Дифференциация твердых и мягких согласных у учащихся 3 классов
статья по логопедии (3 класс)

Косенкова Зинаида Константиновна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 

Класс: 3 класс                               

Учитель- логопед: Подорожняя Зинаида Константиновна

Логопедическая тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.

Лексическая тема: Путешествие в лабораторию.

Тип урока: интегрированный

Цель: закрепить умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки, умение соотносить согласные звуки с буквами.

Задачи:

Образовательные: упражнять в  умении определять твёрдость и мягкость согласного звука в слове, в предложении; обозначать твёрдость и мягкость согласного  перед гласными на письме.

Коррекционные:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Развитие звуко- буквенного анализа и синтеза.
  3. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.
  4. Развитие зрительного внимания и памяти.
  5. Развитие координация движений.
  6. Расширение и активизация словаря детей по теме: «Путешествие в лабораторию».
  7. Формирование диафрагмального дыхания.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры речевого общения, самоконтроля.

Оборудование: конверты- колбочки с заданиями, буквы (лаборатория), карточки с заданиями,  карандаши зелёный и синий, массажный мяч, мыльные пузыри, «следы» и «ладошки» для звукового анализа, камешки для звукового анализа, игра «СлогоБУМ».

Мультимедийное обеспечение: презентация, аудиозапись.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте! Сегодня мы оправимся в путешествие к профессору Звукознайкину.  А куда именно мы узнаем, когда из разбросанных букв соберёте слово. (Слайд 1.)

- Что такое лаборатория?

 

- Ребята, мы с вами будем проводить исследования и закрепим уже полученные знания.

Здороваются.

Собирают слово из букв: лаборатория.

 

 

- Лаборатория – это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов, исследований и экспериментов.

Садятся.

2.  Определение темы и целей урока.

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Здравствуйте профессор Звук… Ой, а где профессор?

 Знайка: Здравствуйте, я Знайка, помощник профессора. А вы знаете, профессору пришлось срочно уехать в научный институт за какой-то там мыльной основой. И он оставил меня и просил передать вам задания. (Даёт логопеду конверт- колбу с заданием1).

Логопед: Определите в названии картинок первый звук. Выберите лишнюю картинку в верхнем ряду, а затем – в нижнем ряду. Почему? (Слайд 2.)

Картинки: - флаг, нос, лист, лук

                   - зонт, меч, кит, люк

 

 

 

 

 

Логопед: Ребята, как вы считаете, какую тему мы будем изучать в лаборатории?

 

Логопед: Правильно.  Вспомним, когда мы произносим согласные звуки твёрдо, а когда мягко? (Слайд 3.)

 

Логопед: Какие звуки всегда твёрдые? Какие звуки всегда мягкие?

  1. Развитие фонематического слуха. Развитие зрительного внимания и памяти.

Знайка: Молодцы! Вот вам следующее задание 2.

- Поиграем в игру «Перевёртыши».

- Я вам кидаю мяч, говорю слово, в котором первый согласный твердый, а вы мне возвращаете мяч и изменяйте слово так, чтобы первый согласный стал мягким.

- Слова: Нос-нёс, был-бил, лук-люк, вол-вёл, ров-рёв, рад-ряд, воз-вёз, мышка- мишка.

Знайка: Повторим пары слов. Записать первые три пары слов по памяти и обозначить те согласные, которые отличаются по твердости- мягкости. (Слайд 4.)

(Слайд 5 пустой)

Знайка: Оцените себя, как вы справились с заданием.

  1. Развитие звуко- буквенного анализа и синтеза.

Знайка: Держите следующее задание 3.

Логопед: Соединить схемы и картинки. Записать названия картинок под соответствующей схемой. (Слайд 6.)

Схемы: скскс, сзксса, сксса, ссзкс, кззк, зксзксса

Слова: халат, стёкла, банка, шприц, очки, перчатка.

Логопед: Проверим задание. (Слайд 7.)

Логопед: Оцените себя.

  1. Физкультминутка.

