Развивающие игровые формы устного счета как средство формирования интеллектуальных умений детей с ОВЗ.
статья по математике

Умение производить вычисления устно – это, в конечном итоге, умение производить вычисления, удерживая в памяти числа и действия; быстро получать результат, используя наиболее рациональные приемы вычислений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon piontek_0.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игровые формы устного счета как средство
формирования интеллектуальных умений детей с ОВЗ

Пионтек Алла Владиславовна-учитель-логопед  

ГБОУ  школы-интерната №8

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Умение производить вычисления устно – это, в конечном итоге, умение производить вычисления, удерживая в памяти числа и действия; быстро получать результат, используя наиболее рациональные приемы вычислений.

 В методике математики устными вычислениями принято называть вычисления, которые начинаются с единиц высших разрядов, при этом запись производится в строчку или совсем не производится.

 Письменные вычисления, в отличие от устных, начинаются с низших разрядов (кроме действия деления), запись примеров производится в столбик.

Устный счет имеет большое значение для учащихся коррекционных школ (в частности для детей с ЗПР), т.к. овладение навыками устных вычислений готовит почву для овладения и лучшего понимания письменных вычислений, для практического понимания законов арифметических действий, способствует овладению математической терминологией.

Овладение устными вычислениями имеет исключительную практическую значимость, т.к. готовит учащихся к лучшей ориентировке в повседневной жизни, к работе на предприятиях.

Ежедневно в транспорте, в магазине, дома и на производстве люди выполняют массу устных арифметических операций, и чем быстрее и правильнее дети выполняют вычисления, тем более подготовленными и приспособленными к самостоятельной жизни они себя чувствуют.

Овладев устным счетом, школьник увереннее чувствует себя и на уроках

технологии, информатики, физики, химии (в старшей школе) и в повседневной деятельности.

 Наряду с этим, устный счет имеет большое коррекционное значение.

Устные вычисления требуют от учащихся сосредоточения внимания на предъявляемых примерах или задачах, запоминания чисел и действий.

Устный счет способствует также коррекции и развитию мышления. Без анализа, без синтеза, обобщения – высших процессов мышления – невозможно выбрать наиболее рациональный путь решения примера и быстро выполнить действия.

 При устном счете развивается и речь учащихся, обогащается математический словарь, т.к. учитель просит обосновать выбор вычислительных приемов, подробно рассказать ход решения примера или устной задачи, назвать компоненты арифметических действий, установить их зависимость и т.д.

 Занятия устным счетом должны быть неотъемлемой частью каждого урока математики, т.к. они будят мысль учащихся, нацеливают их на рабочий лад, организуют и готовят к другим видам работы на уроке.

 Для учета навыков устного счета проводится: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, арифметические диктанты.

 Задания для устных вычислений могут предлагаться ученикам в различной форме. О. В. Узорова выделяет 4 вида устных вычислений (по способу их предъявления и восприятия): беглые слуховые вычисления, зрительные вычисления, комбинированные устные вычисления, устное решение задач.

Занятия устным счетом будут приносить пользу только тогда, когда учитель тщательно продумал и подготовил этот этап урока, подобрал различные виды устных упражнений, продумал пути активизации всех учащихся.

 Важным средством воспитания умственной активности учащихся является игра. Она делает обучение доступным и интересным. Игры бывают самыми разнообразными:

«Лабиринты», «Цепочки», «Эстафеты», «Математические фокусы», «Математическая рыбалка», «Круговые примеры», а также различные задания на смекалку и сообразительность, занимательные задачи и др.

 Игры делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на коллективные, групповые и индивидуальные.

        Объем, содержание и система изучения математического материала в коррекционной школе имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому учитель должен учитывать эти особенности и в работе над устными вычислениями, придерживаясь программных требований, в соответствии с которыми устный счет – неотъемлемый этап почти каждого урока математики.

        При работе над устными вычислениями следует создавать такие условия восприятия заданий, при которых навык устного счёта будет наиболее полно формироваться.

        Большое внимание должно быть уделено поддержке интереса к учению, выработке положительной мотивации, развитию эмоционально-волевой сферы и, конечно же, коррекции имеющихся нарушений психофизического развития.

