Аспекты лексико-грамматического строя у учащихся младших классов с дисграфией и основные направления коррекционной работы.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Т.А. Соколова

Статья об особенностях лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов с дисграфией.  Основные векторы коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Аспекты  лексико-грамматического строя у  учащихся младших классов с дисграфией и основные направления коррекционной работы.

Поступающие в первый класс дети обладают бедным и малодифференцированным словарным запасом. При назывании картинок, подобранных по определенным темам (цветы, деревья, посуда), смешивают названия сходных предметов, называя например, блюдце тарелкой, чашку - кружкой, майку- рубашкой и т.д. Первоклассники неуверенно пользуются словами-обобщениями, смешивают их (овощи - фрукты, одежда - обувь, ягоды- фрукты). Им трудно выполнить и задание на перечисление объектов, входящих в понятие более широкого объема: назвать какие они знают ягоды, цветы, фрукты и т.д. в основном называя, не более 1-2  предметов. Выполняя

задание назвать детенышей животных, затрудняются в тех случаях, когда слова являются не однокоренными (собака-щенок, овца - ягненок).

Крайне мало в речи первоклассников прилагательных. Нет четких названий при обозначении оттенков цветов: «Это не красный, а чуть красный».

Особенности нарушения грамматического строя речи у  первоклассников выявляются при выполнении задания на пересказ сюжетной картинки, составления рассказов. Характерной ошибкой является опускание предлогов, их смешение в использовании падежных форм.

Учащиеся младших классов не владеют многими родовыми понятиями (мебель, транспорт, ягоды). Так, при выполнении задания назвать одним словом группу однородных предметов, дети часто называют общий функциональный признак этих предметов, выраженный глаголом ( столы, стулья, диваны - чтоб сидеть; рубашки, брюки, платья - продают; одуванчики, розы, ромашки - они растут). Часто используются слишком широкие родовые понятия ( платье, пальто, юбка - вещи; яблоки, груши, сливы - еда).    

Отмечается недифференцированность глагольного словаря, учащиеся часто называют одним словом различные действия, совершаемые разными субъектами (человек ходит, черепаха ходит, конь ходит, белка ходит).

Из оценочных прилагательных чаще всего встречаются слова “ хороший”, “плохой”, а  пространственные ограничиваются парой “большой - маленький”. Дети редко пользуются приставками для обозначения оттенков действия или употребляют одну приставку ( пришел в школу, подошел к другу, вошел в класс - все эти глаголы заменяются одним словом - пришел), не знают названий месяцев и смешивают понятия  «времена года» и «месяцы».

Также детьми плохо усвоена следующая категория слов – слова - названия деталей предметов одежды, частей тела животных, машины.

Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера («лошадёнок», «курёнок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством.

В словарном запасе школьников с нарушениями письма  3-4 классов отмечается почти полное отсутствие имён прилагательных, за исключением прилагательных обозначающих цвет. Также очень беден глагольный словарь.

В устной и письменной речи младших школьников также много и аграмматических ошибок.

Так, при словоизменении имён существительных в единственном числе, дети часто неправильно употребляют падежные окончания, пользуясь только одним из нескольких вариантов( был в лесе, стоял на мосте). Часты смешения предлогов, употребляющих с одним падежом ( пришёл со школы, слез из дерева). Не различают форм родительного и винительного падежей  неодушевлённых существительных ( вижу мяч - не вижу мяч). Особенно много ошибок встречается при попытках образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Выбирая наиболее употребительные окончания дети называют их на все слова ( креслы-стулы-домы) или смешивают окончания, в таком случае встречаются и правильные, и ошибочные формы – города – дома -  торта.

Большие затруднения вызывают у детей задания на понимание логико - грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. «Конфету купила Ира» или « Конфета купила Иру». Детям такие предложения кажутся одинаковыми.

Также много ошибок на письме встречается и при согласовании прилагательных и глаголов с существительными в роде.

Бедность словаря детей с нарушениями  письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов.

Приведенные факты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о неспособности актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.

Исходя из принципа одновременной работы над всеми компонентами речевой системы, на звуковом этапе логопедического воздействия должна начаться работа над уточнением и обогащением словарного запаса младших школьников.

  • Различные  ребусы на составление слов по первым буквам и первым слогам названий картинок, причем картинки подбираются из одной однокоренной группы слов, давая возможность ребенку оперировать словами - синонимами и активно заниматься поиском новых слов.
  • Игра «Слоговое домино» - составление слов из слогов, добавляя к имеющемуся слогу второй - двусложные слова, или к двум слогам третий - трехсложные слова. Цель - активизация пассивного словаря.
  • Различные кроссворды на лексические группы.
  • Систематизированные папки по каждой лексико-грамматической категории ( например - овощи, деревья и т.д. ), которые содержат задания развитию звукобуквенного анализа, слогового анализа и синтеза; по дифференциации звонких и глухих согласных; работе над гласными; по развитию связной речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.

Работая в классе компенсирующего обучения, учитель должен знать физиологию обучающихся данной группы, направления коррекции, владеть разными методиками обучения....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Основные направления коррекционной работы

Основные направления коррекционной работы...

Основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР

Характеристика общего недоразвития речи и основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

 В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необхо...

Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с СДВГ и гиперактивностью.

Работа посвящена играм, которые являются эффективной и прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ.  Предложены...

Основные направления коррекционной работы в 1 классе

Основные направления коррекционной работы в 1 классе...