Развивающие игры как средство формирования интеллектуальных умений детей с ОВЗ.
статья по логопедии

Статья, входящая в сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и Всероссийского научно - практического семинара в Санкт Петербурге  "Образование детей с ограниченными возможносями здоровья в различных организационно - педагогических условиях". В статье дана разработка игры - драматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferenciyu_0_0.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 Пионтек Алла Владиславовна

учитель-логопед

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

  школа-интернат № 8  Пушкинского района Санкт-Петербурга 

 

Развивающие игры как средство формирования интеллектуальных умений детей с ОВЗ.

Актуальность  темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,    способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий,  социализации.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Игры, которые рекомендуются в специальной литературе для детей с ОВЗ, дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что помогает более глубокому усвоению пройденного материала [1,3].

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

Приведём пример игры, которая разработана и использована нами в работе с учащимися первого класса коррекционной школы. Применение данной игры оказалось результативным: оно способствовало более глубокому усвоению программного материала по всем основным предметам и коррекции психических процессов, особенно эмоциональной сферы детей.

Игра – драматизация по мотивам сказки «Как звери солнце выручать ходили».

Цель: формирование интеллектуальных умений детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Формирование основных универсальных учебных действий.

2. Развитие основных психических процессов

3.Создание благоприятных условий для социальной адаптации.

4.Повышене мотивации учебной деятельности.

Оборудование:  текст сказки, маски зверей (лиса-лисёнок, медведь -  медвежонок, заяц – зайчонок, белка – бельчонок, мышь – мышонок), конструктор «ЛЕГО», счётный материал, магнитная доска, предметные картинки с изображением зверей, солнца, тучи, ветра, молнии и др.,  изографы, интерактивная доска (персональный компьютер, проектор), презентация «Как звери солнце выручать ходили».

Описание игры:

Играющие: педагог и дети (можно до 10-12 человек).

Дети являются непосредственными участниками – героями сказки. Игра начинается с распределения ролей участников и деления детей по парам.  Дети, не глядя,  достают из коробки по одной маске и называют героя, которыми они будут в игре. Далее дети распределяются по парам, объединив героев по принципу «большой – маленький» и садятся на свои места.

Педагог читает или рассказывает детям сказку. Чтение сказки может сопровождаться с демонстрацией на интерактивной доске. (Презентация «Как звери солнце выручать ходили»)

Педагог: В одном лесу жили – были медведи, зайцы, белки, лисы, мыши. Любили они на полянке играть, на солнышке греться.

Однажды, огромная вредная туча закрыла солнце. Заревели медведи, задрожали зайцы, запищали мышки, испугались белки, спрятались в норки лисы (дети изображают действия зверей).  

Педагог: Прилетела птица и спрашивает: « Что горюете, звери?»

Дети: Туча закрыла солнышко. Страшно и холодно нам стало.

Педагог: Отвечает птица: «Не печальтесь, помогу вашему горю. Вот волшебное пёрышко, оно приведёт вас в страну Ветра. Он и поможет вам тучу прогнать». Поблагодарили звери птицу и отправились в путь. Идут – идут, вдруг впереди – речка. Чтобы продолжить путь по реке, решили звери плот построить (дети  в масках  медведей берут брёвна, изображённые на магнитной доске, остальные учащиеся строят плот из деталей конструктора «ЛЕГО»).

Педагог: Сколько брёвен взял медведь для строительства плота?

Дети: 5 брёвен.

Педагог: Построили звери плот и поплыли вслед за пёрышком по реке. Проследите глазками, куда летит пёрышко (дети выполняют зрительную гимнастику, используется ИКТ).

Педагог: Куда упало пёрышко?

Дети: На берег.

Педагог: Причалили звери к берегу и очутились на полянке.

Вдруг загремел …

Дети: гром

Педагог: Засверкала…

Дети: молния

Педагог: Хлынул проливной…

Дети: дождь

Педагог: А спрятаться негде. Надо построить  ШАЛАШ (работа в парах: из деталей конструктора «ЛЕГО» дети конструируют букву – одну на двоих с учётом интеллектуальных особенностей детей: Ш - высокий уровень развития, А - средний уровень развития, Л - низкий уровень развития). Принесите буквы. Какие получились буквы? Соберите слово. Какое получилось слово?

Дети: ШАЛАШ.

Педагог: Дождь закончился. Подул лёгкий ветерок. Как дует ветерок? (Дети выполняют дыхательную гимнастику). Как дует сильный ветер? Так встречают нас жители страны Ветра. Чтобы Ветер нам помог прогнать тучу и освободить солнышко, мы должны выполнить следующее задание (индивидуальная работа по карточкам - изографам): найдите своего героя на карточке и раскрасьте его изображение.

Педагог: Стражи страны Ветра просят предъявить ваши картинки, чтобы попасть в их страну (карточки с изображениями героев вывешиваются на магнитной доске).

Педагог: И вот нас встречает сам король страны Ветра. Подул Король – Ветер и прогнал вредную тучу (музыка). Появилось солнышко. Запели птицы (звучит музыка). Легли звери на травку (дети ложатся на коврики), чтобы отдохнуть после трудного пути. Послушали пение птиц. Звери были рады, что спасли солнышко, стали играть и веселиться на полянке. С тех пор живут звери, горя не зная. И вам желаю жить, не тужить, и всем вместе дружить.

Область применения данной игры может варьироваться в зависимости от изучаемого учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Включение в урок игры или игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодроё рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные универсальных учебных действий.

Список литературы:

1.Стребелова Е.А. - Коррекционно – развивающие обучение в процессе дидактических игр, Москва «Владос», 2008.

2.Степанова О.А.,  Рыдзе О. А. – Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие, Москва Творческий центр «Сфера», 2003.

3. Шабанова А. А. – Математика. Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и в 1-2 классе начальной школе. Волгоград «Учитель», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство формирования интеллектуальных умений и навыков детей с оганиченными возможностями здоровья.

Статья, входящая в сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и Всероссийского научно - практического семинара в Санкт Петербурге  "Образование де...

Игра как средство формирования положительной мотивации учения у детей

   Игра и детство неразделимы. Социологи считают, что спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и к...

Буклет " Игры и развивающие упражнения - как средство формирования УУД младших школьников"

Работа в рамках ФГОС предполагает развитие у учащихся, воспитанников универсальных учебных действий, то есть умения учиться  (способность  субъекта к саморазвитию  и самосовершенствован...

Игра как средство формирования коммуникативных умений

Внеурочная деятельность с младшими школьниками....

Развивающие игровые формы устного счета как средство формирования интеллектуальных умений детей с ОВЗ.

Умение производить вычисления устно – это, в конечном итоге, умение производить вычисления, удерживая в памяти числа и действия; быстро получать результат, используя наиболее рациональные приемы...

Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

laquo;Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»ВведениеВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

laquo;Игру не зря называют королевой детства,при умении использования она может статьнезаменимым помощником взрослого».С.Ш. Шацкий...