        Коррекционно-развивающие занятия должны быть направлены в первую очередь на развитие психических функций, обеспечивающих в дальнейшем усвоение учебных навыков. Систематическую, правильно организованную коррекционную работу целесообразно проводить также с использованием развивающих игр, которые способствуют активизации психических процессов, развитию умственных способностей, тренировке памяти и мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, произвольного внимания, коррекции моторики мелких мышц рук.

        Развивающие игры помогают лучше усваивать и закреплять знания, приобретенные на уроках, пробуждают интерес к изучаемым предметам, воспитывают у детей наблюдательность, обучают приёмам логического мышления. В процессе игры дети овладевают универсальными учебными действиями.

        Развивающие игры должны быть доступны всем учащимся, особенно игры, ориентированные на развитие сообразительности, памяти, пространственного воображения.

        Каждому ученику необходимо подбирать индивидуальные задания, так как игровая ситуация является важным условием его личного успеха.

        Интерес к занятиям, которые требуют напряжения мысли, появляется не у всех детей и не сразу, поэтому развивающие игры следует вводить постепенно, не оказывая давления на детей, а увлекая их игрой.

        Преодолевая первые трудности в игре, дети испытывают большую радость и готовность перейти к более сложному этапу, у них появляется вера в собственные силы.

 Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики»,- говорил К.Д.Ушинский.

Игра для запоминания таблицы умножения с использованием

«Игровизора» В.В. Воскобовича

 Процесс изучения и запоминания таблицы умножения должен быть интересным и не скучным для любого школьника. Дидактическая игра, которая состоит из серии карточек разного уровня сложности, направлена как на обучение, так и на развитие ребёнка.

 Разные уровни игры позволяют педагогу учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка в классе, его интересы, потребность в игре, а также грамотно построить работу с разными учениками.

Правила игры первого уровня

 – На листе записаны примеры и таблица Пифагора. В примерах в виде рисунка зашифрован ключ к разгадке тайны. Вам необходимо найти результаты произведений и закрасить клетки с ответами. В конце игры на таблице вы увидите тайное изображение. Запомните, что первый множитель записан в левом столбике, а второй множитель – в верхней строчке. На их пересечении вы найдёте клетку с ответом. Заштрихуйте её карандашом. Будьте осторожны! В таблице Пифагора многие произведения повторяются дважды, если вы перепутаете место, где записан первый и второй множители, то можете попасть не в ту клетку, которая вам нужна, и тогда вам не удастся увидеть изображение.

Правила игры второго уровня

 Учитель даёт каждому школьнику листок с записанной на нём таблицей Пифагора без ответов и серией примеров.

- На листе записаны примеры и таблица Пифагора. Чем она отличается от предыдущей таблицы Пифагора? (На ней не написаны ответы.) Вы должны найти в таблице множители, вычислить произведение, вписать его в нужную клетку и закрасить её. В итоге у вас получится рисунок. Будьте внимательны: первый множитель вы всегда находите в левом столбике, второй в верхней строке.

Игра -  это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом, которая  способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологический и психологический аспекты.

Игры Воскобовича многофункциональны.  При помощи одной и той же игры ребенок может освоить буквы и цифры, познакомиться с различными цветами и формами. В результате игровой деятельности у ребенка развиваются мелкая моторика, внимание, память воображение, мышление, речь, умение ориентироваться на плоскости.  Во время игры ребенок окружается непринужденной и радостной атмосферой. Игры Воскобовича не оставляют  равнодушными  ни детей, ни взрослых, они дают толчок к творческому развитию ребенка.

Список рекомендуемой и использованной литературы

1.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.  Воронеж, 2009.

2.Волина В.В. Праздник числа. М.,1997.

3.Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство формирования интеллектуальных умений и навыков детей с оганиченными возможностями здоровья.

Статья, входящая в сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и Всероссийского научно - практического семинара в Санкт Петербурге  "Образование де...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий анализировать информацию, делать выводы....

Статья "Средство формирования метапредметных умений у школьников."

.Сегодня, наверно, все учителя   знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя.  Безусловно, перед учителем возникает проблема:...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала:  средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...

Развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных умений у младших школьников.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем пред...

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...

Развивающие игры как средство формирования интеллектуальных умений детей с ОВЗ.

Статья, входящая в сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и Всероссийского научно - практического семинара в Санкт Петербурге  "Образован...