Логопед: Немного отдохнём. (Слайд 8.)

Знайка: Пока вы выполняли задание, я сделал мыльную основу под мыльные пузыри. Возьмите каждый по баночке, сейчас будем надувать пузыри.

Логопед: Ребята, давайте покажем Знайке как надувать мыльные пузыри. Вдыхаем носиком, выдыхаем ртом, щеки не надувать.

Дуем вверх, чтобы не попасть друг другу в лицо. Молодцы!

Логопед: Ребята, а сейчас вам нужно каждому пройти звуковую схему слова по следам и ладошкам.

Слова: физика, химик, институт, вирус.

  1. Работа с предложением.

Знайка: Молодцы! Держите следующее задание 4. (Слайд 9.)

Знайка: Вставь в предложения пропущенные слова. Запиши два предложения из красного и синего облачков.

Бабушка_______ на диване.

У Маши __________ кот.

На ёлке растёт __________.

Ребята принесли на урок физкультуры___________.

Слова: ш_шка, ж_л, лыж_, леж_т.

Знайка: Проверим задание. (Слайд 10.)

Оцените себя.

  1. Развитие звукового анализа и синтеза слова.

Знайка: Профессор Звукознайкин приготовил для вас интересную игру.

Игра: «СлоБУМ». Кто проигрывает, выбирает любую картинку и составляет камешками звуковую схему название картинки.

Картинки: перчатка, микроскоп, колба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В верхнем ряду лишняя картинка лист, потому что в этом слове первый звук [л’] согласный мягкий, в остальных словах согласные твёрдые. В нижнем ряду лишняя картинка зонт, потому что в этом слове первый звук [з] согласный твердый, в остальных словах согласные мягкие.

- Сегодня мы будем упражняться различать твёрдые и мягкие согласные.

 

- Мягкость согласного обозначается гласными II ряда: Я,Е,Ё,Ю,И.

- Твёрдость согласного обозначается гласными: А,О,У,Э,Ы.

- Всегда твердые согласные – ц, ж, ш. Всегда мягкие согласные– й, ч, щ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют.

 

Дети читают слова.

Записывают слова на листах. Подчеркивают первые буквы, обозначающие мягкие или твёрдые согласные звуки.

Оценивают смайликом.

 

 

                                

 

 

Записывают слова под соответствующей схемой.

 

 

 

 

 

Проверяют задание.

 

Оценивают смайликом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют.

 

 

 

Каждый проходит звуковую схему слова.

 

 

 

 

Выполняют задание письменно на листах.

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют задание.

Оценивают.

 

 

 

 

Садятся в круг, играют.

3.  Подведение итогов.

Логопед: К сожалению, профессор задерживается в научном институте. Но он для вас отправил голосовое сообщение. Давайте послушаем. (Слайд 10.)

Звукознайкин: «Здравствуйте, дорогие ребята. К сожалению, я задерживаюсь в научном институте. Но для вас отправил бандероль с сюрпризом. Удачи вам и успехов!»

Логопед: Но прежде чем посмотреть что он вам отправил, подведём итоги нашего путешествия.

Какие звуки мы с вами сегодня закрепляли?

Каким цветом обозначаются мягкие и твёрдые согласные?

Что нового узнали на занятии?

Что понравилось больше всего?

Знайка: Посмотрим, какой сюрприз вас ждёт. Открывайте коробку.

Ребята, пришло время прощаться, я очень рад был видеть вас в лаборатории и надеюсь вам очень понравилось. Спасибо вам!

Логопед: До свидания!

 

 

 

 

 

Слушают сообщение.

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

Открывают бандероль, достают сюрпризы.

 

 

 

 

- Спасибо! До свидания!

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Мягкость согласного обозначается гласными второго ряда Я Е Ё Ю И Твёрдость согласного обозначается гласными первого ряда А О У Ы Э

Слайд 4

н о с - б ы л – л у к – в о л – р о в – р а д – в о з - м ы шк а - н ё с б и л л ю к в ё л р ё в р я д в ё з м и шк а

Слайд 6

халат стёкла банка шприц очки перчатка

Слайд 8

и и и и



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского района

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Класс: 3 класс                               

Учитель- логопед: Подорожняя Зинаида Константиновна

Логопедическая тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.

