носовым платком.

 Задание 4      Игра: «Наоборот».  

Логопед:                                                                                                                                              - Я прочитаю вам рассказ, а вы послушайте, и добавьте в него слова, которые я буду пропускать.

В одном городе жили два человека. И были они совсем друг на друга не похожи. Один был высокого роста, а другой – наоборот низкого; один был добрый, а другой наоборот (злой); один был смелый, другой (трусливый); один трудолюбивый, а другой (ленивый); одного звали Хороший, другого (Плохой); Однажды они встретились и подружились. И Плохому очень захотелось стать похожим на Хорошего. Тогда он решил измениться. Был злой, а стал (добрый); был трусливый, а стал (смелый); был ленивый, стал (трудолюбивый). Вот только вырасти ему не удалось.                                                                                                            -  Давайте вспомним, о каких хороших человеческих качествах мы узнали из рассказа.                                                                                       

 Заключительная часть.

Логопед:

- Вот и подошло к концу наше занятие.                                                                                             - О ком мы сегодня с вами говорили? (О человеке).Что у всех нас есть общее? (Части тела). Что нам нужно делать, чтобы содержать наше тело в чистоте? (Умываться, чистить зубы, причёсываться...).                    

   Индивидуальная оценка работы обучающихся. 

 - Хочу вам напомнить: бережно относитесь к себе и своему телу. Берегите своё здоровье, будьте внимательны, добры и  заботливы друг к другу, к своим родным и  близким.

                                                                                                                                                  -  В заключении послушайте стихотворение:

    Человек бывает разный: средний, маленький, большой,                                                          И не так - то просто сразу разобраться, кто – какой,                                                Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки...                                                 Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри.

    Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста.                                                      Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.                                                        Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри –                                    Очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".

Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом &l...

Основные направления логопедической работы с обучающимися, имеющими системное недоразвитие речи

Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности считали необучаемыми. Однако, при своевременном и систематическом проведении корре...

Инновационные технологии, используемые на логопедических занятиях с обучающимися с системным недоразвитием речи

Логопедические занятия с использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов деятельности в практике работы...

Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)

В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...

Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).

Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...

Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи

Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...