Лексическая тема: Путешествие в лабораторию.

Тип урока: интегрированный

Цель: закрепить умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки, умение соотносить согласные звуки с буквами. 

Задачи:

Образовательные: упражнять в  умении определять твёрдость и мягкость согласного звука в слове, в предложении; обозначать твёрдость и мягкость согласного  перед гласными на письме.

Коррекционные:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Развитие звуко- буквенного анализа и синтеза.
  3. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.
  4. Развитие зрительного внимания и памяти.
  5. Развитие координация движений.
  6. Расширение и активизация словаря детей по теме: «Путешествие в лабораторию».
  7. Формирование диафрагмального дыхания.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры речевого общения, самоконтроля.

Оборудование: конверты- колбочки с заданиями, буквы (лаборатория), карточки с заданиями,  карандаши зелёный и синий, массажный мяч, мыльные пузыри, «следы» и «ладошки» для звукового анализа, камешки для звукового анализа, игра «СлогоБУМ».

Мультимедийное обеспечение: презентация, аудиозапись.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте! Сегодня мы оправимся в путешествие к профессору Звукознайкину.  А куда именно мы узнаем, когда из разбросанных букв соберёте слово. (Слайд 1.)

- Что такое лаборатория?

- Ребята, мы с вами будем проводить исследования и закрепим уже полученные знания.

Здороваются.

Собирают слово из букв: лаборатория.

- Лаборатория – это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов, исследований и экспериментов.

Садятся.

2.  Определение темы и целей урока. 

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Здравствуйте профессор Звук… Ой, а где профессор?

 Знайка: Здравствуйте, я Знайка, помощник профессора. А вы знаете, профессору пришлось срочно уехать в научный институт за какой-то там мыльной основой. И он оставил меня и просил передать вам задания. (Даёт логопеду конверт- колбу с заданием1).

Логопед: Определите в названии картинок первый звук. Выберите лишнюю картинку в верхнем ряду, а затем – в нижнем ряду. Почему? (Слайд 2.)

Картинки: - флаг, нос, лист, лук

                   - зонт, меч, кит, люк

Логопед: Ребята, как вы считаете, какую тему мы будем изучать в лаборатории?

Логопед: Правильно.  Вспомним, когда мы произносим согласные звуки твёрдо, а когда мягко? (Слайд 3.)

Логопед: Какие звуки всегда твёрдые? Какие звуки всегда мягкие?

  1. Развитие фонематического слуха. Развитие зрительного внимания и памяти.

Знайка: Молодцы! Вот вам следующее задание 2.

- Поиграем в игру «Перевёртыши».

- Я вам кидаю мяч, говорю слово, в котором первый согласный твердый, а вы мне возвращаете мяч и изменяйте слово так, чтобы первый согласный стал мягким.

- Слова: Нос-нёс, был-бил, лук-люк, вол-вёл, ров-рёв, рад-ряд, воз-вёз, мышка- мишка.

Знайка: Повторим пары слов. Записать первые три пары слов по памяти и обозначить те согласные, которые отличаются по твердости- мягкости. (Слайд 4.)

(Слайд 5 пустой)

Знайка: Оцените себя, как вы справились с заданием.

  1. Развитие звуко- буквенного анализа и синтеза.

Знайка: Держите следующее задание 3.

Логопед: Соединить схемы и картинки. Записать названия картинок под соответствующей схемой. (Слайд 6.)

Схемы: скскс, сзксса, сксса, ссзкс, кззк, зксзксса

Слова: халат, стёкла, банка, шприц, очки, перчатка.

Логопед: Проверим задание. (Слайд 7.)

Логопед: Оцените себя.

  1. Физкультминутка.

Логопед: Немного отдохнём. (Слайд 8.)

Знайка: Пока вы выполняли задание, я сделал мыльную основу под мыльные пузыри. Возьмите каждый по баночке, сейчас будем надувать пузыри.

Логопед: Ребята, давайте покажем Знайке как надувать мыльные пузыри. Вдыхаем носиком, выдыхаем ртом, щеки не надувать.

Дуем вверх, чтобы не попасть друг другу в лицо. Молодцы!

Логопед: Ребята, а сейчас вам нужно каждому пройти звуковую схему слова по следам и ладошкам.

Слова: физика, химик, институт, вирус.

  1. Работа с предложением.

Знайка: Молодцы! Держите следующее задание 4. (Слайд 9.)

Знайка: Вставь в предложения пропущенные слова. Запиши два предложения из красного и синего облачков.

Бабушка_______ на диване.

У Маши __________ кот.

На ёлке растёт __________.

Ребята принесли на урок физкультуры___________.

Слова: ш_шка, ж_л, лыж_, леж_т.

Знайка: Проверим задание. (Слайд 10.)

Оцените себя.

  1. Развитие звукового анализа и синтеза слова.

Знайка: Профессор Звукознайкин приготовил для вас интересную игру.

Игра: «СлоБУМ». Кто проигрывает, выбирает любую картинку и составляет камешками звуковую схему название картинки.

Картинки: перчатка, микроскоп, колба.

- В верхнем ряду лишняя картинка лист, потому что в этом слове первый звук [л’] согласный мягкий, в остальных словах согласные твёрдые. В нижнем ряду лишняя картинка зонт, потому что в этом слове первый звук [з] согласный твердый, в остальных словах согласные мягкие.

- Сегодня мы будем упражняться различать твёрдые и мягкие согласные.

- Мягкость согласного обозначается гласными II ряда: Я,Е,Ё,Ю,И.

- Твёрдость согласного обозначается гласными: А,О,У,Э,Ы.

- Всегда твердые согласные – ц, ж, ш. Всегда мягкие согласные– й, ч, щ.

Выполняют.

Дети читают слова.

Записывают слова на листах. Подчеркивают первые буквы, обозначающие мягкие или твёрдые согласные звуки.

Оценивают смайликом.

        

Записывают слова под соответствующей схемой.

Проверяют задание.

Оценивают смайликом.

Выполняют.

Каждый проходит звуковую схему слова.

Выполняют задание письменно на листах.

Проверяют задание.

Оценивают.

Садятся в круг, играют.

3.  Подведение итогов.

Логопед: К сожалению, профессор задерживается в научном институте. Но он для вас отправил голосовое сообщение. Давайте послушаем. (Слайд 10.)

Звукознайкин: «Здравствуйте, дорогие ребята. К сожалению, я задерживаюсь в научном институте. Но для вас отправил бандероль с сюрпризом. Удачи вам и успехов!»

Логопед: Но прежде чем посмотреть что он вам отправил, подведём итоги нашего путешествия.

Какие звуки мы с вами сегодня закрепляли?

Каким цветом обозначаются мягкие и твёрдые согласные?

Что нового узнали на занятии?

Что понравилось больше всего?

Знайка: Посмотрим, какой сюрприз вас ждёт. Открывайте коробку.

Ребята, пришло время прощаться, я очень рад был видеть вас в лаборатории и надеюсь вам очень понравилось. Спасибо вам!

Логопед: До свидания!

Слушают сообщение.

Отвечают.

Открывают бандероль, достают сюрпризы.

- Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Конспект логопедического занятия, для  учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Распространенными ошибками среди учащихся начальной школы являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме ( Я – ЙА,  Я –А, Я –ЬА, ЬЯ) ...

Презентация "Твердые и мягкие согласные" Перспектива 1 класс

Предлагаю к рассмотрению урок, посвященные твердым и мягким согласным. Дан коспект урока и презентация к нему....

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...

Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы О-Ё( 2 класс)

Технологическая карта  Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся по АООП НОО вариант 5.2 Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы О-Ё( 2 класс)   Тема:...